Цели урока:
- Обучающие:
- обобщение и систематизация знаний и способов действий;
- проверка, оценка и коррекция знаний и способов действий;
- обучение самоконтролю, быстрому переключению с одного типа заданий на другой;
- Развивающие:
- развитие самостоятельности, внимательности;
- формирование умения выбирать оптимальную стратегию при решении конкретной задачи и работы в целом;
- развитие умения аргументировано участвовать в обсуждении решений;
- развитие наглядно-действенного творческого воображения;
- Воспитательные:
- формирование культуры математической речи;
- содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности;
- воспитание коммуникативной и информативной культуры учащихся.
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
- частично-поисковый,
- тестовая проверка уровня знаний,
- системные обобщения,
- самопроверка,
- самооценка,
- самоконтроль,
- работа по опорным схемам.
Оборудование:
- экран,
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- бланки для записи ответов,
- таблицы,
- блоки тригонометрических уравнений.
Структура урока.
1. Ознакомление с темой, целями и задачами урока,
инструктаж учащихся по организации работы на
уроке.
2. Актуализация знаний и способов действий.
3. Проверка знания учащимися основных понятий,
правил, свойств и умения объяснять
аргументировано результаты своих действий.
Обсуждение полученных результатов.
4. Проверка умений учащихся самостоятельно
применять знания в стандартных ситуациях.
Обсуждение полученных результатов.
5. Проверка умений учащихся применять знания в
изменённых, нестандартных условиях.
Обсуждение результатов.
6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего
задания.
7. Рефлексия.
ХОД УРОКА
Основное содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Сообщение темы, целей и задач урока | |||
После проверки готовности к
уроку сообщает, что сегодня урок посвящается
обобщению, систематизации, проверке и оценке
знаний и способов действий. Ставится задача: – находить свои ошибки, – выявлять их причины, – намечать пути по их устранению. |
Записывают тему урока. Готовят «личные» справочники: таблицы, схемы, формулы. |
||
2. Проверка знаний учащимися фактического материала | |||
Приложение 1 | Актуализация знаний (с
использованием компьютера). Организует
повторение основного учебного материала. Ставит задачу: – быть готовыми приводить примеры; – быть готовыми выделить главное. |
Осуществляют самоконтроль «знаю –
не знаю». Делают выводы по коррекции собственных пробелов. Приводят примеры. |
|
3. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях | |||
Тест № 1 | Инструктирует учащихся по
выполнению теста № 1. Комментирует критерии
оценки, время выполнения задания. Организует
работу по выполнению заданий, в которых ошиблось
наибольшее количество учащихся. Организует
работу по обсуждению и исправлению ошибок. Критерии
оценок: |
Выполняют Тест № 1. Сверяют свои ответы с правильными ответами. Получают оценочный результат, участвуют в обсуждении ошибок. Записывают в тетради обоснование правильных ответов для заданий, вызывающих затруднения. |
|
4. Проверка умений учащихся применять знания в изменённых и стандартных ситуациях | |||
Тест № 2 | Инструктирует учащихся по
выполнению теста № 2. Комментирует критерии оценки и время выполнения задания. Организует работу по самоконтролю (даёт правильный вариант ответов) и оценке работы учащихся. Организует работу по коррекции знаний и умений по результатам. Критерии оценок: «5» – 8 заданий; «4» – 7 заданий; «3» – 5-6 заданий; «2» – менее 5 заданий. |
Выполняют Тест №2. Самоконтроль с использованием представленного учителем правильного варианта ответов. Участвуют в работе над ошибками, аргументируют свои позиции. Записывают в тетради разбор заданий, на которые следует обратить внимание. |
|
5. Проверка умений учащихся применять знания в изменённых нестандартных ситуациях | |||
Тест № 3 | Инструктирует учащихся по выполнению
теста № 3: – распределить уравнения по методам решения, – решить уравнения. Организует проверку правильности полученных результатов посредством коллективного обсуждения. |
Выполняют Тест № 3. Участвуют в обсуждении правильности выполнения задания на распределение по методам решения. Решают уравнения, проверяют себя. |
|
6.Подведение итогов. Постановка домашнего задания | |||
Тест № 3 | Комментирует оценки учащихся. Даёт рекомендации по коррекции знаний и умений в соответствии с полученными на занятии результатами. Даёт домашнее задание: – выбрать из предложенных упражнений уравнения, оформить подробную запись решения, – подобрать задания из различных сборников, вызывающие затруднения. |
Записывают домашнее задание. | |
7. Рефлексия. | |||
Учитель предлагает закончить
предложения: «Сегодня на уроке я понял(а), что мне необходимо …» «При решении тригонометрических уравнений необходимо …» «Самое трудное для меня …». |
Учащиеся заканчивают предложения. |
Используемые материалы и литература:
- А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа (в 2-х частях). Ч.2: Задачник.
- А.Н. Колмагоров и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов.
- Н.Н. Евдокимова Алгебра и начала анализа в таблицах и схемах.
- Л.М.Лысенко, А.А.Тамбовцева. Статья «Организация итогового повторения по алгебре и началам анализа в 11 классе». Сайт фестиваля «Открытый урок».
- А.В. Семёнов, Е.В. Юрченко. Система подготовки к ЕГЭ по математике. Материалы курса «Система подготовки к ЕГЭ».