Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
- Создать у учащихся целостное представление о своеобразии ювелирного искусства Древнего Египта, символике изображений.
- Cформировать первичные навыки графического изображения украшений.
- Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.
Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение графической работы.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Зрительный ряд: презентация к теме урока, педагогические рисунки ювелирных украшений и символики изображений.
Задание:
1. Выполнить изображение головного убора для
царицы Египта.
2. Выполнить изображение нагрудного украшения.
3. Выполнить изображение браслета и серёжек.
Технику выполнения работ учащиеся выбирают по желанию (живопись, графика, аппликация).
План урока.
- Организационная часть.
- Актуализация мотиваций опорных знаний.
- Постановка проблемы урока.
- Введение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Актуализация мотиваций опорных знаний
Учитель: Перед вами три опорных слова: «Египет», «Клеопатра» и «украшения». Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема урока?
Учащиеся: Украшения Египта или украшение фараонов.
Учитель: Почти угадали. Тема
сегодняшнего урока: «Ювелирные украшения
Древнего Египта». (слайды № 1, 2).
– На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.
Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.
Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.
3. Постановка проблемы урока
Учитель: Царица Древнего Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?
Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.
4. Введение нового материала
Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?
Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.
Учитель: Но древние, особенно
египтяне, намного яснее чувствовали, что
драгоценности должны быть связаны с силами
природы, помогающими тому, кто носит их. То есть
драгоценности не были просто украшениями.
Египет пронес всю свою магически-религиозную
силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые
носили в определенный момент и на определенных
частях тела (слайд № 3). Как вы думаете, что из
себя представляли украшения древних египтян?
Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.
Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы из которых они изготовлялись и техника исполнения. Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей (слайд № 4).
Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце (слайды № 5,6).
Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости. Этот образ пронизывает всё египетское искусство (слайды № 7, 8, 9).
Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (земля Амона) (слайды № 10, 11).
Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону (слайд № 12).
Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть (слайд № 13).
Наверняка, многим из вас знакомы и эти изображения – это серьги древних египтян (слайд № 14).
Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам, Как вы думаете, почему?
Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.
Учитель: Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия (слайд № 15).
Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона XVIII династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад (слайд № 16).
– Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой (слайд № 17).
5. Самостоятельная работа учащихся
Работу можно выполнять в группах или индивидуально. Учащимся предлагается разнообразие художественных материалов: пастельные мелки, гуашь или акварель или оракал (цветная самоклеющая бумага) для работы в технике аппликации. На классной доске демонстрируются примеры изображения ювелирных украшений и символика изображений древнего Египта.
6. Подведение итогов урока
Вопросы для повторения:
- Какие виды украшений предпочитали носить древние египтяне?
- Какие символы использовали мастера-ювелиры в своих произведениях?
Демонстрируем и анализируем работы учащихся. Если дети работали по группам, то можно предложить защиту своих творческих работ руководителям групп.