Коррекционно-развивающая программа факультатива "Уют в доме" для учащихся 5–7-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


В воспринимаемых предметах ближайшего окружения, быта учащиеся коррекционных школ, как правило, не  умеют выделять более или менее характерные признаки, что, видимо можно объяснить не только несформированностью у них многих перспективных действий, но и незрелостью мышления, отсутствием пытливости. А. Н. Леонтьев утверждает, что составляющей частью общей теории развития для таких детей  является деятельностный  подход. Практические моменты более успешно осваиваются детьми, чисто теоретические знания для них мало привлекательны. Если у ребенка есть потребность, то идет формирование внутреннего мотива, который переходит в целевую установку. В разнообразном труде  ребенок может расширить и углубить, систематизировать свои знания об окружающей жизни, сформировать общие представления и простейшие житейские понятия о ней. Мыслительные действия формируются на основе практических и переводятся во внутренний план (идет оперирование представлениями), подкрепляется  реальными действиями, в данном случае – созданием художественных предметов быта утилитарного назначения.
Коррекционная помощь по формированию мотивационно-ориентировочного компонента деятельности строится на положениях Л. С. Выготского. Общее направление организации разнообразных практических действий детей в формировании положительного эмоционального отношения к ним в наших условиях выглядит следующим образом:

  • От групповых действий, где инициатива принадлежит педагогу, – к  инициативным действиям ребенка;
  • От цели поставленной педагогом, и созданного им настроения её реализовать – к коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а также к практическим действиям и их результатам;
  • От оценки педагога – к самооценке.

Только через деятельностный  подход происходит развитие ребенка. Деятельность должна быть осознанна и понятна для ребенка, продукт деятельности должен иметь практическое применение.
В результате опроса детей нашей школы, выяснилось, что они бы хотели заниматься сразу в нескольких кружках. Им нравится работать с бумагой, шить, готовить. Но заниматься сразу всем не представляется возможным. Дети мечтают об уютном доме, описывают его. В методической литературе представлено много программ по художественному творчеству, но как правило, они нацелены на изучение одного направления: аппликация, оригами, бисер, мягкая игрушка и т. п. На занятиях факультатива «Уют в доме» учащиеся знакомятся с различными сферами деятельности
человека, направленными на создание уюта в квартире собственными руками. В разнообразной деятельности учащиеся изучают специфические технологии работы с различными материалами. Мотивом их деятельности является стремление украсить дом своими руками, создать уют.

Цель факультатива: научить ребёнка пользоваться разнообразными технологическими приёмами работы из подручного материала (аппликация, оригами, изонить, шитьё, кулинария, моделирование, граттаж), направленных на создание проектов для домашнего уюта.

Задачи:

  • включение ребёнка в разнообразные виды деятельности для формирования  новых знаний, расширение углубление и уточнение его  представлений о ближайшем окружении
  • развитие интереса к творческой работе, формирование внутреннего мотива в работе над проектом
  • ознакомление и  обучение простейшим технологиям работы с бумагой, тканью, технологиям по оформлению стола
  • формирование художественного вкуса и эстетической культуры на примере оформления дома

Содержание программы.

Для изучения рекомендуется три направления:

  • Технология выполнения предметов быта из бумаги
  • Технология выполнения предметов быта из ниток, ткани, бросового материала.
  • Технология изучения кулинарных поектов

Технология выполнения предметов быта из бумаги предусматривает:

1 год обучения

Аппликация: составление эскиза, цветовое решение, перенос эскиза на объёмную форму, вклеивание узора, приемы работы с цветной бумагой и бумагой на клеевой основе
Оригами: получение объёма методом сгиба, овладения простыми приёмами складывания, знакомство с понятием – базовая форма

2 год обучения

Панно из модулей:  построение эскиза на линованной бумаге, изготовление моделей (способом оригами). Построение орнаментальной композиции, клеевая сборка панно.
Коллаж:  выбор готового эскиза, самостоятельный подбор фактурной бумаги, перенос эскиза на бумагу, сборка коллажа.

3 год обучения

Объемная открытка: как вид графики, чтение выкройки ее цветовое решение, выкраивание деталей, сборка

Граттаж: как вид графики.
Технология выполнения: грунтовка парафином и тушью для черно-белого и цветного граттажа.

Материалы и инструменты для работы.
разработка эскиза проекта
перенос рисунка на материал
выполнение граттажа

Технология выполнения предметов быта из ниток, ткани предусматривает:

1 год обучения

Знание техники безопасности работы с иглой и ножницами.

Изонить: овладение приемами  заполнения  угла  в изонити.  Разработка эскиза, цветовое решение.

Шитье: составление эскиза, разработка простых выкроек, перенос на ткань, овладение приемами шитья.

2 год обучения

Плетение: эскиз проекта, цветового решения, освоение приемов плетения брид.
Изонить: эскиз проекта замкнутого орнамента, перенос эскиза, цветовое решение.

3 год обучения 

Шитье  игрушек на основе: разработка эскиза проекта, подбор материала для работы, составления  технологической карты работы. Выполнение проекта, оценка эстетической ценности работы.

Технология выполнения  кулинарных проектов предусматривает:

1 год обучения.

Овладение приемами фигурной порезки овощей и фруктов. Выполнение фигурных украшений из овощей и фруктов.

2 год обучения

1. Приемы оформления бутербродов, канапе. Приемы декорирования.

3 год обучения

1. Тематическая сервировка стола: оформление стола в едином стиле. Декорирование стола.

2. Оформление сладких блюд

С каждым годом изучения уровень сложности заданий повышается, в то же время ребенку предоставляется право реализовать себя на своём особенном уровне. Начинать изучения
технологий целесообразно с изучением  технологических приёмов работы с бумагой, так как этот материал давно знаком детям. Работа с нитью и тканью требует более сформированных навыков трудовой деятельности и поэтому она поставлена на второй этап изучения. На изучения этих разделов отводиться максимальное количество времени  24-26 часов. Кулинарные проекты идут как сопровождение к общей теме «Уют в доме » и на их изучение отводиться 5-6 часов.
Каждый год обучения имеет свою тему, это помогает задать направление творческой деятельности учащихся. Руководствуясь темой года они разрабатывают и изготавливают свои проекты.

1 год обучения. Уголок школьника

1. Карандашница
2. Салфетка, веселые звери
3. Закладка
4. Игольница
5. Салат
6. Десерт

2 год обучения. Подарки друзьям

1. Панно из модулей
2. Коллаж
3. Браслет
4. Рамка для фотографии
5. Бутерброды

3 год обучения. Встречаем гостей

1. Объемная открытка
2. Графическое панно
3. Игрушка на основе
4. Тематическая сервировка стола

Организационные условия для реализации проекта не требуют больших затрат. Рекомендуется наличие творческой папки для каждого ребёнка. Которая включает наличие необходимых к занятию принадлежностей, блокнота для зарисовок, цветных карандашей и тетради для записей и чертежей. За три года можно собрать много ценной информации. В представленной программе выбор тем разработан от простого к сложному. При этом учитель может корректировать задание индивидуально – усложняя или упрощая его. Идея факультатива показать возможности применения данных проектов в повседневной жизни, научить ребёнка разнообразным подходам к одному и тому же материалу (Бумага – аппликация, оригами, архитектурные модули, коллаж, объёмная открытка, граттаж и многое другое).

Критерии результативности

К концу 1 года учащиеся должны

  • знать:
    • понятие проекта;
    • понятие технологии;
    • простые приемы работы с разными материалами для выполнения первоначального замысла;
    • правила безопасности труда при использовании материалов и инструментов;
  • уметь
    • планировать  ход и этапы работы над проектом;
    • с помощью педагога: составить простейшие эскизы для оформления проекта и инструмента;
    • с помощью педагога: выполнять простые проекты поделок  утилитарного  назначения.

К концу 2 года учащиеся должны

  • знать:
    • организационно работы, необходимое оборудование и материал к различным видам проектов;
    • различные виды технологических  приемов работы с бумагой, нитью (аппликация, модули, оригами, плетение, изонить);
    • эстетические требования,  предъявляемые к проекту.
  • уметь:
    • определять основные технологические этапы работы, проверять ее качество;
    • выбирать необходимый материал для работы;
    • выполнять проект по технологической карте;
    • соблюдать правила техники безопасности труда и соблюдать гигиенические требования  при работе с продуктами питания.

К концу 3 года учащиеся должны

  • знать:
    • организацию работы, необходимое оборудование и материал к различным видам проекта;
    • как составить технологическую карту работы над проектом;
    • эстетические требования предъявляем проекту;
  • уметь:
    • самостоятельно описывать свой проект;
    • выбирать необходимый материал для работы;
    • объединять проекты единой темой, выделять  основной мотив;
    • выбирать основные технологические моменты;
    • работать аккуратно, соблюдая безопасной работы, соблюдать гигиенические требования  при работе с продуктами питания.

Приложение