Цель: закрепление знаний детей о праве на имя.
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить и расширить словарь по теме;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения;
- совершенствовать навыки чтения, грамматический строй речи (активизировать словообразовательные процессы, обогащать словарь прилагательными, существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЁ, МОЯ).
2. Развивающие:
- развивать фонематический, музыкальный и речевой слух, зрительное внимание, память, тонкую и общую моторику, мимику, ориентировку в пространстве зала, правильный ритм, темп и окраску речи;
- развивать связную речь с элементами творчества при помощи нетрадиционных методов и приёмов (психотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии).
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей коммуникативные навыки и положительную установку на участие в занятии;
- идентифицировать ребёнка со своим именем, формировать у него позитивное отношение к своему «Я», стимулировать творческое самовыражение.
Оборудование.
- слоговые кубики, карточки с буквами;
- разноцветные платочки, палочки, маркер;
- фонограммы с детскими мелодиями;
- магнитная доска;
- свидетельство о рождении;
- поднос с карточками;
- стол, указка, корзинка.
Предварительная работа.
- Чтение сказок, семейная беседа по теме.
- Знакомство с правами детей.
- Разучивание музыкального репертуара, ритмических речевых игр.
- Прослушивание детских песен.
- Обучение элементам грамоты, навыкам словообразования, творческому рассказыванию.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Дети, мы очень рады вас видеть. Вы такие нарядные, красивые и вежливые. А вежливые люди здороваются. Встаньте, пожалуйста.
Коммуникативная игра с пением «Здравствуйте», музыка М. Картушиной.
2. Сообщение темы.
Логопед:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны:
Есть права у их детишек,
Например, на чтенье книжек,
Также на заботу, ласку,
И на жизнь, как будто в сказке,
Иметь имя, быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Логопед: Сегодня мы будем говорить об именах.
Звучит музыкальный фрагмент №6 «Кантри», к/диск Т. Тютюнниковой.
Входит Домовенок.
Логопед: Интересно, что за мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я – Домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.
Логопед: А разве так бывает? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении. Послушай, какие имена дали родители нашим детям.
3. Ритмические речевые игры с именами.
Работа над темпом, ритмом, координацией речи с движениями, образованием имён детей с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Музыкальный руководитель: Приготовьте руки, шлепайте, как я и по очереди называйте своё имя. Слушайте внимательно.
Исполняется рефрен, задается и сохраняется непрерывный пульс, темп, произносятся фразы:
- Меня зовут Оля.
- Оля-Олечка.
- Ольга Ивановна.
- Ольга Тарасова.
Такие имена дали детям.
Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не давал!
Логопед: В сказках тоже встречаются имена, вспомните их, дети.
Дети: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Золушка, Карабас-Барабас...
4. Работа со слоговыми кубиками.
Логопед: Домовенок, не печалься, сейчас мы придумаем тебе имя (приглашаются 2 человека). Составьте имя из кубиков.
А вы придумайте имя, которое заканчивается на звук А (Серёжа, Паша).
А теперь придумайте имя, в котором звук Н находится в середине слова (Андрей, Антон).
Проверим, какие имена составили из кубиков. (Кузя.)
Домовёнок: Мне нравится имя Кузя. Ку-зя.
5. Игра «Имена» (в парах), модель Т. Тютюнниковой.
Развитие слогового анализа, деление слов на слоги. Чтение слов.
Музыкальный руководитель: Очень хорошее имя. Я знаю интересную игру.
- Тебя зовут КУ.
- Тебя зовут ЗЯ.
- Тебя зовут КУ-ЗЯ.
Домовенок: Меня зовут Кузя!
Логопед: Теперь, Домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении». В этом документе закреплено право ребёнка на имя. Кузя, мы хотим сделать тебе подарок, и вручить «Свидетельство о рождении», в котором вписано твоё имя. Посмотри, как оно пишется. Кузя (открывает свидетельство о рождении).
Домовёнок: Как интересно! Все буквы разные… А почему одна буква большая?
Логопед: Все имена пишутся с большой буквы. Буквы мы видим и пишем.
Логопед пишет на магнитной доске маркером имя «КУЗЯ».
6. Обогащение словаря прилагательными.
Логопед: Порадуйте Домовёнка. Подберите к каждой букве слова, отвечающие на вопрос: «Какой Кузя?»
К – культурный, красивый, корректный, классный, кареглазый, коротковолосый, круглолицый, классический…
У – умный, уважаемый, удивительный, удобный, узнаваемый…
З – заботливый, знающий, знаменитый, задушевный, замечательный, задумчивый…
Я – яркий, ясный, яхонтовый, ясноокий...
Домовенок: Да, я такой!
7. «Игра с палочками» на развитие чувства ритма, моторики, зрительного внимания. Модель Т. Тютюнниковой.
Музыкальный руководитель: Кузя, а что у тебя в корзинке?
Домовенок: Палочки, по дороге их нашел.
Музыкальный руководитель: А ты знаешь с палочками можно играть; поиграем все вместе (приглашает гостей).
Звучит музыкальный фрагмент №4, к/диск Т. Тютюнниковой.
В конце игры палочка у Кузи падает, он расстраивается.
Логопед: Не расстраивайся, солнышко, ты научишься играть.
Домовёнок: Я не солнышко, я Кузя.
8. Игра с картинками «Семейные ласковые слова».
Логопед: Взрослые иногда называют детей ласковыми словами. Посмотрите на картинку и назовите Кузеньку ласковым словом.
Вносится поднос с карточками, которые переворачиваются во время игры. Например:
- Кузя, ты мое солнышко, сердечко, сокровище…
- Кузя, ты мой мышонок, светик…
- Кузя, ты моя звездочка, радость…
Домовёнок (поет): Кузя-цветочек, Кузя-листочек.
Логопед: Ты, Кузенька, петь любишь?
Домовёнок: Очень люблю, я много песен знаю.
9. Игра «Угадай мелодию».
Развитие кругозора, слухового внимания, музыкальной памяти.
Музыкальный руководитель: Попробуй назвать сказочного героя, который исполняет эту песню.
Звучат мелодии детских песен, которые исполняют Антошка, Буратино, Чебурашка, Красная Шапочка, лиса Алиса, Шапокляк, крокодил Гена, кот Леопольд.
Домовёнок: Как мне у вас нравится, мы и играли и пели, а теперь расскажите мне сказку. Я очень люблю слушать сказки.
10. Формирование навыков самостоятельного творческого рассказывания.
Логопед: Хорошо, мы будем передавать платочек и придумывать сказку про тебя, Кузенька.
- Жил Домовёнок. Не было у него имени…
Сочинение сказки по цепочке, творческая импровизация.
Домовёнок: Хорошая сказка, добрая, и платочек красивый (надевает на голову), как шляпка. Я знаю игру со шляпой, и вас научу.
11. Коммуникативная игра с пением «Разноцветные шляпки», музыка Т. Тютюнниковой.
Развитие общей моторики, ориентировки в пространстве зала, зрительного внимания, выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
Дети выполняют движения под музыку.
12. Окончание занятия. Оценка деятельности.
Домовёнок: Какие Вы весёлые, добрые и имя мне придумали, и сказку рассказали; побегу я к своим друзьям, расскажу им обо всём. До свидания!
Логопед: До свидания, Кузя.
Домовёнок уходит.
Логопед: Вы умные, внимательные, вежливые, добрые! Вы так помогли Домовёнку! Он ушел счастливым. Вы умеете дарить радость. Молодцы!