Цели урока:
- познакомить с различными видами узоров на крыльях бабочек;
- расширить знания детей о том, как появляется бабочка;
- учить видеть красоту в природе;
- развивать творческое воображение, эстетический вкус.
Оборудование: гуашь, кисти, проектор, коллекция бабочек.
Методическое обеспечение: репродукции картин художников, изображающих бабочек, презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
Слайд 2
– Отгадайте загадку и вы сразу догадаетесь о чем сегодня мы поведем речь и кого будем изображать:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
– О ком говорится в загадке?
– Правильно, это бабочка.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, как много
разных бабочек существует в нашей природе,
увидим, какие у всех разные и красивые крылья и
сами попробуем нарисовать бабочку с красивыми
узорами на крыльях.
III. Введение в тему урока
Слайды 3, 4
В природе существует огромное количество
бабочек. Но все они не похожи друг на друга. Эта
красивая бабочка – Павлиний глаз. Чаще всего ее
можно встретить в Японии, а также в странах
Европы. Этих красавиц осталось очень мало, они
даже занесены в Красную книгу.
– Обратите внимание на форму крыльев и рисунок
на них. Как можно это назвать?
– Правильно, узор. Из чего состоит узор на
крыльях?
– Совершенно верно, из кругов, похожих на глаз.
– Давайте рассмотрим узоры на крыльях других
бабочек. Опишите их.
– Это бабочка – Махаон. С изящной формой крыльев.
Сколько цветов присутствует в ее окраске!
Давайте подсчитаем. Из чего слагается узор ее
крыльев?
– Совершенно верно, кроме кругом мы видим и
волнистые линии , и пятна.
Слайд 5
– Перед вами самая большая бабочка. Размах ее
крыльев равен 30 сантиметров.
Слайд 6
– Бабочки бывают дневные.
Слайд 7
– Ночные.
Слайд 8
– Крылья бабочек состоят из сотни маленьких
чешуек. Чешуйки отражают солнечный свет, поэтому
крылья переливаются разными яркими красками.
Слайд 9
– Жизнь бабочек очень короткая. Они должны все
успеть. Многие бабочки живут всего одно лето, а
некоторые – несколько дней.
Слайд 10
– Бабочка садится на цветок, опускает свой
длинный хоботок в середину растения и пьет
сладкий сок цветов.
Слайд 11
– У всех нас есть имена. Бабочки такие
красивые создания , им дают необычные и очень
красивые имена. Давайте посмотрим .
Слайды 12-27
– Ребята, вы знаете, как появляются на свет
бабочки? Давайте посмотрим.
Слайды 28-32
– Давайте рассмотрим ближе, как устроена
бабочка.
Слайд 33
– Художники часто изображали бабочек в своих
работах, они тоже любовались красотой их крыльев.
– Вы внимательно рассмотрели бабочек? Какие
узоры могут быть на ее крыльях7
– Из чего состоит узор на крыльях? (Пятнышки,
точки, волнистые линии)
– Сколько крыльев у бабочки? (Четыре, два
большие крыла впереди и два поменьше сзади)
Физминутка
Упражнение «Бабочки»:
- Опустить голову вниз, руки прямо, спинка прямая,
- Рки через стороны вверх – вниз.
- Плавно двигаем руки вверх, смотрим на пальцы, опускаем руки вниз.
- Маховые движения руками, кружение.
Последовательность изображения бабочи:
Слайды 35-38 (1 способ)
Обращаю внимание, что бабочка симметрична.
Сначала отмечаем длину и высоту бабочки,
прорисовываем верхние и нижние крылья, украшаем
крылья и приступаем к работе красками.
Есть еще один способ:
Можно согнуть лист альбома пополам, на одной
половине нарисовать сразу акварелью верхнее и
нижнее крылья, украсить их. Затем согнуть лист,
потереть хорошо кулачком, развернут, на
полученных отпечатках дорисовать брюшко, усики и
все прочее. Такой способ изображения называется
монотипия.
IV. Практическая работа
Выбираете любой способ и постарайтесь нарисовать красивую, нарядную бабочку. Украсьте своих бабочек затейливыми узорами. (Индивидуальная помощь при необходимости)
В конце работы показать слайд 16.
– С чем сравнивает Говил бабочку? (С цветком)
V. Итог урока
Экспресс-выставка, обсуждение работ. (Дети вырезают своих бабочек и приклеивают на цветочный луг)
Обобщение: Что нового узнали на уроке? Чему новому научились?