Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков в процессе решения неравенств и их систем.

Задачи урока:

1. Учебные:

  • обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»;
  • закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий;
  • контроль уровня знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной».

2. Развивающие:

  • развивать умение выделять главное;
  • обобщать имеющиеся знания;
  • способствовать развитию интереса к предмету, организованности, ответственности.

3. Воспитательные:

  • воспитывать мыслительную активность, самостоятельность;
  • достигать сознательного усвоения материала обучающимися.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и контроля знаний.

Вид урока: обычный – 45 мин.

Класс: 8.

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс (интерактивная доска Star Board);
  • учебник Ю.Н.Макарычев «Алгебра 8 класс»;
  • карточки для самостоятельной работы (3 варианта);
  • разноуровневый тест;
  • карточки для выполнения домашнего задания.

Методическое обеспечение урока:

Методы обучения: практический, наглядный, словесный.

Ход урока

I. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. (Презентация. Слайд 1)

- На экране перед вами тема урока.

- Запишите и вы в тетрадях число и тему урока.

(Слайд 2)

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

(Слайд 3)

Наша задача, обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки в процессе решения неравенств и их систем. А в конце урока проверим знания с использованием разноуровневого теста по теме.

(Слайд 4)

- И сегодня на уроке мы с вами должны:

а) ответить устно на вопросы;

б) выполнить самостоятельную работу по 3 вариантам;

в) поучаствовать в игре «Найди ошибку!»;

г) прослушать сообщение из истории математики;

д) выполнить графический диктант;

е) выполнить разноуровневый тест;

ж) подвести итог урока.

Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось,
Улыбнись, удача, всем,
Чтобы не было проблем.

- Улыбнулись друг другу, у вас хорошее настроение и начали работу.

II. Проверочный этап.

Итак, первое задание начинаю.
Победителя узнаю.
Задание сейчас – «Разминка»,
Ответьте на вопросы без запинки.

- Обратимся к теории по теме.

(Слайд 5)

На экране вопросы:

  1. Дать определение линейного неравенства. Приведите примеры.
  2. Закончите предложения:
    • «Решением неравенства с одной переменной называется …»
    • «Решением системы неравенств с одной переменной называется …»
  3. Что значит решить систему неравенств с одной переменной?
  4. Перечислите свойства, применяемые при решении неравенств с одной переменной.

(Ответы обучающихся, фронтальная работа по формированию понятий.)

Математика поможет
Вам отличниками стать.
Покажите-ка, ребята,
Как задание умеете
Вы правильно выполнять

- Покажите на примере решение линейного неравенства (панель Star Board список Приложение 1 показать).

(Один уч-ся работает на интерактивной доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.)

Учащийся с помощью электронной ручки Star Board выполняет решение на интерактивной доске, по окончании сверяет свой ответ с записанным под красным прямоугольником (панель Star Board выбрать красный прямоугольник перенести его в сторону).

- Покажите на примере решение системы неравенств с одной переменной (панель Star Board список Приложение 2 показать).

(Один ученик работает на интерактивной доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.)

Учащийся с помощью электронной ручки Star Board выполняет решение на интерактивной доске, по окончании сверяет свой ответ с записанным под красным прямоугольником (панель Star Board выбрать красный прямоугольник перенести его в сторону).

III. Основной этап.

Вновь задание объявляю,
Всех, всех вас я приглашаю.
Будет трудная задача
Так пожелаю вам удачи!

(панель Star Board список Приложение 3 показать).

- Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу «Проверь себя сам», которая разделена на три варианта, на три уровня сложности, окрашенные разными цветами.

(Выполняют самостоятельную работу в тетрадях.)

- И я предлагаю вам проверить результаты выполнения самостоятельной работы (панель Star Board список Презентация к уроку слайд 6 показать).

- Я предлагаю вам поучаствовать в игре «Найди ошибку!» (панель Star Board список Приложение 4 показать).

Учащийся с помощью электронной ручки Star Board находит ошибки в решении на интерактивной доске и исправляет их.

(Участвуют в игре с использованием интерактивной доски.)

- А сейчас мы послушаем материал, подготовленный одним из учащихся класса, из истории математики «О неравенствах» (панель Star Board список презентация к уроку слайд 7 показать).

(Сообщение учащихся.)

Из истории математики «О неравенствах» (см с.215 учебника).

Физкультурная минутка.

Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (руки вверх)
А теперь назад прогнулись (прогнуться назад)
Как пружинки вы присели (присесть)
И тихонько рядом мы за парты сел (выпрямиться и сесть).

Задание следующее начнем
Графический диктант
Мы с вами проведем.
В нем ответы «да» и «нет»
Другого выбора вам нет/

- Разминка перед выполнением разноуровнего теста, каждое задание предполагает ответ «да -» или «нет ^» (панель Star Board список Приложение 5 показать).

Учащийся с помощью электронной ручки Star Board выбирает на интерактивной доске нужный символ и переносит его в таблицу ответов, по окончании сверяет свой ответ с записанным на слайде 9 (панель Star Board список презентация к уроку слайд 9 показать).

И последнее задание
Предлагаю вам, друзья,
Предстоит решить вам тест,
Ведь отдохнуть уже пора.

К этому заданию
Мы постепенно подошли.
Ты ответы в тесте
Верные найди.

Выполнение разноуровнего теста (Приложение 6).

Часть А включает такие задания, что даже слабо подготовленный ученик может выполнить хотя бы половину заданий и получить «3». Если же ученик имеет средний уровень знаний, он чаще всего выбирает тоже часть А, имея шанс получить «4» за верно выполнены 10 заданий.

Часть В выбирают уверенные в своих знаниях ученики и получают «4» или «5».

Примечание: по усмотрению учителя можно составить задания для части С олимпиадного уровня, и оценивается она отдельной оценкой.

(Выполняют в тетрадях тест, представленный на карточках.)

Таблицу верных ответов показывает учитель по окончании работы. Роль учителя в данной ситуации мотивационная, без нотаций и наказаний. Тест имеет обучающую, контролирующую и развивающую роль.

- На экране ключ к тесту. Проверьте ответы и оцените работу товарища (панель Star Board список презентация к уроку слайд 10 показать).

(По окончании работы учащийся проверяет работу товарища по таблице верных ответов.)

IV. Информационный этап.

Вот подошел к концу урок,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился

- Ребята, сегодня мы повторили, обобщили знания, умения и навыки по темам «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной».

Если у кого из вас есть нерешенные проблемы по теме, то обратитесь к учебнику «Алгебра 8 класс» на с.176 – 187 (п.34 – 35) и ещё хорошо просмотрите теоретический материал, а затем закрепите его при выполнении № 940 (б, д, е), № 954 (а, г).

(Учащиеся записывают домашнее задание.)

(Слайд 11)

А ребята, которые уверены в своих знаниях, подойдите и получите домашнее задание по карточкам (Приложение 9).

(Учащиеся получают домашнее задание на карточках.)

(Слайд 12)

V. Рефлексивный этап.

- У каждого из вас ребята на столе карточки. Уходя с урока, прикрепите на доску одну их них.

Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много с пользой и хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал на вопросы, выполнил некоторые задания, мне было достаточно комфортно.
Пользы от урока я получил мало, я не очень понимаю, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не смогу сделать, мне это не интересно и всё не понятно.
  • Был ли, на ваш взгляд, наш урок уроком обобщения, систематизации и контроля знаний?
  • Что именно вы повторили на уроке?
  • С каким настроением уходите?

- Спасибо за плодотворную работу. Всего вам доброго.

(Слайд 13)

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас
И сердце умным будет

(Слайд 14)

Список литературы:

  1. Алтынов, П. И. Алгебра. Тесты. 7 – 9 классы: Учебно-методическое пособие. [Текст] / П. И. Алтынов. – М: Дрофа, 2003, 128 с.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Диск] мультимедийное энциклопедическое издание. Россия, 2009
  3. Дорофеев, Г. В., Кузнецова, Л. В., Кузнецова, Г. М., Краснянская К. А., Минаева, С. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике [Текст] / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, Г. М. Кузнецова, К. А. Краснянская, С. С. Минаева. – М: Дрофа, 2005, - 80 с.
  4. Жохов, В. И., Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса [Текст] / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2003, - 144 с.
  5. Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г., Нешков, К. И., Суворова, С. Б. Алгебра [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. – М: Просвещение, 2009, - 271 с.
  6. Математика: Удачи на экзамене. [Диск] электронное пособие. Навигатор, 2004.