Цели урока:
- Дать учащимся представление о личности писателя, познакомить с некоторыми фактами биографии.
- Сформировать у учащихся оценку (положительную или отрицательную) к конкретным жизненным ситуациям, подмеченным и художественно изображенным мастерами литературы; пробудить в них желание высказать свою точку зрения и доказать свою позицию.
- Обобщить и расширить представление учащихся о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу по формированию навыков построения рассуждения, аргументации доказательства, обоснованного вывода.
- Расширение лексического запаса за счет новых слов, соответствующих теме урока, проблемам, обсуждаемым в форме эвристической беседы; формирование толерантности в процессе обсуждения разных позиций по отношению к одной ситуации, проблеме.
- Воспитание доброты и сострадания к окружающему миру, внимательного отношения к малейшему проявлению доброты.
Оборудование: рассказ А.И.Куприна «Белый пудель», мультимедийная установка, презентация (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– В творческой мастерской мы с вами продолжим разговор о героях рассказа А.И.Куприна «Белый пудель». СЛАЙД 1.
– На уроке литературного чтения вы составили синквейны на тему «Дружба» и «Доброта». СЛАЙД 2.
Дружба. Истинная, крепкая. Беречь, заботиться, любить. Друг в беде не бросит. Преданность. |
Доброта. Чуткая, сердечная. Жалеет, сочувствует, помогает. Доброта – лучше красоты. Сострадание. |
– Посмотрите как перекликаются эти два синквейна.
– Прочитайте вслух на слайде текст. «Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья». Какой человек может быть свободным, творческим и счастливым одновременно? Только добрый!
– Эти слова принадлежат Александру Ивановичу Куприну, ведь только добрый человек мог написать такое замечательное произведение, как «Белый пудель». Думаю, что прочтя его, мы с вами стали чуть-чуть добрее.
II. Рассказ о писателе. СЛАЙД 3.
– А каким человеком представляется вам А.И.Куприн? Почему?
– Прочитайте воспоминания дочери писателя о реальной основе сюжета создания этого произведения (на столах карточки).
«В послеобеденное время заходили к нам на
дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет
тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и с ними
дрессированный белый пудель. Как только
раздавались звуки шарманки, к нашей даче
стягивались зрители – турки-строители,
работавшие на соседней даче, няньки с детьми с
других дач и просто случайные прохожие.
После представления старик получал деньги и
Александр Иванович звал их обедать на террасу
около кухни. Но они брали миски с едой и
располагались под деревьями на берегу Селигирки.
Старик был неразговорчив и старался о себе
говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно
делился своими планами. В длинных путешествиях
по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось
Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор
мечтает он стать настоящим акробатом.
Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как
однажды богатая барыня непременно требовала,
чтобы ей продали пуделя, который очень
понравился её мальчику.
«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня
обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в
полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё
украли, – рассказывал мальчик – поэтому мы
скорее ушли из города»
III. Постановка цели и задач урока
– Эта история послужила Куприну темой для
произведения «Белый пудель». Писатель внес
изменения в реальную историю и назвал рассказ
«Белый пудель».
Почему рассказ назван именно так? Попытаемся
построить простейшее рассуждение на эту тему. СЛАЙД
4.
Рассуждение – это тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, приемы их свойств и действий, дается оценка. Композиция (составные части) рассуждения. (на столах у детей карточки)
Тезис (Т) | – Почему же рассказ назван «Белый
пудель»? Рассказ Куприна (можно, нельзя) считать повествованием о собаке. |
Доказательство (Д) | – С каким героем связаны все важные
события, происходящие в рассказе? – В чём заключалась работа пуделя-артиста? – Почему его так ценил дедушка Лодыжкин? – Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке? |
Выводы (В) | – Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость? |
IV. Самостоятельная письменная работа
V. Афиширование результатов работы в группах
VI. Рефлексия
– Отношение к белому пуделю позволило А.И.Куприну в рассказе показать достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина и смелость Серёжи, безнравственность обитателей дачи и преступность дворника.
VII. Итог урока
– К любому произведении можно написать аннотацию. СЛАЙД 5.
– Аннотация – письменное высказывание, в котором содержится оценка прочитанного. В аннотации говорится о героях, их мыслях и поступках. О теме и идее произведения: о чём хотел сказать автор, что он защищает, против чего борется. Мысли суждения, высказывания в аннотации подтверждаются примерами из текста
План аннотации.
- Название произведения, фамилия автора, переводчика, художника.
- Год и место издания книги, в которой напечатано произведение
- Тема (о чём рассказывается в произведении).
- Основные герои произведения. Какие они? Кто из них понравился, кто – нет? Почему?
- Эпизод, который произвёл наиболее сильное впечатление.
- В чём заключается главная мысль произведения?
VII. Домашнее задание
– Написать аннотацию к рассказу А.И.Куприна «Белый пудель» (Приложение 2).