Цели:
1. Закрепить умение детей работать с координатной плоскостью:
- умение находить точку на плоскости по заданным координатам и
- умение находить координаты заданной точки; показать и научить,
- как рисовать с помощью координатной плоскости.
2. Проверить умение работать с координатной плоскостью.
3. Развивать абстрактное мышление, воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в паре, развивать интерес к математике.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Тема урока “Координатная плоскость” /слайд 1/, которая поможет совершить нам интереснейшее путешествие в замечательные Заповедники Сибири.
/слайд 2/
- В Сибири находятся такие заповедники как: Алтайский, Баргузинский и Большой Арктический. /слайд 3/
- А кто мне скажет, что такое заповедник? /слайд 4/
- Но чтобы осуществить планы вы должны будете вспомнить все о координатной плоскости.
II. Фронтальный опрос /слайд 5/.
- Из каких прямых состоит координатная плоскость?
- Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат?
- Как называют каждую из этих прямых?
- Как называют точку пересечения этих прямых?
- Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
- Расскажите, как найти абсциссу и ординату точки на координатной плоскости. /Надо из точки провести перпендикуляр к абсциссе и ординате/
III. Актуализация знаний.
1. /Слайд 6/
- Вспомнив все о координатной плоскости мы можем смело отправляться в заповедники. Посмотрите, на доске представлены животные, которые обитают в Сибири: лань, лось, волк, куница, медведь, выдра...
- И первое задание: вы должны будете определить координаты некоторых животных обитающих в этом заповеднике и записать их координаты на доске.
2. /Слайд 7/
- Молодцы, вы справились с этим заданием, отправляемся дальше. Так же как и в других лесах в Сибири живут не только звери, но и птицы. /На доске птицы: кардинал, чибис, тетерев, пухляки, дятел, клест-еловик, краткий рассказ о том почему их так назвали/. Сейчас весна и у многих птиц появляется потомство, так вот не задача, вылупившиеся птенцы вывалились из своих гнезд . И мы не можем двигаться дальше, пока не посадим их по своим гнездам. У каждого птенчика свое гнездо с определенной координатой.
IV. “Затерянный мир” /слайд 8/.
- Мы продолжаем обследовать близлежащие районы. Неожиданно для себя нашли затерянный мир. Мир, который неизвестен более никому. Но кто это? Это ученый, который живет здесь и он утверждает, что встретил в лесу динозавра, за которым следит на протяжении нескольких лет. Но мы- то с вами знаем, что динозавры уже давным-давно вымерли. Наш друг заверяет нас, что сфотографировал чудовище. Давайте же проявим отснятый кадр. Для проявления кадра нам потребуется координатная плоскость. На этой плоскости мы с помощью координат проявим то, что увидел фотограф.
- Откройте тетради и запишите число, Кл. работа. Координатная плоскость у вас уже построена. Но прежде чем приступить к проявке, давайте вспомним как построить точку по ее координатам /сначала надо пройти по оси Х от начала отсчета, а потом по оси У/.
- Я буду диктовать координаты, а вы на заготовленных координатных плоскостях отмечаете точки и последовательно соединяете их с предыдущей точкой с помощью отрезков. Единичный отрезок равен одной клеточке.
Динозавр
(1;2) (3;4) (7;5) (9;4) (14;0) (20;-6) (10;0) (9;-2) (9;-4) (6;-4) (7;-3) (7;-2) (2;-2)
(2;-4) (-1;-4) (0;-3) (0;0) (-5;4) (-7;4) (-8;5) (-6;7) (-5;7) (1;2) глаз (-6;6).
- Да, мы с вами и не предполагали, что на земле остались места, в которых еще живут динозавры. Мы не должны никому говорить об этом, иначе уже завтра сюда приедут браконьеры и будут на них охотиться.
Физминутка /слайд 9/
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
V. Пещера.
- В этом заповеднике есть интересная пещера, в которой можно найти наскальные рисунки, но рисунки очень странные. Каждый рисунок завершен только наполовину. К нам в руки попали только копии одного из рисунков и мы с вами попробуем его дорисовать. /слайд 10/
/Детям раздаются карточки для работы с симметрией/
- На что похожа эта часть рисунка? (Кувшин)
- Для того чтобы завершить рисунок, вы должны поочередно предлагать координаты продолжения рисунка. Координаты должны быть последовательными, чтобы с помощью отрезков можно было завершить рисунок.
/(7;10) (4;8) (3;6) (3;4) (6;0) (7;-3) (7;-6) (5;-8) (3;-9) (6;10)/
VI. Самостоятельная работа.
- Мы заканчиваем свое исследование затерянного мира, но в конце нашего путешествия нам прислали спецзадание: попытаться найти давно забытые растения. Задание пришло закодированным, и что нам с вами нужно искать, мы узнаем, если расшифруем послание при помощи координат.
- У вас у каждого на столе лежит карточка с заданными координатами вы должны будете в своей тетради построить координатную плоскость, единичный отрезок равный 1см, отметить точки и последовательно соединив их, вы получите рисунок, а какой мы узнаем после того как вы выполните задание.
- Но прежде чем приступить к работе, давайте еще раз вспомним построение точки по ее координатам. Если вы даже не умеете рисовать, то с помощью последовательных соединений точек можно нарисовать любой рисунок.
Отметить на координатной плоскости точки, последовательно соединив их отрезками:
(-2;2) (-3;-1) (-6;-2) (-5;1) (1;3) (4;-6) (3;-2) (2;-1) (-1;-1) (-4;2) (-6;3) (-3;3) (2;6) (-1;5) (-2;2) (-5;3) (-6;6) (-3;5)
(-5;6) (-2;4) (-2;7) (-1;5) (2;2) (2;-1) (-1;2).
(-1;-1) (2;-2) (1;1)
(-2;2) (-2;-2) (-5;-6).
/ После выполнения сам. работы проверяем ответы с помощью проектора слайд 12 и 13. Дети, обменявшись тетрадями, проверяют задания друг у друга и выставляют оценки самостоятельно. Эти оценки выставляются в журнал. Если остается время, можно раскрасить рисунки/.
VII. Подведение итогов.
- Наше исследование подошло к концу, и мы возвращаемся домой. За этот урок мы успели познакомиться с обитателями заповедника, и исследовать затерянный мир. А что нам помогло справиться с этими заданиями?
- Да, все сегодняшние успехи – благодаря координатной плоскости. Я увидела, что вы умеете работать с координатной плоскостью. Поэтому даю вам домой важное задание. Каждый из вас самостоятельно исследовал затерянный мир и видел что-то интересное, может, растение, а может, и еще что-нибудь необычное. Дома вы должны, увиденное перенести на координатную плоскость. /Слайд 14/