Важное место в современных условиях общего образования занимает функциональная грамотность и социальная адаптация учащихся. Эти функции предоставляют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности. Достижение этих целей возможно лишь при понимании учащимися значения физкультурного образования играющего важную роль в формировании физической культуры личности.
Мною были составлены адаптированные тесты для детей с ослабленным здоровьем, которые позволят учащимся получить теоретические знания о физической культуре. Тесты ориентированы на последовательное освоение учащимися социальных и психолого-педагогических, анатомо-физиологических и методических основ системы физического воспитания. Основные вопросы были взяты из учебников «Физическая культура». Эти знания позволят учащимся самостоятельно использовать средства физической культуры и спорта в разных направлениях.
Аттестация учащихся с ослабленным здоровьем состоит из двух частей: теоретическая часть и практическая часть. Теоретическая часть позволяет педагогу оценить знания учащихся по примерным вопросам в виде устного опроса. Практическая часть позволяет оценить качество выполнения упражнений по видам практических заданий: составлять и выполнять комплексы упражнений для индивидуальных занятий;выполнять комплексы упражнений на развитие дыхательной системы, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия и т.д. В практической части необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.
Не все учащиеся станут великими спортсменами, но любовь к спорту, к ежедневным самостоятельным занятиям поможет им уверенно начать новый этап жизни после окончания школы.
Адаптированные контрольные тесты по физической культуре 5-9 классы для детей с ослабленным здоровьем
Легкая атлетика
1. Какие виды упражнений входят в легкую атлетику? Укажите неправильный ответ.
а) бег;
б) прыжки;
в) подвижные игры;
г) спортивная ходьба;
д) метание.
Правильный ответ: «в»
2. Напишите виды бега.
Правильный ответ: бег на короткие дистанции, бег на длинные дистанции, эстафетный бег;
3. Сколько фаз в беге?
а) 1;
б) 4;
в) 2;
г) 3.
Правильный ответ: «б»
4. Что входит в состав опорно-двигательной системы?
а) мышцы;
б) нервы;
в) скелет;
г) кровь.
Правильный ответ: «в»
5. Как звучит девиз Олимпийских игр?
а) «быстрее, выше, сильнее»;
б) « быстрее, дальше, выше»;
в) «будь всегда первым»;
г) «спорт, здоровье, радость».
Правильный ответ: «а»
6. Что мы понимаем под выражением «здоровый образ жизни».
а) Активную трудовую деятельность в сочетании с отдыхом;
б) Активную деятельность, направленную на улучшение и сохранение здоровья;
в) Активный интерес к спортивным достижениям и состязаниям.
Правильный ответ: «б»
7. Какие упражнения включаются в разминку почти во всех видах спорта?
а) упражнения на развитие выносливости;
б) упражнения на гибкость и координацию движений;
в) бег и общеразвивающие упражнения.
Правильный ответ: «в»
8. Недостаток, какого витамина ведет к ухудшению зрения и может стимулировать возникновение так называемой «куриной слепоты»?
а) «А»;
б) «В1»;
в) «С»;
г) «Д».
Правильный ответ: «а»
9. Особо важное значение разминка приобретает при воспитании:
а) быстроты;
б) гибкости;
в) выносливости;
г) силы.
Правильный ответ: «б»
10. Быстрота является одним из важнейших физических качеств. Что это такое?
а) показатели бега на короткие дистанции;
б) способность много раз повторять заданное движение;
в) способность быстро реагировать на сигнал и быстро перемещаться.
Правильный ответ: «в»
Спортивные игры
1. В каком году была создана Международная федерация баскетбола?
а) 1934 г.;
б) 1933 г.;
в) 1932 г..
Правильный ответ: «в»
2. Какое воздействие на организм человека имеет игра в баскетбол?
а) комплексное воздействие;
б) целенаправленное воздействие;
в) индивидуальное воздействие.
Правильный ответ: «в»
3. Какие основные приемы игры вы знаете? Перечислите.
Правильный ответ: стойка баскетболиста, ведение мяча левой и правой рукой, остановка прыжком, повороты с мячом, передача двумя руками от груди, бросок двумя руками от груди, передвижения;
4. В каком году впервые появился волейбол?
а) 1895 г.;
б) 1892 г.;
в) 1894 г.
Правильный ответ: «а»
5. Чем первоначально играли в волейбол?
а) шаром;
б) резиновой камерой;
в) мячом.
Правильный ответ: «б»
6. Какие качества развиваются в игре волейбол?
а) прыгучесть, ловкость, сила, координация;
б) быстрота, ловкость, гибкость;
в) сила, быстрота, прыгучесть.
Правильный ответ: «а»
7. Какая страна является Родиной футбола?
а) Франция;
б) США;
в) Англия;
г) Италия.
Правильный ответ: «в»
8. Перечислите основные приемы игры?
Правильный ответ: передвижения, удар внутренней стороной стопы; ведение мяча
9. Сколько времени длится тайм?
а) 50 мин.;
б) 45 мин.;
в) 30 мин.;
г) 60 мин.
Правильный ответ: «б»
10. В каком году наши футболисты стали победителями Олимпийских игр в Мельбурне?
а) 1956 г.;
б) 1960 г.;
в) 1952 г.
Правильный ответ: «а»
Гимнастика
1. Какие виды гимнастики вы знаете? Перечислите.
Правильный ответ: основная гимнастика, спортивная, художественная, аэробика, спортивная аэробика
2. Общеразвивающие упражнения, как правило, применяются для:
а) всестороннего развития физической подготовленности;
б) развития выносливости, скорости;
в) формирования правильной осанки.
Правильный ответ: «а»
3. Строевые упражнения служат…
а) как средства общей физической подготовки;
б) как средство управления строем;
в) как средство развития физических качеств.
Правильный ответ: «б»
4. Что называется дистанцией?
а) расстояние между учащимися, стоящими в колонне по одному;
б) расстояние между двумя стоящими рядом колоннами учащихся;
в) расстояние между учащимися, стоящими боком друг к другу.
Правильный ответ: «а»
5. Что такое интервал?
а) расстояние между направляющими и замыкающими в колонне;
б) расстояние между двумя учащимися, стоящими в одной шеренге;
в) расстояние правым и левым флангом в колонне.
Правильный ответ: «б»
6. Наиболее эффективно развивается чувство равновесия и вестибулярной устойчивости при занятиях:
а) на брусьях;
б) на высокой перекладине;
в) на гимнастическом бревне.
Правильный ответ: «в»
7. Как правильно подобрать длину скакалки для выполнения прыжковых упражнений на месте?
а) встать на середину скакалки, ноги на ширине плеч, локти согнуты под прямым углом и прижаты к туловищу, кисти со скакалкой на уровне плеч;
б) встать на середину скакалки, ноги вместе, кисти со скакалкой на уровне плеч;
в) растянуть скакалку на ширину расставленных в сторону рук.
Правильный ответ: «а»
8. Максимальной оценкой при судействе соревнований по гимнастике является:
а) 6 баллов;
б) 8 баллов;
в) 10 баллов.
Правильный ответ: «в»
9. Определите ошибку при выполнении кувырка вперед в группировке?
а) энергичное отталкивание ногами;
б) опора головой о мат;
в) прижимание к груди согнутых ног.
Правильный ответ: «б»
10. Акробатические упражнения в первую очередь совершают функцию:
а) сердечнососудистой системы;
б) дыхательной системы;
в) вестибулярного аппарата.
Правильный ответ: «в»
Адаптированные контрольные тесты по физической культуре 10-11 классы для детей с ослабленным здоровьем.
1. Перечислите 3 благополучия здоровья?
Правильный ответ: физическое, духовное, социальное
2. Какие физические упражнения приносят наибольшую пользу здоровью?
а) упражнения, выполняющиеся длительное время;
б) упражнения, выполняющиеся в быстром темпе.
Правильный ответ: «а»
3. Какие физиологические зоны мощности вы знаете? Перечислите.
Правильный ответ: максимальная, субмаксимальная,большая
4. Какая должна быть частота пульса во время средней нагрузки?
а) 120-130 уд./мин.;
б) 140-150 уд./мин.;
в) 130-150 уд./мин.
Правильный ответ: «в»
5. Как распределяется объем суточной двигательной активности?
а) 8-9ч. и 13-15ч.; 16-17ч. и 19-20ч.
б) 7-8ч. и 12-14ч.; 15-16ч. и 20-21ч.
в) 6-7ч. и 11-12ч.; 14-16ч. и 18-19ч.
Правильный ответ: «б»
6. Какие основные типы телосложения вы знаете? Перечислите.
Правильный ответ: нормостеник, астеник, гиперстеник
7. Когда состоялись первые Олимпийские игры в Древней Греции?
а) 770 г.;
б) 776 г.;
в) 780 г.
Правильный ответ: «б»
8. Что олицетворяет Олимпийский символ – пять переплетенных колец на белом полотне?
а) единство пяти стран;
б) единство пяти континентов;
в) единство участников игр.
Правильный ответ: «б»
9. Как осуществляется контроль за влиянием физических нагрузок на организм во время занятий физическими упражнениями?
а) по частоте дыхания;
б) по частоте сердечнососудистых сокращений;
в) по объему выполненной работы.
Правильный ответ: «б»
10. Определите правильную последовательность применения водных закаливающих процедур?
а) купание, душ, обливание, обтирание;
б) обливание, душ, обтирание, купание;
в) обтирание, обливание, душ, купание.
Правильный ответ: «в»
Список литературы:
- В.И.Лях, А.А. Зданевич «Физическая культура 5-7 классы»;
- В.И. Лях, А.А. Зданевич «Физическая культура 10-11 классы»;
- Журналы «Физическая культура в школе».