Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Разделы: Музыка


Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат этого – переоценка ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д.

В данном случае, хочется сказать о музыкальных ценностях, о роли музыкального образования детей.

Реализацией важнейших задач музыкального образования и воспитания занимается музыкально-хоровая студия Дворца детского (юношеского) творчества г.Салавата, которая создает широкий общекультурный, эмоционально-значимый фон по эстетическому музыкальному направлению, который способствует адаптации и самореализации личности.

Работая три с лишним десятилетия в данной студии концертмейстером – «пианистом», накопился определенный опыт, который лёг в основу данной методической рекомендации.

Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия:

  • приобщить ребенка к миру прекрасного;
  • помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре;
  • развить музыкальность;
  • формировать его жизненную позицию.

Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:

  1. Общей музыкальной одаренностью.
  2. Хорошим музыкальным слухом, воображением.
  3. Умением охватить образ и форму произведения.

Он должен быть:

  • артистичным;
  • суметь воплотить замысел автора;
  • быстро освоить музыкальный текст;
  • читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру;
  • быть личностью.

Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки:

  1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию солиста.
  2. Транспонировать текст в пределах кварты.
  3. Владеть навыками игры в ансамбле.
  4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.
  5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.
  6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, нюнсов: темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).
  7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно)) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.
  8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.
  9. Должен овладеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами.
  10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.

Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений.

Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Музыкальные образы, которые слышит концертмейстер внутренним слухом, он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может вызвать ошибку в звучании хора: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:

  • достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;
  • пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;
  • правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;
  • в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;
  • чувствовать себя уверенно во время исполнения, а для этого лучше готовиться к выступлению и не допускать срывов во время общения с аудиторией;
  • обладать сценическим опытом музыканта.

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.

Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.

Данная методическая рекомендация предлагается концертмейстерами хоровых коллективов разных возрастных групп в студиях учреждений дополнительного образования.

Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера на примере песни Е.П. Крылатова «Крылатые качели».

Аккомпанемент «гармонические фигурации».

Это произведение – один из лучших образцов школьной песни в репертуаре старшего хора музыкально-хоровой студии. Несмотря на то, что каждый год учащиеся обновляют песенный репертуар, «Крылатые качели» – любимая песня не только у ребят, но и у слушателей любого возраста. Она волнует сердца людей своей певучей мелодией, тематическим материалом, яркостью и эффектным фортепианным изложением партии сопровождения. Имя Евгения Павловича Крылатова, советского композитора широко известно в нашей стране. Он писал музыку в разных жанрах – это и балет, эстрадная и симфоническая музыка, произведения для хора и музыка к драматическим спектаклям.

Очень популярны и отдельные песни, написанные для детей, это «Прекрасное далеко» и, конечно, «Крылатые качели», песня «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи».

Песня «Крылатые качели», написанная на слова популярного детского поэта-песенника Юрия Энтина, отличается легкостью и проникновенностью звучания. Музыка создает светлое и ласковое настроение. Композитор умело использовал сочетание радостного и грустного в характере сочинения.

Темп песни не быстрый, размер4, написана в куплетной форме. Запев звучит в тональности d-moll, а припев в D-dur. Средства музыкальной выразительности просты, ярки и образны. Фактура аккомпанемента – гомофонно-гармоническая с волновыми мелодическими фигурациями, что создает в музыке ощущение теплоты и широкой наполненности.

Песня начинается с музыкального вступления, при исполнении которого концертмейстеру надо добиться предельного legato. Ему нужно помнить о ровности и цельности мелодической линии, так как композитор применяет в аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую. Пианисту нужно стараться исполнить их певуче и задушевно. В сопровождении звучат постоянно восьмые и, конечно, играть их нужно совершенно свободными руками. Педаль можно держать полный такт (см. Приложение 1). Весь куплет партия фортепиано носит такой же характер, что и во вступлении. Музыкальный материал не меняется, поэтому особых сложностей в отношении техники нет.

Слегка грустный, минорный характер куплета, сменяется одноименным мажором в припеве. И сразу меняются оттенки – краски светлеют, появляются активные интонации. В аккомпанементе возникает трудная для исполнителя ритмическая задача – синкопы. Здесь нужно правильно распределить опорные точки между партиями правой и левой рук, а так же четко ощущать сильные доли такта. Полезно поучить сопровождение в медленном темпе, акцентируя при этом первую и третью долю такта, приходящиеся на левую руку.

Главную роль в припеве занимает басовая партия. Чтобы придать исполнению цельности, концертмейстеру нужно ясно чувствовать ритмический пульс. Партию баса надо играть весом руки. Для этого рекомендуется поучить сначала отдельно левую руку и только после вводить аккорды правой руки (см. Приложение 2).

В заключении песни на фоне последнего и очень долгого звучания залигованного аккорда (5 тактов) у хористов в сопровождении вновь проводятся мелодические фигурации, аналогичные по структуре вступлению и куплету. Последний аккорд, который звучит в аккомпанементе, необходимо додержать до конца такта в отличие от солирующей партии, которая оканчивается на первую четверть (см. Приложение 3). В песне «Крылатые качели» большое значение имеет цезуры, написанном для солиста, хора и сопровождения. Поэтому пианисту следует особенно строго соблюдать все паузы, указанные в произведении композитором.

Список рекомендуемой литературы

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., Л., 1965 г.
  2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л., М., 1973 г.
  3. Ванелов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М., 1966 г.
  4. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методические проблемы. - Новосибирск, 1985 г.
  5. Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963 г.
  6. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. - Л., 1972 г.
  7. Николаева Р.Р. Воспитание навыков чтения с листа и транспортирование в классе концертмейстерского мастерства //Музыкознание. - Алма-ата, 1975. Выпуск 7.
  8. Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. /Отв.ред. Э.Ф. Новикова./ - М., 1987.
  9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994 г.
  10. Эстетическая культура и воспитание. - М., 1983 г.