Цели:
1) знать названия детёнышей и их семью,
2) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок с помощью пиктограмм и цветовых схем,
3) развитие умение передать эмоции с помощью мимики и выразительных движений, образование имён прилагательных путём префиксированного повтора, развитие речевого дыхания и чувства ритма.
Оборудование: картинки с домашними животными, цветовые схемы (радость - красный, грусть - зелёный, гнев - чёрный, испуг - синий, удивление - розовый), пиктограммы (радость, печаль, гнев, страх ).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около… и т.д.
2. Развитие мелкой моторики и чувства ритма.
Коготочки
У кошкиной дочки
На лапах коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “Мяу”).
3. Развитие речевого дыхания: кошка с котятами, корова с телятами, коза с козлятами, собака с щенятами.
Сделать вдох, на выдохе произносить фразу:
Например: кошка с котятами, корова с телятами, коза с козлятами, собака с щенятами.
4. Развитие чувства ритма.
Игра “ Послушай и повтори так же”.
Представь, что по дорожке бежит кошка.
Она прыгает тих-тихо вот так: (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени).
А вот по дорожке побежал жеребёнок. Его копытца застучали так: (по очереди тихие и громкие хлопки в ладоши).
5. Развитие умения передать эмоции с помощью мимики и выразительных движений.
Пластический этюд на тему “Одинокий печальный щенок” (выражение печали).
Ребёнка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста, подобрать цветовую схему. Взрослый читает отрывок из стихотворения А.Л. Барто “Он был совсем один”.
Изобразить при помощи выразительных движений и мимики настроение и поведение щенка.
Один щенок
Был одинок,
Бродил он неприкаянно.
(…) И так расстроился щенок,
Что он завыл отчаянно:
“Я одинок,
Я одинок,
Не нахожу – ууу
Хозяина!...”.
6. Формирование эмоциональной лексики с помощью пиктограммы.
Рассказ “Тим” (печаль).
Однажды пошёл щенок Тим гулять и слышит плач. Подошёл щенок ближе и увидел, что около кустика сидит маленький котёнок и плачет.
Он был очень грустный …(печальный, унылый). Тим спросил у него, почему он плачет. Котёнок ответил щенку, что ему не с кем играть.
Щенок Тим улыбнулся и предложил маленькому котёнку дружить с ним. Котёнок обрадовался.
Почему плачет котёнок?
Что предложил Тим?
Выбери соответствующую пиктограмму.
6. Образование имён прилагательных путём префиксированного повтора. Подобрать признаки к домашним животным.
Щенок – какой? (Чёрный-пречёрный)
Кошечка – какая? (Миленькая-примиленькая)
Телята - какие? (Глупые-преглупые)
7. Подобрать слова-действия к пиктограммам.
8. Игра “Хоровод”. Дети встают в круг и по команде логопеда показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, весёлую бабочку, удивлённую сову.
Заключение: Передать с помощью пиктограмм своё настроение.