Нашествие. Угроза с Запада

Разделы: История и обществознание


Цель: рассмотреть борьбу северо-западной Руси с немецкими и шведскими захватчиками.

Задачи:

  1. Рассмотреть цели крестоносцев и причины их поражения, определить вклад Александра Невского в дело защиты Родины.
  2. Учащиеся должны четко усвоить термины и понятия урока.
  3. Развивать слухо-зрительную память, мыслительные процессы, устную речь и навыки работы с компьютером.
  4. Отрабатывать правильное произношение слов, фраз, предложений.
  5. Воспитывать интерес к предмету и чувство патриотизма.

Основные понятия урока: крестоносцы.

Тип урока: комбинированный.

Наглядности и пособия:

  • атлас, иллюстрации;
  • схема Невской битвы и Ледового побоища;
  • видеофильм "За невские берега";
  • компьютеры (программы Power Point, Haper test).

Ход урока

I. Организационный момент (за экраном).

- Доброе утро.

- Какое у вас настроение?

- Какой будет урок?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Будет ритмика (инверсия).

- Ритмика будет.

II. Дифференциация ш, з, с.

- Нашествие.

- Феодальная раздробленность.

III. Проверка домашнего задания.

- Ребята, какую тему мы изучаем?

- О чем шла речь на прошлом уроке?

Проверка Д/з путем компьютерного тестирования в программе Hyper Test.

IV. Изучение нового материала.

- В каком году началось татаро-монгольское нашествие на Русь?

- Практически одновременно с этим на Русь было совершено нападение с Запада.

1. Работа с текстом.

Угроза с Запада.

В начале XIII в. на Русь начали нападать крестоносцы. Они хотели захватить Северо-Западную Русь и распространить там католицизм. В 1240 г. они пришли к реке Неве. Новгородский князь Александр собрал дружину и 15 июля 1240 г. неожиданно напал на крестоносцев, на берегу реки Невы и победил их (Невская битва). За это его прозвали Невским. Князю Александру Невскому в это время было только 20 лет.

Но в 1241 г. крестоносцы вновь напали на Русь и захватили города Псков и Изборск. Александр Невский освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. было сражение на Чудском озере (Ледовое побоище). (Просмотр фрагмента Ледовое побоище фильма "За невские берега".) Александр Невский победил и крестоносцы больше не нападали на Русь.

(Использование карты, схем Невской битвы и Ледового побоища, иллюстраций.)

2. Сообщение (опережающее задание).

Сообщение об Александре Невском выполняют учащиеся).

3. Характеристика исторической личности Александра Невского по памятке-алгоритму:

  1. Краткая биография.
  2. Основные взгляды, идеи решаемые проблемы.
  3. Интересы, какого слоя населения выражал.
  4. Его личные качества.
  5. Оценка результатов его деятельности.

V. Закрепление.

1. Работа над терминами.

Учащиеся записывают в словарь термины:

Крестовый поход – военный поход западноевропейских рыцарей с целью обратить в католицизм другие народы.

Крестоносцы – участники крестовых походов.

2. Составление плана изученной темы в компьютерной программе Power Рoint в виде презентации (учащиеся совместно с учителем).

VI. Домашнее задание.

Составление презентации вы завершите дома, на следующий урок вы его используете во время ответа.