«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные отличия сохраняются
и в ХХ1 веке, если будем озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»
Д. Лихачев
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства.
Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности.
Мы считаем, что введение культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти к приостановке духовного обнищания.
В силу специфики своего исторического развития Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южно русской культуры.
Наш край, не смотря на многие утраты современности по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми.
На протяжении многих лет мы целенаправленно, углубленно работаем по духовно-нравственному воспитанию детей. В нашей деятельности предусмотрены разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями.
Основы образовательной деятельности духовно-нравственного воспитания дошкольников
Содержание образования:
- События в потоке времени: даты календаря, даты православного и земледельческого календаря, события в жизни семьи, города, края.
- Судьбы людей в истории (близких ребенку, участников исторических событий).
- Развитие народной культуры и цивилизации: декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, костюм, предметы быта, техника, вооружение.
- Роль событий, людей, культуры, ценностей в жизни народа и страны..
Задачи образования:
- Познавательные:
- обогащение представлений о жизни, быте, взаимоотношениях людей в истории;
- знакомство с историческими личностями, оказавшими влияние на ход истории;
- уточнение простейших понятий связанных с датами календаря, объяснение их значения, сути и ценности в жизни культуре россиян.
- формирование интереса к источникам информации людей и страны.
- Воспитательные:
- возбуждение, стимулирование эмоционального отклика (сочувствия, сопереживания, сострадания, гордости) к событиям и судьбам людей в истории;
- расширение, обогащение познавательного интереса, любознательности как качеств личности;
- формирование ценностного отношения к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;
- воспитание личностной культуры и патриотических качеств и побуждений.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности детей;
- совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, структуру и правильность построения фраз; функции (диалоговую, описательную, повествовательную доказательную);
- развивать мышление: анализирующее, ассоциативное, диалектическое;
- развивать воображение: воспроизводящее, воссоздающее творческое;
- развивать эмоционально-волевую сферу: (культуру, духовный отклик)
Дидактические средства:
- Традиции, обряды народных праздников и быта россиян;
- Былины, сказки, пословицы (фольклор);
- Народные игрушки;
- Предметы быта;
- Предметы декоративно-прикладного искусства;
- Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта;
- Книги: энциклопедии, путеводители, буклеты, детская художественная литература по страницам истории;
- Фотографии;
- Репродукции, иллюстрации;;
- Схемы, модели, символы (геральдика);
- Видео, аудио продукция.
Система планирования:
а) перспективное планирование
по возрастным группам;
б) календарно-тематическое
планирование.
Методы формирования сознания:
Младший дошкольный возраст
Воспитание через чувства и отношения:
- воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми, желание изучать вместе, умение не сориться мирно разрешать конфликты
- Наполнять преднамеренное окружение детей объектами их национальной культуры
- Не обращать внимание детей на их национальное различие.
Старший дошкольный возраст
Воспитание через познание окружающего мира:
- Представление о доме, как месте, в котором живут люди
- Знакомство с понятиями «Планета Земля» (знакомство с глобусом)
- Представление о появлении на земле человека
- Ознакомление детей с различиями и сходством живущих на земле людей
- Формирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах
- Формирование представлений о существовании «Деколорации прав человека».
Согласно перспективному плану мы
последовательно проводим ознакомление детей
не только с казачьим фольклором, но в меру
возрастных возможностей дошкольники получают
знания об обычаях, традициях, обрядах
казачества, знакомим с народными героями.
Великими подвижниками земли русской
(Александром Невским, Сергеем Радонежским и др.)
Глядя в глаза детей, которые слушают
рассказы о родном крае, мы понимали, что
эта информация трогает детские сердца. Они
внимательно слушали, активно отвечали на
вопросы, но мы чувствовали, малышам чего-то не
хватает для полного восприятия информации о
своей малой Родине Кубани.
И вот вместе с музыкальным руководителем,
начиная с младшей группы стали разучивать
казачьи песни «Галушечка», «Не ходи ты
хлопчик» у детейзаблестели глаза, пели все:
родители и дети. Кто умеет и те кто боялся что не
умеет. С помощью родителей сшили прекрасные
костюмы, которые еще больше воодушевляли детей.
Дети, через песню, откликнулись своею любовью к
родному краю богатому фольклором, славным
казачьим традициям. Когда познакомили детей с
историей нашего края, дети узнали, почему казачий
язык похож на русский, украинский и белорусский
говор.
Была прекрасно оборудована казачья комната, приобретены костюмы для всех детей группы. Теперь не осталось ни одного равнодушного к нашим кубанским песням.
Мы поставили перед собой задачу продолжать формировать нравственно-патриотические чувства у воспитанников, используя народное искусство. Поэтому ежемесячно организуем тематические дни, например «День Кубани».
День Кубани
Звучат народные кубанские песни
(фонограмма).
У детей, у воспитателей элементы в одежде
кубанского колорита
В группах элементы казачьего быта.
Завтрак: Кубанское блюдо «Кукурузная каша с молоком» или «запеченная тыква»
Викторина «Мой край»
- Какой ландшафт окружает нас (Степи, леса, горы, моря, реки, лиманы.)
- Какие реки вы знаете? (Кубань, Уруп).
- Какие моря омывают границы Кубани? (Черное море, Азовское).
- Мы знаем, что в нашем крае очень богатый растительный и животный мир. Знаете ли вы, какая рыба водиться в водоемах нашего края? (Карась, щука, окунь, судак, сазан, толстолобик, тарань, осетр).
- Какие звери водятся в лесах? (Заяц, лиса, кабан)
- Какие животные живут в плавнях? (Кабан, енот, ондатра, норка.)
- Назовите птиц Кубани? (Куропатки, голубь, жаворонок, ласточка, воробей, соловей, кукушка, ворона, сыч, трясогузка).
- Какие породы деревьев растут в нашем крае? (Дуб, клен, акция, тополь, платан, береза, ель, сосна).
- Назовите травы Кубани (Ромашка, лебеда, подорожник, мята, лопух, полынь. В лиманах растут: камыш, земляной орех, кувшинки, лилии и даже лотос)
Беседа с детьми
Воспитатель: Как богата природа
Кубани, но еще она славится своей красотой.
Поселились казаки на Кубани и жили
свободно. Верой и правдой служили русскому
царю: стерегли границы. Были они люди
храбрые, удалые, умели и воевать, и жить ладно. А
семьи у казаков были большие, много
детей, жили все в любви и дружбе. А вы, ребята,
знаете, чему учили в казачьих семьях?
Дети: Уважать и почитать старших, быть вежливыми, послушными, скромными, честными, приучали к труду.
Воспитатель: Правильно: Чтобы хорошо жить, надо трудиться. Какую работу выполняли казачата?
Дети: Помогали старшим в огороде, нянчили детей, пасли скот.
Воспитатель: А что хорошего в труде?
Дети: Будешь много уметь, будешь полезен, за труд деньги дают.
Воспитатель: А какими ремеслами занимались казаки?
Дети: Ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу, плели из соломки, прутьев ивы.
Воспитатель: Верно! Но одними самых любимых занятий у казаков, в котором они изрядно преуспели, было кузнечное дело. Они ковали решетки, крылечки, украшали дома, ворота, можно ли сегодня использовать кованные изделия?
Дети: Забор кованный можно сделать, спинку к лавке, кровать, перила, крыльцо, ворота.
Воспитатель: Из какого материала выполнены все эти изделия?
Дети: (Из металла)
Воспитатель: Металл – один из прочных материалов, поэтому делать из него украшения не просто. Этому нужно долго учиться и любить свою работу.
Прогулка. Дети наблюдают за
работой дворника.Игра «Кто быстрее сядет на
стульчик»
Воспитатель предлагает понаблюдать за работой
садовника
Беседуют о работе повара. Дети, а с чем
на Кубани делают вареники? Поют песню «Варенички».
Воспитатель: Дети, какие же блюда кубанской кухни вы знаете?
Дети: Борщ, галушки, пирожки с капустой, творогом, картошкой, курагой, вишней, каша с тыквой, узвар и т.д.
Обед
Наши повара приготовили нам кубанский борщ, мясо, компот по-кубански (узвар)
2-я половина дня.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали очень много интересного о Кубани, о том как живут люди, чем занимаются. А знаете ли вы какие праздники отмечают на Кубани?
Дети:Новый год, Рождество, Пасху, Троицу, семейные праздники: рождение, ребенка, крестины, свадьбы, проводы казаков на службу.
Воспитатель: Широко тогда лилась
по станице удалая казачья песня «Як служив
я у пана»
Мы сейчас с вами тоже повеселимся. Играют в
народные игры: «Ремень», «Достань платок»,
«Цепи», «Подкова», Соревнуются, кто больше
знает кубанских пословиц.
Воспитатель: Вот и солнышко садиться стало, значит, пора нам по дамам. Я вас домой провожу, гостиницам угощу (сушки, баранки)
Несомненно, ценным элементом воспитательной
системы является использование русских народных
праздников в различных формах работы с
детьми. Например: праздника «Казачий круг»,
«Зимняя сказка», «Любимый город Армавир»,
развлечение «Кубанские посиделки», «Входины в
кубанской хате» и т.д. Детей знакомим с
местными диалектом, песнями, играми.
Наш край славится богатым урожаем хлеба, риса. На
занятиях и вне занятий знакомим детей с трудом
хлеборобов. Рассматриваем картины, читаем
детскую художественную литературу, Дети учат
много пословиц и поговорок о
хлебе. Проводим вечера развлечений, викторины по
знанию пословиц и поговорок о хлебе. Кроме
того, знакомим детей с ярмаркой. Славилась
наша Кубань богатыми ярмарками. Ярмарка – это
плоды труда работников сельского хозяйства. Так
на осенней ярмарке знакомим детей с дарами
нашего родного края. В ярмарке участвуют
скоморохи, «цыгане», кумушка с русским самоваром,
дети в кубанских костюмах. Поем задорные
частушки, русские народные песни, водим
хороводы.
Мы знакомим детей с кубанским промыслом:
вышивкой. Дети с интересом рассматривают
эти работы и с желанием вышивают свои
работы в подарок маме в день 8 Марта, для
участия в ярмарке.
В подготовительной группе проводим кубанские
посиделки, КВН «Моя Родина – Кубань».
В процессе экскурсий, прогулок в поле, к реке,
лесопарковую зону, на Форштадт и на
специальных занятиях детей знакомим с породами
деревьев (хвойные, лиственные), лесными и
полевыми цветами, злаковыми культурами (рожь,
пшеница и т.д.). с птицами кубанских лесов, рыбами
и животными.
Читаем произведения из сборников местных
писателей и поэтов: В.Д. Нестеренко «Веснушки»,
В.Б. Бакалдин «Стихи о хлебе», «Русский порт
Новороссийск» и т.д.
Однако, учитывая, что Кубань многонациональна,
стало необходимо ввести в наши планы
ознакомительные занятия с традициями, обычаями
других национальностей.
В целях воспитания толерантности, мы проводим
работу с ближайшим окружением ребенка: тех
народностей, представители которых есть в нашем
саду.
В заключение, хочется отметить, что работая по реализации воспитательной системы «Ладушки», мы решаем проблемы духовного и нравственного патриотического воспитания. Так хочется, чтобы наряду с современными ритмами в домах наших воспитанниках звучали кубанские напевы, стихи кубанских поэтов, появились интересные творческие работы. Исполнялись игровые пляски с припевками, с шутками и прибаутками, с притопами и веселым свистом, которые выражают яркую натуру кубанцев.