ЗАДАЧИ УРОКА:
- УЧЕБНЫЕ: Формирование технологических умений при работе с тканями, специальных знаний, умений и навыков при выполнении машинных швов.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание интереса к истории шитья, аккуратности, трудолюбия, сознательное выполнение правил техники безопасности, формирование активной позиции в вопросах экологии.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: Формирование умения работать с различными источниками информации, развивать память, логическое наглядное мышление.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с машинными швами и методами их изготовления.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
- УЧЕБНЫЕ: Швейная машина, ткань, набор портновских инструментов, рабочая тетрадь.
- НАГЛЯДНЫЕ: Плакаты "Машинные швы", "Обработка боковых швов", "Правила техники безопасности", образцы обработки швов.
- РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: плакаты с образцами машинных швов, рисунки способов обработки, набор тканей.
- ТСО: Компьютер.
- ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ: Фактический материал по технологии. Новейшие технологии ведущих производителей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2-3мин.)
- отметить явку учащихся.
- записать тему в журнал.
- охрана безопасности труда.
- создание условий для работы детей в спокойной обстановке.
- дежурство.
- наличие формы.
- готовность к уроку.
II. Содержание контроля знаний и умений (8-10 мин.)
Вопросы.
С какими видами ткани вы познакомились на уроках технологии?
Какими свойствами обладают шерстяные и хлопчатобумажные ткани?
Какие эстетические и эксплутационные требования предъявляют к одежде?
Какие машинные швы вы уже использовали при изготовлении прихватки и фартука?
С какими новыми машинными швами вы познакомились из различных источников информации и где они применяются?
(самостоятельная подготовка учащихся к уроку).
Когда и где в России начали выпускать швейные машины?
(самостоятельная подготовка самостоятельная к уроку)
III. Формирование знаний и умений.
История шитья.
История шитья насчитывает уже более 20 тысяч лет. Первые одежды создавались из шкур животных, а соединялись они сухожилиями, иглами у наших предков были острые камни, крупные кости рыб.
А в Африке одежду изготовляли из крупных листьев растений, соединяя их волокнами из растений с помощью заостренных веток и шипов.
Швейные машины.
И пошив одежды и ее отделка долгое время были ручной трудоемкой работой. Но с изобретением швейной машинки процесс шитья сталь легче, что позволило изготовление одежды как в домашних условиях так и на производстве.
Одежда, изготовленная на швейной машине, выглядит лучше, швы качественнее, а обработанные срезы швов становятся прочнее и изделие не портится от стирок и дольше сохраняет свой первоначальный вид.
При изготовлении фартука вы выполняли машинные швы.[1]
В этом году мы с вами будем шить юбку, для ее изготовления потребуются знания технологии изготовления таких швов как:
Стачной шов в разутюжку (стачивание боковых швов).
Настрочной шов(при обработке пояса).
Накладной шов (при обработке пояса).
Шов вподгибку с закрытым срезом (обработка низа юбки).
Швы по обработке срезов. [2]
Кромка - ее обрабатывать не надо. Для этого шов должен быть прямым и детали скроены так, чтобы припуск шва совпадал с кромкой ткани, а чтобы не было морщин после стачивания деталей надо сделать на обеих кромках косые надрезы с интервалом 7,5-10см.
Строчка с обрезанными зубчиками краем (для плотной ткани).
Для выполнения данного шва необходимо отстрочить припуски на расстоянии 6мм от срезов, разутюжить припуски и надрезать края близко к строчке зубчиками.
Обработка края припуска "зигзагом".
Такая строчка эластична и не дает ткани сразу осыпаться.
Известны два способа обработки припусков "зигзагом".
1 способ:
Отстрочить припуски близко к срезу "зигзагом" максимальной ширины, но не выходя за ее пределы. Обрезать ножницами близко к строчке.
2 способ:
Ровно обрезать срезы припусков. Отстрочить припуски в край, чтобы строчка выходила за срез.
Возможна обработка срезов на "Оверлоке" или вручную, петельным швом.
ИНСТРУКТАЖ
"Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине".
- Сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперед.
- Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
- Стул должен стоять напротив иглы.
- Расстояние между работающим и столом машины 10-15 см.
- Руки во время работы должны лежать на платформе.
- Изделие от глаз работающего на расстоянии 30-40 см.
Техника безопасности при работе на швейной машине.
- Волосы спрятаны под косынку.
- На машине не должно быть посторонних вещей.
- Перед работой проверить, не осталось ли в изделии булавок.
- Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
- Следить за правильным положением рук и ног.
IV. Продолжение формирования знаний и умений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
"Выполнение машинных швов".
Задание: Для закрепления новой темы выполните машинные швы:
- Стачной шов в разутюжку.
- Накладной шов с закрытым срезом.
- Настрочной шов.
- Обработайте припуски способом подходящим для данной ткани.
Оборудование: швейная машина, ткань, ножницы, образцы обработки срезов ткани, нитки, схемы последовательности выполнения машинных швов, образцы готовых швов.
ХОД РАБОТЫ
Выполнить стачной шов из ткани с кромкой (не забудьте - определить долевую нить).
Выполнить стачной шов из ткани без кромки.
Выполнить накладной шов с закрытым срезом.
Обработать срезы, способом, подходящим для данной ткани.
СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ СРЕЗОВ ТКАНИ.
ВИД ТКАНИ | СПОСОБ ОБРАБОТКИ |
Хлопок | Косые надрезы |
Лен | Строчка с обрезанными зубчиками |
Драп | Обработка "Зигзагом" |
Шерсть | Обработка вручную петельным швом |
Соблюдайте правила техники безопасности.
Уберите рабочее место.
V. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
Оценка. Итог урока (10мин.)
Учащиеся подводят итоги урока, выставляют себе оценку за практическую работу, за блиц опрос и дополнительную работу.
Далее идет разбор наиболее типичных ошибок.
При оценке работы проверяется:
Аккуратность и качество строчки и шва.
Правильный выбор способа обработки среза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Рабочая тетрадь "Технология", Е.В. Воронко, М: Корона Принд, 1999.
- "Новое в шитье", М: Ниола - 21-й век, перевод с англ. Ю.Л. Плискиной, 1996.