Для того чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарования.
Хуан Уарте (1575 г.)
Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которое принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учебу, если на третьем курсе института, например, поймешь, что это дело не твое; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравиться. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Поэтому очень важно сделать правильный выбор. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. К.Д.Ушинский утверждал: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет, ибо возможность заниматься любимым делом, – главное и непременное условие счастья человека».
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени, поэтому важно начинать работать над профессиональным самоопределением как можно раньше.
Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Поэтому на этом этапе важна совместная работа учащихся с психологом (консультации и диагностика).
Что же такое «Профессиональная ориентация»? Это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении, т.е. в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека, запросам рынка труда.
В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условий сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Таким образом, чтобы сделать правильный выбор профессиональной деятельности, мало, просто изъявить желание быть хорошим специалистом в какой-либо профессии, нужно еще знать профессионально важные качества выбранной профессии и формировать или развивать их в себе. Для этого необходима консультация психолога, а также развивающая работа над собой. Работать над собой можно самостоятельно, а лучше работать в группе единомышленников под руководством специалиста.
На базе школьной психологической службы создан профориентационный центр «Выбор», при обращении в который желающие могут получить информационную и психологическую поддержку.
Можно в индивидуальной или групповой форме пройти психодиагностическое исследование личности, стать участником тренинговой группы, получить индивидуальную консультацию по вопросам профессионального самоопределения.
Главной целью работы
профориентационного центра является содействие
актуализации процессов и механизмов
профессионального самоопределения учащихся
и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе
жизненного и профессионального пути на основе
совместной деятельности всех участников
педагогического процесса.
Задачи, решаемые для достижения
поставленной цели:
1. Формирование у школьников адекватной картины современной трудовой деятельности, способности к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях постоянного выбора.
2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством формирования соответствующих знаний и умений, развитии потребности в самоопределении и самореализации.
4. Взаимодействие всех участников педагогического процесса в реализации проекта.
Итогом работы является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии. Ее показатели: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.