Занятие по интеллектике для учащихся 4-х классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


1. Интеллектуальная разминка

Слайды 1-2

– Как можно быстрее ответьте на следующие вопросы:

  • Звуковой помощник постового? (Свисток)
  • Школьный оценщик? (Учитель)
  • Королевская накидка? (Мантия)
  • Кавказский хлеб? (Лаваш)
  • Шапка на кофе (капучино)? (Пенка)
  • Цирковой смехач? (Клоун)
  • Большой зуб? (Клык)
  • Подходящий материал для изготовления валенок? (Шерсть)
  • Книжный утиль? (Макулатура)
  • Чертёжный «круговорот»? (Циркуль)
  • Баранка пилота? (Штурвал)
  • И сказочная девочка, и хитрая лиса? (Алиса)
  • Недвижимость Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках)

2. Задачи с транзитивными отношениями

Слайд  3

Кто за кем?

Митя, Сережа, Толя, Юра и Костя пришли в музей до открытия и встали в очередь. Митя пришел позже Сережи, Толя раньше Кости, Митя раньше Толи, Юра позже Кости. В каком порядке ребята стояли в очереди?

Ответ: Сережа, Митя, Толя, Костя, Юра.

*** Работа по группам – составление алгоритма решения задачи

Слайд 4 – проверка

Слайд 5 – решение задачи и проверка

Слайд 6

Концерт

Дети приготовили выступление для концерта – фокус, частушку, танец, песню, стихотворение. Концерт проходил в таком порядке: стихи прочли перед танцем, фокусы показывали после частушки, танец исполняли перед песней, частушку пропели после песни. В какой последовательности проходили выступления?

Ответ: стихотворение, танец, песня, частушка, фокус.

Слайд 6 – проверка

Слайд 7

Деревья

Возле школы растут шесть деревьев – сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?

Ответ: самое высокое дерево – ель; самое низкое – клен.

Слайд 7 – проверка

Слайд 8

Животные

Ученые исследовали продолжительность жизни разных животных. Из достоверных источников известно, что корова живет меньше лошади, гриф – дольше медведя, попугай – дольше грифа, собака – меньше коровы, медведь не меньше лошади.  Кто из животных живет дольше всех и кто меньше всех?

Ответ: дольше всех живет попугай, меньше всех – собака.

Слайд 8 – проверка

3. Графический диктант: «Волк»

4 – четыре клетки вправо;
1 – одна клетка вверх;
1 – одна клетка вправо;
1 – одна клетка вверх на уголок вправо;
1 – одна клетка вниз;
1 – одна клетка вверх на уголок вправо;
1 – одна клетка вниз;
2 – две клетки вправо;
2 – две клетки вниз;
12 – двенадцать клеток вправо;
1 – одна клетка вниз;
1 – одна клетки вправо;
1 – одна клетка вниз;
1 – одна клетки вправо;
1 – одна клетка вниз;
1 – одна клетки вправо;
1 – одна клетка вниз;
1 – одна клетка вправо;
1 – одна клетка вверх;
1 – одна клетка вправо;
2 – две клетки вниз;
3 – три клетки влево;
1 – одна клетка вверх;
1 – одна клетка влево;
1 – одна клетка вверх;
2 – две  клетки влево;
2 – две клетки вниз;
2 – две  клетки влево;
1 – одна клетка вверх;
1 – одна клетка вправо;
1 – одна клетка вверх;
2 – две  клетки влево;
2 – две клетки вниз;
2 – две  клетки влево;
1 – одна клетка вверх;
1 – одна клетка вправо;
1 – одна клетка вверх;
6 – шесть клеток влево;
2 – две клетки вниз;
2 – две  клетки влево;
1 – одна клетка вверх;
1 – одна клетка вправо;
1 – одна клетка вверх;
2 – две  клетки влево;
2 – две клетки вниз;
2 – две  клетки влево;
1 – одна клетка вверх;
1 – одна клетка вправо;
2 – две клетки вверх;
1 – одна клетка влево;
1 – одна клетка вверх;
5 – пять клеток влево;
2 – две клетки вверх

Слайд 9 – проверка

4. Танцевальная физкультминутка

5. Задачи «Волк»

Слайды 10-14

– Сначала «волк» был в клетке с двумя стрелками, затем он сделал три передвижения, чередуя прыжок и шаг наискосок. После этого он попал в клетку № 1, 2, 3 или 4.
– Нужно узнать, в какую клетку попал «волк»?
– Верен ли подчёркнутый ответ?

С. 339 ответы: 2;  3;  1;  3.

6. Цифровой диктант

 – Послушайте очень внимательно следующие предложения.
Если вы согласны с утверждением, поставьте цифру 1, если же вы считаете, что информация неправильна – ставьте 0.

Рис зовут «вторым хлебом человека».  1
Отчество няни поэта Пушкина – Родионовна.  1
Афродиты появляются из морской пены.  1 (слайд 21)
Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.  1
Любимую детскую писательницу, автора «Наша Таня», зовут Алла.   (Агния)  0
Оазис – это место в пустыне, где есть вода.  1
У трёх кошек 12 лап, 3 хвоста и 8 ушей.  0
И – первая буква последнего месяца лета.  0
На ноль делить нельзя.  1

Ответы:   1   1   1   1   0   1   0   0   1

Слайд 15 – проверка

7. Это интересно

Слайды 16-19

Много интересных историй связано с айсбергами – огромными ледяными глыбами, плавающими  в холодных районах океана.
Лед ненамного легче воды, поэтому айсберги высовываются из-под воды совсем чуть-чуть. Говорят, что над поверхностью океана возвышается всего  от одной девятой до одной шестой части всего айсберга.
Думаете мало?
Так вот, в 1904 году возле Фолклендских островов видели айсберг с высотой 450  метров лишь надводной части!
Представьте себе, сколько льда спряталось у этой махины под водой?

С одним таким гигантским айсбергом столкнулся пароход «Титаник» апрельской ночью 1912 года. И хотя у корабля было двойное дно и водонепроницаемые отсеки, он недолго продержался на плаву: ведь пробоину он поучил длиной 90 метров!
Бывает айсберг опасен и по-другому. Вода понемногу подтачивает лед снизу, и центр тяжести огромной глыбы смещается. Со временем айсберг может и опрокинуться!
Если рядом окажется корабль, его запросто может забросить на верхушку ледяной горы.

Оказывается, айсберги  живут, шевелятся, раскачиваются …(можно предложить детям для создания реферата по айсбергам)

Слайд 20 – спасибо за работу!

Слайд 22 – домашнее задание

Задача Эйнштейна

Эйнштейн придумал эту задачу в прошлом веке и полагал, что 98% жителей Земли не в состоянии ее решить. Принадлежите ли вы к 2% самых умных людей планеты? Здесь нет никакого фокуса, только чистая логика.

1. Есть 5 домов каждый разного цвета.
2. В каждом доме живет по одному человеку отличной друг от друга национальности.
3. Каждый жилец пьет только один определенный напиток, курит определенную марку сигарет и держит определенное животное.
4. Никто из 5 человек не пьет одинаковые с другими напитки, не курит одинаковые сигареты и не держит одинаковое животное.

Вопрос: кому принадлежит рыба?

Подсказки:

Англичанин живет в красном доме
Швед держит собаку
Датчанин пьет чай
Зеленый дом стоит слева от белого (считайте, что эти дома стоят рядом – иначе в задаче получаются два решения)
Жилец зеленого дома пьет кофе
Человек, который курит Pall Mall, держит птицу
Жилец из среднего дома пьет молоко
Жилец из желтого дома курит Dunhill
Норвежец живет в первом доме
Курильщик Marlboro живет около того, кто держит кошку
Человек, который содержит лошадь, живет около того, кто курит Dunhill
Курильщик сигарет Winfield пьет пиво
Норвежец живет около голубого дома
Немец курит Rothmans
Курильщик Marlboro живет по соседству с человеком, который пьет воду

Это всё, что необходимо для решения задачи.

Ответ: Хозяин рыбы – немец.