Цель урока:
- Расширить знания учащихся по эпохе Великих географических открытий и историческим личностям, связанным с этой эпохой.
- Закрепить полученные знания на уроках.
Задачи образовательные:
- Сформировать у учащихся представление об эпохе Великих географических открытий.
- Закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий.
- Развивать у учащихся умения работать с картой и фотодокументами.
Задачи воспитательные:
- Развивать у учащихся научное мировоззрение об эпохе Великих географических открытий и мореплавателях.
- Воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов.
- Формировать умения работать в коллективе.
План урока
- Причины Великих географических открытий.
- Изобретения начала нового времени.
- Представления об устройстве мира в XIV веке.
- Исторические персонажи, связанные с путешествиями.
- Колониальные владения европейцев.
- Последствия Великих географических открытий.
Основные понятия: Великие географические открытия, конкистадоры, колония. Бартоломеу Диаш, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама. 1488г., 1492г., 1497г., 1519г.
Оборудование: Презентация “Великие географические открытия”
Проблемный вопрос: случайно ли Эпоха великих географических открытий наступила в XV веке.
Ход урока
I. Оргмомент.
II.
Сегодня на уроке мы повторим тему “Великие географические открытия”. И попытаемся в конце урока ответить на вопрос: Случайно ли в XV веке начинается эпоха Великих географических открытий?
На доске делается запись: середина XV– середина XVII века – период Великих географических открытий. (кадр № 2)
1. Давайте вспомним, почему в XV веке начинает проявляться интерес к морским путешествиям? (кадр № 3)
а / перенаселенность Западной Европы;
б / рост городов;
в / развитие торговли (особенно с Востоком);
г / желание покупать предметы роскоши и пряности;
д / нехватка денег в Европе;
е / захват Османской империей Средиземного моря,
утрата морского пути в Индию.
2. Давайте вспомним, что позволило в XV веке совершать длительные морские путешествия?
а/ использование компаса, астролябия для определения долготы и широты в море, новые конструкции парусов – квадратные и косые давали возможность маневра при встречном ветре (кадр № 4)
б / новые типы судов – каравеллы -30 м длина, 8м ширина, где размещалось несколько десятков человек и большие запасы воды и пищи галион – судно, более крупное по размеру (кадр № 5)
в / карты с более точным очертанием Европы, Азии, Северной Африки, где нанесена широта и долгота. Паоло Тосканелли создал карту – путь по морям из Лиссабона в Индию (кадр № 6)
3. Изучаем карты XV-XVI века.
Какие особенности они имеют? Чем отличаются от современных карт?
4. Давайте вспомним исторические личности, которые были связаны с эпохой Великих географических открытий, направления их путешествий.
Смотрим слайды “Презентации” (кадр № 7–16)
5. На доске висят портреты путешественников. Ученики должны найти подписи и поставить годы, когда были предприняты ими путешествия.
Портреты: Васко да Гамма – 1497г.
Христофор Колумб -1492 г.
Фернандо Магеллан – 1519 г.
Бартоломео Диаш 1488 г.
6. А сейчас мы послушаем небольшой отрывок о колонизации “ новых земель”.
Ответь на вопросы: 1. Что такое Колония? 2. Как назывался период завоевания этих земель? (Кон киста) (кадр № 17 – 18)
В тетрадь или в контурной карте отметьте ** владений португальцев, *** – владения испанцев
Выпишите в тетрадь особенности колонизации этих территорий. Что нового вы узнали из рассказа?
7. Итак, мы подошли к итогам Великих географических открытий. Назовите положительные последствия географических открытий.
а/ разрушение старых представлений о мире;
б/ получены новые данные о Земле – она имеет
форму шара;
в/ новые представления о землях, континентах,
жителях этих территорий;
г/ получили развитие науки – география,
астрономия, история;
е/ складывается единый мировой рынок;
ж/ главные морские пути сместились из морей в
океаны;
з/ появились новые порты – Лиссабон, Лондон,
Амстердам;
и/ новые продукты питания в Европе (кадр № 19).
Назовите отрицательные итоги.
а/ создание новых колоний;
б/ гибель древней культуры Нового Света;
в/ революция цен;
г/ большие жертвы, гибель путешественников,
мирного населения (кадр № 20).
8. Какой же мы можем дать теперь ответ на главный вопрос урока?
Случайно ли в XV веке начались дальние морские путешествия и сделаны географические открытия?
9. Тест
10. Д/3. Написать эссе от лица моряка – участника одного из путешествий.
11. Подведение итогов урока.