Цель урока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков в процессе решения неравенств и их систем.
Задачи урока:
1. Учебные:
- обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»;
- закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий;
- контроль уровня знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной».
2. Развивающие:
- развивать умение выделять главное;
- обобщать имеющиеся знания;
- способствовать развитию интереса к предмету, организованности, ответственности.
3. Воспитательные:
- воспитывать мыслительную активность, самостоятельность;
- достигать сознательного усвоения материала обучающимися.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний.
Вид урока: обычный – 45 мин.
Класс: 8.
Оборудование:
- мультимедийный комплекс (интерактивная доска Star Board);
- учебник Ю.Н.Макарычев «Алгебра 8 класс»;
- карточки для самостоятельной работы (3 варианта);
- разноуровневый тест;
- карточки для выполнения домашнего задания.
Методическое обеспечение урока:
- дидактические материалы по теме (см. Приложение 1. Приложение 2);
- наглядные материалы по теме (см. Приложение 4. Приложение 5);
- демонстрационные материалы (см. Приложение 7);
- раздаточные материалы (см. Приложение 3. Приложение 6. Приложение 9);
- информационные материалы (см. Приложение 8);
- презентация к уроку.
Методы обучения: практический, наглядный, словесный.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. (Презентация. Слайд 1)
- На экране перед вами тема урока.
- Запишите и вы в тетрадях число и тему урока.
(Слайд 2)
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
(Слайд 3)
Наша задача, обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки в процессе решения неравенств и их систем. А в конце урока проверим знания с использованием разноуровневого теста по теме.
(Слайд 4)
- И сегодня на уроке мы с вами должны:
а) ответить устно на вопросы;
б) выполнить самостоятельную работу по 3 вариантам;
в) поучаствовать в игре «Найди ошибку!»;
г) прослушать сообщение из истории математики;
д) выполнить графический диктант;
е) выполнить разноуровневый тест;
ж) подвести итог урока.
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось,
Улыбнись, удача, всем,
Чтобы не было проблем.
- Улыбнулись друг другу, у вас хорошее настроение и начали работу.
II. Проверочный этап.
Итак, первое задание начинаю.
Победителя узнаю.
Задание сейчас – «Разминка»,
Ответьте на вопросы без запинки.
- Обратимся к теории по теме.
(Слайд 5)
На экране вопросы:
- Дать определение линейного неравенства. Приведите примеры.
- Закончите предложения:
- «Решением неравенства с одной переменной называется …»
- «Решением системы неравенств с одной переменной называется …»
- Что значит решить систему неравенств с одной переменной?
- Перечислите свойства, применяемые при решении неравенств с одной переменной.
(Ответы обучающихся, фронтальная работа по формированию понятий.)
Математика поможет
Вам отличниками стать.
Покажите-ка, ребята,
Как задание умеете
Вы правильно выполнять
- Покажите на примере решение линейного неравенства (панель Star Board список Приложение 1 показать).
(Один уч-ся работает на интерактивной доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.)
Учащийся с помощью электронной ручки Star Board выполняет решение на интерактивной доске, по окончании сверяет свой ответ с записанным под красным прямоугольником (панель Star Board выбрать красный прямоугольник перенести его в сторону).
- Покажите на примере решение системы неравенств с одной переменной (панель Star Board список Приложение 2 показать).
(Один ученик работает на интерактивной доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.)
Учащийся с помощью электронной ручки Star Board выполняет решение на интерактивной доске, по окончании сверяет свой ответ с записанным под красным прямоугольником (панель Star Board выбрать красный прямоугольник перенести его в сторону).
III. Основной этап.
Вновь задание объявляю,
Всех, всех вас я приглашаю.
Будет трудная задача
Так пожелаю вам удачи!
(панель Star Board список Приложение 3 показать).
- Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу «Проверь себя сам», которая разделена на три варианта, на три уровня сложности, окрашенные разными цветами.
(Выполняют самостоятельную работу в тетрадях.)
- И я предлагаю вам проверить результаты выполнения самостоятельной работы (панель Star Board список Презентация к уроку слайд 6 показать).
- Я предлагаю вам поучаствовать в игре «Найди ошибку!» (панель Star Board список Приложение 4 показать).
Учащийся с помощью электронной ручки Star Board находит ошибки в решении на интерактивной доске и исправляет их.
(Участвуют в игре с использованием интерактивной доски.)
- А сейчас мы послушаем материал, подготовленный одним из учащихся класса, из истории математики «О неравенствах» (панель Star Board список презентация к уроку слайд 7 показать).
(Сообщение учащихся.)
Из истории математики «О неравенствах» (см с.215 учебника).
Физкультурная минутка.
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (руки вверх)
А теперь назад прогнулись (прогнуться назад)
Как пружинки вы присели (присесть)
И тихонько рядом мы за парты сел (выпрямиться и сесть).Задание следующее начнем
Графический диктант
Мы с вами проведем.
В нем ответы «да» и «нет»
Другого выбора вам нет/
- Разминка перед выполнением разноуровнего теста, каждое задание предполагает ответ «да -» или «нет ^» (панель Star Board список Приложение 5 показать).
Учащийся с помощью электронной ручки Star Board выбирает на интерактивной доске нужный символ и переносит его в таблицу ответов, по окончании сверяет свой ответ с записанным на слайде 9 (панель Star Board список презентация к уроку слайд 9 показать).
И последнее задание
Предлагаю вам, друзья,
Предстоит решить вам тест,
Ведь отдохнуть уже пора.К этому заданию
Мы постепенно подошли.
Ты ответы в тесте
Верные найди.
Выполнение разноуровнего теста (Приложение 6).
Часть А включает такие задания, что даже слабо подготовленный ученик может выполнить хотя бы половину заданий и получить «3». Если же ученик имеет средний уровень знаний, он чаще всего выбирает тоже часть А, имея шанс получить «4» за верно выполнены 10 заданий.
Часть В выбирают уверенные в своих знаниях ученики и получают «4» или «5».
Примечание: по усмотрению учителя можно составить задания для части С олимпиадного уровня, и оценивается она отдельной оценкой.
(Выполняют в тетрадях тест, представленный на карточках.)
Таблицу верных ответов показывает учитель по окончании работы. Роль учителя в данной ситуации мотивационная, без нотаций и наказаний. Тест имеет обучающую, контролирующую и развивающую роль.
- На экране ключ к тесту. Проверьте ответы и оцените работу товарища (панель Star Board список презентация к уроку слайд 10 показать).
(По окончании работы учащийся проверяет работу товарища по таблице верных ответов.)
IV. Информационный этап.
Вот подошел к концу урок,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился
- Ребята, сегодня мы повторили, обобщили знания, умения и навыки по темам «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной».
Если у кого из вас есть нерешенные проблемы по теме, то обратитесь к учебнику «Алгебра 8 класс» на с.176 – 187 (п.34 – 35) и ещё хорошо просмотрите теоретический материал, а затем закрепите его при выполнении № 940 (б, д, е), № 954 (а, г).
(Учащиеся записывают домашнее задание.)
(Слайд 11)
А ребята, которые уверены в своих знаниях, подойдите и получите домашнее задание по карточкам (Приложение 9).
(Учащиеся получают домашнее задание на карточках.)
(Слайд 12)
V. Рефлексивный этап.
- У каждого из вас ребята на столе карточки. Уходя с урока, прикрепите на доску одну их них.
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много с пользой и хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке. | |
Урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, выполнил некоторые задания, мне было достаточно комфортно. | |
Пользы от урока я получил мало, я не очень понимаю, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не смогу сделать, мне это не интересно и всё не понятно. |
- Был ли, на ваш взгляд, наш урок уроком обобщения, систематизации и контроля знаний?
- Что именно вы повторили на уроке?
- С каким настроением уходите?
- Спасибо за плодотворную работу. Всего вам доброго.
(Слайд 13)
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас
И сердце умным будет
(Слайд 14)
Список литературы:
- Алтынов, П. И. Алгебра. Тесты. 7 – 9 классы: Учебно-методическое пособие. [Текст] / П. И. Алтынов. – М: Дрофа, 2003, 128 с.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Диск] мультимедийное энциклопедическое издание. Россия, 2009
- Дорофеев, Г. В., Кузнецова, Л. В., Кузнецова, Г. М., Краснянская К. А., Минаева, С. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике [Текст] / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова, К. А. Краснянская, С. С. Минаева. – М: Дрофа, 2005, - 80 с.
- Жохов, В. И., Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса [Текст] / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2003, - 144 с.
- Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г., Нешков, К. И., Суворова, С. Б. Алгебра [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. – М: Просвещение, 2009, - 271 с.
- Математика: Удачи на экзамене. [Диск] электронное пособие. Навигатор, 2004.