Цели:
- познакомить учащихся с разнообразием насекомых,
- уточнить знания учащихся о жуках и бабочках,
- воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Игра «Крестики – нолики»(да – «+», нет – «0»)
1) Слово «насекомое произошло от слова
«насечка», «насекать»?
2) Паук – это насекомое?
3) Муравей – это млекопитающее?
4) Стрекоза – это хищник?
5) Люди должны уничтожать всех насекомых?
6) У насекомых три части тела?
Ответ. + + 0 + 0 +
Учитель. Встаньте те, у кого поучилась такая запись. Молодцы, вы хорошо дома поработали. Похлопаем этим ребятам.
3. Сообщение темы урока
(На доске написано «Насекомые»).
Учитель.Тема сегодняшнего урока «Насекомые». А с какими насекомыми будем знакомиться, послушаем стихотворение. Постарайтесь запомнить, о каких насекомых в нём говорится.
(Доска закрыта. Дети рассказывают стихотворение и медленно открывают доску. Появляется поляна с цветами, травой, насекомыми).
1. Эта страница зелёного цвета,
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог
Я бы на этой странице прилёг.2. Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно большой самолёт, стрекоза.3. Вот тёмно-красная божья коровка
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по божьим делам.4. Вот в одинаковых платьях, как сёстры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Учитель. Каких насекомых вы запомнили? Докажите, что стрекоза, бабочка, божья коровка – насекомые.
4. Открывается тема «Жуки и бабочки»
Учитель. К нам сегодня пришли гости.
(Дети заранее подготовили сообщения).
Божья коровка. Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник.Я не зря так хлопотливо бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои крохотные ножки в поисках еды. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.
Жук-могильщик. Я – «лесной санитар». Люди никогда не видят в лесу мёртвых птиц и зверьков, а ведь не все из них гибнут в пастях животных, многие умирают своей смертью или погибают от болезней. Вы, люди, не видите мёртвых зверьков, потому что мы, жуки-могильщики, хорошо работаем.
Колорадский жук. Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень я люблю поедать траву молодого картофеля. Окраска у меня яркая, оранжево-чёрная. Птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.
Красотел пахучий. Я – хищник с ярко-зелёными металлическими блестящими надкрыльями. Обитаю я в лесах и охочусь на гусениц, поедающих листья деревьев. Особенно люблю охотиться на опасного вредителя леса – шелкопряда.
Учитель. Какие из этих гостей приносят пользу? А какой вред?
(Работа по учебнику).
Учитель. Прочитайте отрывок на стр. 27 и выполните задания. Давайте отправим наших насекомых по правильному пути.
Дети. Колорадского жука мы отправим к картофелю.
Учитель. Правильно.
Дети. Божья коровка пойдёт кушать тлю.
Учитель. Хорошо.
Дети. Жука-могильщика отправим к мёртвой птице.
Учитель. Правильно.
Дети. Красотел пахучий пойдёт к гусенице.
Учитель. Теперь откройте конверты с картинками и выберите полезных насекомых. Почему колорадского жука мы не возьмём?
5. Рассказ учителя
Одним из самых красивых существ на Земле
является бабочка. Бабочки питаются нектаром –
цветочным соком. Нектар у некоторых цветов
спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки –
длинная трубочка, свёрнутая в спиральку.
Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок,
спиралька раскручивается и бабочка достаёт
нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда,
вред приносят их гусеницы, поедающие листья,
цветки, плоды различных растений.
О самом красивом насекомом мы посмотрим фильм
учёного биолога Л. Л. Семаго.
(Просмотр видеофильма).
Учитель. О какой бабочке мы посмотрели фильм? Найдите её в тетради и раскрасьте.
6. Физкультминутка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
7. Продолжение работы над новым материалом
Учитель. А кто из вас знает, как размножается бабочка?
Дети. Насекомые откладывают яички. А из яичек появляются гусеницы. Пройдет немного времени, и гусеница превратится в куколку, а из куколки появится бабочка.
Учитель. Бабочки никогда не бывают
детишками. Они появляются на свет сразу
взрослыми.
Насекомые откладывают яички. А из яичек
появляются гусеницы. Пройдет немного времени, и
гусеница превратится в куколку, а из куколки
появится бабочка.
(Работа по таблице «Размножение бабочки»).
Учитель. Давайте посмотрим сценку и подумаем, почему бабочек, стрекоз, мотылька нельзя брать руками?
Сценка «Девочка и мотылёк
Девочка.Мотылёк, где ты был, что ты ел, что ты пил? Где твой дом, расскажи обо всём!
Мотылёк.
Мой дом – трава и цветы,
Еда – нектар цветов,
но живу я недолго, не более дня.
Человек, ты, пожалуйста, не трогай меня!
Учитель. Почему нельзя руками брать бабочек?
Дети. Их крылышки состоят из малейших чешуек, они очень нежные и ломкие.
Учитель. Давайте придумаем знак, запрещающий трогать бабочек.
(Дети прикрепляют к доске знаки).
Учитель. Давайте послушаем сообщение о бабочке Аполлон.
Ученик. Бабочка Аполлон умеет быстро летать. У неё есть ещё один способ спасаться от врагов: пугать их. Если её сбивают на землю, она начинает шипеть. Шипящая бабочка хоть кого напугает. Конечно, шипит она не по-настоящему. Она скребёт лапками по нижней стороне крыльев и производит такой звук.
6. Закрепление материала
Учитель. Приготовьте у себя на партах
лесную полянку. Заселите её известными
насекомыми.
– Какими насекомыми заселили?
– Почему их называют насекомыми?
– Все ли насекомые полезные?
7. Подведение итога урока
Ученик.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо надо мною –
Это всё моё, родное.
8. Домашнее задание
Раскрасить бабочку в тетради.