Глагол. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • закреплять полученные знания учащихся по теме «Глагол», умения спрягать глаголы, писать их личные окончания;
  • формировать умение находить в тексте слова с изученными орфограммами, умение писать не с глаголами;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • способствовать речевому развитию детей, обогащению словарного запаса;
  • развивать внимание, память, мышление.
Слайд 1 Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол!

Тема нашего урока «Глагол»

Слайд 2 Разминка

1. Фонетика

а) Первый ряд – выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.(яблоко);
б) второй ряд – выпишите слово, в котором звуков меньше, чем звуков.(лось);
в) назовите слово, в котором одинаковое количество букв и звуков.

2. «ь» после шипящих

а) 1 ряд – запишите слова, в которых пишется «ь»;
б) 2 ряд – слова, в которых не пишется «ь».

3. Склонение

1 ряд – 1 скл., 2 ряд – 2 скл.

Слайд 3 4. «Подбери»

а) к слову далёкий подобрали проверочное слово. Выбери правильный ответ:

1. Далеко                   3. Далековато
2. Долгий                   4. Дальний

б) выбери проверочное слово «Парные согласные»

1. Ход                         4. Находить
2. Находка                  5. Заход

в) Выбери падеж имени существительного волной

1.Д.п.      2. Р.п.         3.Т.п.         4.П.п.

Слайд 4 Словарная работа
Картинный диктант
Картофель, экскаватор, космонавт, столица, Москва, телефон, трамвай, автобус, телевизор, трактор.
Подчеркните слова на тему «Транспорт», подберите подходящие по смыслу глаголы.
Слайд 5 Кроссворды
«Спрятанные слова»
1.Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица единственного числа.
Если вы верно выполнили задание, то в выделенном столбике прочитаете «спряжение»
Слайд 6 2. Во втором кроссворде выполните задание в обратном порядке: впишите в клетки глаголы в 1-м лице единственного числа, образовав их от глаголов неопределённой формы.
В результате вы прочтёте в выделенном столбике название фонетического явления, происходящего при образовании этих глаголов «чередование»
Слайд 7 Физминутка

Пословицы

Что такое пословица?

Жанр фольклора, сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

Прочитайте.
От глаголов в скобках образуйте глаголы во 2 – лице единственного числа.
1. (Выучить) правило – (выполнить) верно задание. Выучишь правило – выполнишь верно задание

Слайд 8 2. Что (посеять), то и (пожать). Что посеешь, то и пожнёшь.
3. (Упустить) минуту – (потерять) час. Упустишь минуту, потеряешь час.
4. (Делать) доброе дело, если правду (говорить) смело. Делаешь доброе дело, если правду говоришь смело.
Слайд 9 Развитие речи

1. «Назови одним словом»

Храбрый человек (храбрец)
Болтливый человек..(болтун)
Ленивый человек …(лентяй)
Мудрый человек … (мудрец)
Богатый человек ….(богач)
Грубый человек ….(грубиян)
Сильный человек …(силач)
Весёлый человек …(весельчак)

– Слова какой части речи вы записали?
– Образуйте от полученных имён существительных глаголы неопределённой формы.

Храбриться, болтать, лениться, мудрить, богатеть, грубить, веселить.

Слайд 10 2. «Говори правильно»

Одеть и надеть
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
Одеть, надеть…
Давай глядеть,
Кого одеть, и что надеть?
Я, полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето,
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!

Сделаем вывод: надеть что-нибудь, одеть кого-нибудь.

– Заполните таблицу.
– А вот как я её заполнила.
– Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих глаголов: одеть и надеть.

Слайд 11 «Сила любви!»

«НЕ» с глаголами

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный ГЛАГОЛ. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю!». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю!».
… Частица НЕ никогда не подходила к ГЛАГОЛУ близко и писалась от него только отдельно. Однако ГЛАГОЛ был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.»
Вздохнул ГЛАГОЛ печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг не замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях ГЛАГОЛА так ГЛАГОЛ доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
Выпишите глаголы, которые пишутся с НЕ слитно

Слайд 12 Глагол – настоящий богач среди частей речи; имеет лицо, время, наклонение, вид и залог – ни у кого  нет столько форм.
Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан.
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
Глагол – это самая живая часть речи.

Ребята, у нас есть дерево  из сада Частей речи. Это дерево называется «Глагол». У нас есть яблоки, которые надо развесить на дереве. Если всё получилось у вас, всё понравилось – красное спелое, были затруднения – зеленое,
совсем неинтересно, ничего не получалось – жёлтое.

Спасибо за работу на уроке!

Приложения