Занятие-игра по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

  • Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.
  • Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель слова
  • Продолжать развивать представление о гласных звуках.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Материал.

Кукольный театр на фланелеографе с плоскостными фигурами черепахи, лягушек,. Объемные цветы-кувшинки. Игрушки: кукла, собака, Буратино. Предметные картинки для дидактической игры "Разложи игрушки". Пеналы на каждого ребенка с красными фишками. Конверты с предметными картинками на каждого ребенка, для самостоятельной работы. Дидактическая игра " Кто в домике?", "Волшебное яблоко". Рамка - "экран телевизора".

Ход занятия

Дети встают в круг. Игровое упражнение "Два веселых гуся" (Приложение №1 )

(Игра развивает мелкую моторику, совершенствует звукопроизношение, улучшает координацию движения, снижает эмоциональное напряжение.)

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

"Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?"

Дети - Буратино.

Воспитатель спрашивает детей из какой сказки этот герой? Каких еще героев этой сказки дети могут назвать. Кто сделал Буратино? ( Ответы детей)

Воспитатель - Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло (Показывает детям конверт и письмо). В своем письме он просит нас помочь ему отыскать Буратино. Этот озорной мальчишка ушел утром в школу и не вернулся домой. Может с ним что-то случилось? Поможем найти Буратино?

Дети - Да, поможем папе Карло найти Буратино.

Воспитатель - Тогда отправляемся в сказку.

Дети встают в круг.

"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся.
В сказку перенесемся"

Пока дети кружатся с закрытыми глазами, воспитатель открывает занавесь театра. В центре озера на листке сидит черепаха Тортилла, вокруг нее лягушата. Внизу на полке три цветка, с прикрепленными к ним прямоугольниками, обозначающие модель "слова". Вокруг цветов разложены предметные картинки.

Дети подходят к театру, здороваются с черепахой и спрашивают ее, не видела ли она Буратино.

Воспитатель - Ребята, черепаха Тортилла сказала, что Буратино был здесь, поиграл с лягушатами и побежал дальше. Он даже не убрал за собой игрушки на место. Поможем ребята лягушатам разложить игрушки по местам.?

Игровое упражнение "Разложи игрушки". Деление слов на слоги.

Дети берут предметную картинку, с изображением игрушки. Четко проговаривают слово. Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют, сколько в слове слогов, находят на цветкак- лилиях подходящую схему и кладут в цветок. (Предметные картинки: мяч, слон, жук, лиса, кукла, машина, барабан, кубик, и т.д.)

Дети прощаются с черепахой и идут дальше. Прыгают по "кочкам" обручам, перебираясь таким образом от театра на ковер и садятся в центр ковра. Из-за цветка воспитатель достает игрушку собаку - Артемона.

Дети здороваются с Артемоном и спрашивают у него, не видел ли он Буратино.

Воспитатель - Дети, Артемон говорит, что Буратино он не видел, потому что он так был занят весь день, он так устал. Взрослые животные попросили его отыскать детенышей и привести их домой.

Дидактическая игра "Кто в домике?"

Усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом с.

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением взрослого животного с детенышем, а дети составляют предложения.

В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами. В домике свинья с поросятами.

Дети прощаются с Артемоном и идут дальше.

Физкультминутка. "Лиса по лесу ходила" (Приложение № 2)

(Игра развивает мелкую моторику, речь, улучшает координацию движения)

"Мы лесами шли густыми
И оврагами крутыми
Где медведя не бывало,
Где и птица не летала:.

Там в дупле большой осины
Угнездился рой пчелиный
Мы медок соберем -
Деток накормим"

Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит на письменном столе. Дети узнают в ней Мальвину. Они подходят к кукле, здороваются и спрашивают у нее, не видела ли она Буратино.

Воспитатель - Знаете ребята, Мальвина так сердита на Буратино, что даже слышать ничего не хочет об это мальчишке. Говорит, что он не воспитанный и совсем не хочет учиться, а она так любит играть в школу. Вот и нам предлагает поиграть в эту игру.

Дети садятся за столы.

Закрепление пройденного материала.

Воспитатель говорит детям, что они уже познакомились с гласными звуками (А), (О), (У), (Ы), (И). Спрашивает, почему эти звуки называются гласными и каким цветом их обозначают. Предлагает поиграть с гласными звуками.

"Сломанный телевизор"

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и показывают соответствующий значок. (Приложение № 3)

"Поймай звук"

Правой рукой поймать звук (А), из потока гласных звуков.

"Хлопни в ладоши"

Хлопни в ладоши, если услышишь в слоге гласный звук (У)

(Ряд слогов: да- до- ду; шу - ша- шо; пу- пы - пи; ри - ру - ра)

"Предмет, слово, звук" (Приложение №3)

Самостоятельная работа

Дети достают из конверта предметную картинку, называют слово, выделяют голосом гласный звук и под картинку кладут соответствующей гласному звуку значок. (Дом, лук, сок, кит, кот, сыр, стул, бак, гусь, кит и т. д.)

Физкультминутка. Игра "Буратино"

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

"Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать"

Дидактическая игра Волшебное яблоко" (Приложение № 4)

В противоположной стороне от стола стоит мольберт накрытый покрывалом.

Воспитатель - Ребята, а чьи это ножки видны из-под шторки?

Дети узнают штанишки и башмачки Буратино.

Воспитатель - Так вот где спрятался Буратино, от Мальвины. Ему наверное стало стыдно, за свое поведение. Берет Буратино на руки, говорит ему, что они с ребятами давно его ищут по просьбе папы Карло, что он очень беспокоится. Тебе пора Буратино возвращаться домой. Дети прощаются с Буратино.

Воспитатель - И нам ребята пора отправляться в детский сад.

Дети встают вкруг.

Воспитатель.

"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся, и домой вернемся"

Итог занятия.

  • Назвать гласные звуки, охарактеризовать их.
  • Кого дети встретили в сказке?
  • В какие игры играли?

Список литературы.

  1. М.В. Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду"
  2. Е.В.Колесникова "От звука к букве"
  3. Н.С.Варенцова "Обучение дошкольников грамоте"
  4. Л.Н.Смирнова "Логопедия в детском саду"
  5. Т.Ю.Барышева "Лиса по лесу ходила"
  6. О.С.Боромыкова.Уроки логопеда. "Песенки и потешки с движениями для развития речи"
  7. Т.А.Ткаченко "Звуки и знаки. Гласные"