Цель: рассмотреть борьбу северо-западной Руси с немецкими и шведскими захватчиками.
Задачи:
- Рассмотреть цели крестоносцев и причины их поражения, определить вклад Александра Невского в дело защиты Родины.
- Учащиеся должны четко усвоить термины и понятия урока.
- Развивать слухо-зрительную память, мыслительные процессы, устную речь и навыки работы с компьютером.
- Отрабатывать правильное произношение слов, фраз, предложений.
- Воспитывать интерес к предмету и чувство патриотизма.
Основные понятия урока: крестоносцы.
Тип урока: комбинированный.
Наглядности и пособия:
- атлас, иллюстрации;
- схема Невской битвы и Ледового побоища;
- видеофильм "За невские берега";
- компьютеры (программы Power Point, Haper test).
Ход урока
I. Организационный момент (за экраном).
- Доброе утро.
- Какое у вас настроение?
- Какой будет урок?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Будет ритмика (инверсия).
- Ритмика будет.
II. Дифференциация ш, з, с.
- Нашествие.
- Феодальная раздробленность.
III. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую тему мы изучаем?
- О чем шла речь на прошлом уроке?
Проверка Д/з путем компьютерного тестирования в программе Hyper Test.
IV. Изучение нового материала.
- В каком году началось татаро-монгольское нашествие на Русь?
- Практически одновременно с этим на Русь было совершено нападение с Запада.
1. Работа с текстом.
Угроза с Запада.
В начале XIII в. на Русь начали нападать крестоносцы. Они хотели захватить Северо-Западную Русь и распространить там католицизм. В 1240 г. они пришли к реке Неве. Новгородский князь Александр собрал дружину и 15 июля 1240 г. неожиданно напал на крестоносцев, на берегу реки Невы и победил их (Невская битва). За это его прозвали Невским. Князю Александру Невскому в это время было только 20 лет.
Но в 1241 г. крестоносцы вновь напали на Русь и захватили города Псков и Изборск. Александр Невский освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. было сражение на Чудском озере (Ледовое побоище). (Просмотр фрагмента Ледовое побоище фильма "За невские берега".) Александр Невский победил и крестоносцы больше не нападали на Русь.
(Использование карты, схем Невской битвы и Ледового побоища, иллюстраций.)
2. Сообщение (опережающее задание).
Сообщение об Александре Невском выполняют учащиеся).
3. Характеристика исторической личности Александра Невского по памятке-алгоритму:
- Краткая биография.
- Основные взгляды, идеи решаемые проблемы.
- Интересы, какого слоя населения выражал.
- Его личные качества.
- Оценка результатов его деятельности.
V. Закрепление.
1. Работа над терминами.
Учащиеся записывают в словарь термины:
Крестовый поход – военный поход западноевропейских рыцарей с целью обратить в католицизм другие народы.
Крестоносцы – участники крестовых походов.
2. Составление плана изученной темы в компьютерной программе Power Рoint в виде презентации (учащиеся совместно с учителем).
VI. Домашнее задание.
Составление презентации вы завершите дома, на следующий урок вы его используете во время ответа.