Программные задачи.
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.
- Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове.
- Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель слова
- Продолжать развивать представление о гласных звуках.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Материал.
Кукольный театр на фланелеографе с плоскостными фигурами черепахи, лягушек,. Объемные цветы-кувшинки. Игрушки: кукла, собака, Буратино. Предметные картинки для дидактической игры "Разложи игрушки". Пеналы на каждого ребенка с красными фишками. Конверты с предметными картинками на каждого ребенка, для самостоятельной работы. Дидактическая игра " Кто в домике?", "Волшебное яблоко". Рамка - "экран телевизора".
Ход занятия
Дети встают в круг. Игровое упражнение "Два веселых гуся" (Приложение №1 )
(Игра развивает мелкую моторику, совершенствует звукопроизношение, улучшает координацию движения, снижает эмоциональное напряжение.)
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
"Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?"
Дети - Буратино.
Воспитатель спрашивает детей из какой сказки этот герой? Каких еще героев этой сказки дети могут назвать. Кто сделал Буратино? ( Ответы детей)
Воспитатель - Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло (Показывает детям конверт и письмо). В своем письме он просит нас помочь ему отыскать Буратино. Этот озорной мальчишка ушел утром в школу и не вернулся домой. Может с ним что-то случилось? Поможем найти Буратино?
Дети - Да, поможем папе Карло найти Буратино.
Воспитатель - Тогда отправляемся в сказку.
Дети встают в круг.
"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся.
В сказку перенесемся"
Пока дети кружатся с закрытыми глазами, воспитатель открывает занавесь театра. В центре озера на листке сидит черепаха Тортилла, вокруг нее лягушата. Внизу на полке три цветка, с прикрепленными к ним прямоугольниками, обозначающие модель "слова". Вокруг цветов разложены предметные картинки.
Дети подходят к театру, здороваются с черепахой и спрашивают ее, не видела ли она Буратино.
Воспитатель - Ребята, черепаха Тортилла сказала, что Буратино был здесь, поиграл с лягушатами и побежал дальше. Он даже не убрал за собой игрушки на место. Поможем ребята лягушатам разложить игрушки по местам.?
Игровое упражнение "Разложи игрушки". Деление слов на слоги.
Дети берут предметную картинку, с изображением игрушки. Четко проговаривают слово. Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют, сколько в слове слогов, находят на цветкак- лилиях подходящую схему и кладут в цветок. (Предметные картинки: мяч, слон, жук, лиса, кукла, машина, барабан, кубик, и т.д.)
Дети прощаются с черепахой и идут дальше. Прыгают по "кочкам" обручам, перебираясь таким образом от театра на ковер и садятся в центр ковра. Из-за цветка воспитатель достает игрушку собаку - Артемона.
Дети здороваются с Артемоном и спрашивают у него, не видел ли он Буратино.
Воспитатель - Дети, Артемон говорит, что Буратино он не видел, потому что он так был занят весь день, он так устал. Взрослые животные попросили его отыскать детенышей и привести их домой.
Дидактическая игра "Кто в домике?"
Усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом с.
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением взрослого животного с детенышем, а дети составляют предложения.
В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами. В домике свинья с поросятами.
Дети прощаются с Артемоном и идут дальше.
Физкультминутка. "Лиса по лесу ходила" (Приложение № 2)
(Игра развивает мелкую моторику, речь, улучшает координацию движения)
"Мы лесами шли густыми
И оврагами крутыми
Где медведя не бывало,
Где и птица не летала:.Там в дупле большой осины
Угнездился рой пчелиный
Мы медок соберем -
Деток накормим"
Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит на письменном столе. Дети узнают в ней Мальвину. Они подходят к кукле, здороваются и спрашивают у нее, не видела ли она Буратино.
Воспитатель - Знаете ребята, Мальвина так сердита на Буратино, что даже слышать ничего не хочет об это мальчишке. Говорит, что он не воспитанный и совсем не хочет учиться, а она так любит играть в школу. Вот и нам предлагает поиграть в эту игру.
Дети садятся за столы.
Закрепление пройденного материала.
Воспитатель говорит детям, что они уже познакомились с гласными звуками (А), (О), (У), (Ы), (И). Спрашивает, почему эти звуки называются гласными и каким цветом их обозначают. Предлагает поиграть с гласными звуками.
"Сломанный телевизор"
Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и показывают соответствующий значок. (Приложение № 3)
"Поймай звук"
Правой рукой поймать звук (А), из потока гласных звуков.
"Хлопни в ладоши"
Хлопни в ладоши, если услышишь в слоге гласный звук (У)
(Ряд слогов: да- до- ду; шу - ша- шо; пу- пы - пи; ри - ру - ра)
"Предмет, слово, звук" (Приложение №3)
Самостоятельная работа
Дети достают из конверта предметную картинку, называют слово, выделяют голосом гласный звук и под картинку кладут соответствующей гласному звуку значок. (Дом, лук, сок, кит, кот, сыр, стул, бак, гусь, кит и т. д.)
Физкультминутка. Игра "Буратино"
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
"Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать"
Дидактическая игра Волшебное яблоко" (Приложение № 4)
В противоположной стороне от стола стоит мольберт накрытый покрывалом.
Воспитатель - Ребята, а чьи это ножки видны из-под шторки?
Дети узнают штанишки и башмачки Буратино.
Воспитатель - Так вот где спрятался Буратино, от Мальвины. Ему наверное стало стыдно, за свое поведение. Берет Буратино на руки, говорит ему, что они с ребятами давно его ищут по просьбе папы Карло, что он очень беспокоится. Тебе пора Буратино возвращаться домой. Дети прощаются с Буратино.
Воспитатель - И нам ребята пора отправляться в детский сад.
Дети встают вкруг.
Воспитатель.
"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся, и домой вернемся"
Итог занятия.
Назвать гласные звуки, охарактеризовать их.
Список литературы.
- М.В. Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду"
- Е.В.Колесникова "От звука к букве"
- Н.С.Варенцова "Обучение дошкольников грамоте"
- Л.Н.Смирнова "Логопедия в детском саду"
- Т.Ю.Барышева "Лиса по лесу ходила"
- О.С.Боромыкова.Уроки логопеда. "Песенки и потешки с движениями для развития речи"
- Т.А.Ткаченко "Звуки и знаки. Гласные"