Одним из важных и непростых видов деятельности педагога – является внеклассная работа. Трудоемкость и сложность этого вида педагогической деятельности приводит к тому, что порой качество проводимых внеклассных мероприятий бывает далеко от желаемого, К сожалению, следует признать, что исследователи, и методисты, и сами педагоги практики не всегда представляют как сделать каждое внеклассное мероприятие интересным и познавательным для детей.
В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование в целом не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и жестких требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.
Учителям подчас очень сложно бывает развивать мотивацию к познанию и творчеству у детей. Это часто связано с тем, что преподаватели не всегда отчетливо представляют себе, какой материал, какие темы будут интересны школьникам. Крайне сложно при проведении внеклассного мероприятия бывает соблюсти баланс между понятиями «полезно» и «интересно». Очень важно умение педагога сделать доступным и интересным материал, который будет способствовать формированию ребенка как всесторонне развитой личности.
Например, классической музыкой, как правило, интересуется небольшая часть учащихся школ, поскольку классическое искусство требует особого восприятия и повышенного внимания, гораздо проще и доступнее слушать современных поп- и рок-исполнителей, их творчество понятно и не требует работы мысли и повышенного внимания. Правда, художественная ценность таких музыкальных произведений весьма сомнительна, поскольку музыкальный язык в них весьма примитивен. Как же повысить интерес школьников к классической музыке, как научить их понимать красоту музыкальных шедевров. Ведь без знания основ классического музыкального искусства невозможно воспитать всесторонне развитую личность. Как раз в таких случаях огромным подспорьем для преподавателя может стать внеклассная работа.
Проведение тематических музыкальных спектаклей, посвященных творчеству того или иного композитора, поможет детям в доступной форме познакомиться с классической музыкой. Стихи, показ слайдов и танцевальные номера облегчат восприятие музыкального материала. В данной работе предлагается сценарий, посвященный творчеству великого норвежского композитора Эдварда Грига. Сценарий написан в виде сказки, что делает его понятным и интересным для детей младшего школьного возраста, но в тоже время использование высокохудожественного материала, стихов поэтов серебряного века, делает возможным постановку этого спектакля среди учащихся средних классов. Можно привлекать в работе над этим спектаклем детей разного возраста из разных классов.
При проведении любого внеклассного мероприятия, и в частности при постановке данного музыкального спектакля преподавателю необходимо учитывать и развивать в себе конструктивные личностные установки.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
- поощрение самостоятельных мыслей и действий ребенка.
- уважение точки зрения воспитанника. Преподаватель не должен подавлять ее своим мнением;
- способствовать максимальному раскрепощению детей на репетициях, с целью полностью выявить творческие способности ребенка.
- творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
- больше внимания уделять организации творческого процесса создания атмосферы для поддержания этого процесса – это важнее чем достижение конечного результата.
- поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Действующие лица:
- Добрая волшебница Музыка.
- Странник.
- Белоснежка.
- Семь гномов.
- Тролли – 3 человека.
- Горный король.
- Норны – богини судьбы.
- Два эльфа.
- Лесная фея.
Звучит вступление Концерта для фортепиано Э. Грига. Под музыку на сцену выходит Добрая волшебница музыка.
Добрая
волшебница Музыка (далее В.М.) :
Здравствуйте друзья! Я – Добрая волшебница
Музыка. Как все волшебницы, я живу в сказочной
стране, но иногда, под Новый год, я люблю
путешествовать, и бывать в тех местах на земле,
где любят и ценят музыку, учатся ее понимать.
Поэтому я сегодня здесь, в вашей школе. И раз
уж я пришла сегодня к вам в гости, я хочу
рассказать вам об удивительном сказочнике,
который жил более ста лет назад, в северной
стране Норвегии. Он сочинял сказки не простые, а
музыкальные. И рассказывал в них о том, как
прекрасна его страна, какие в ней высокие горы и
густые леса, бурные реки и водопады. О том, какие
волшебники живут в тех местах. А знаете, как звали
этого доброго сказочника? ЭДВАРД ГРИГ. Сегодня
музыка этого великого норвежского композитора
поведет нас в мир сказок и легенд, в мир добра и
красоты.
Звучит фрагмент из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» «Утро». Параллельно с музыкой демонстрируются слайды с видами природы Норвегии и девочка читает стихи:
Страна, где срываются с круч водопады,
И к низу стремятся отвесной стеной,
Где берег морской весь изрезали фьорды,
Там волны нашли свой приют и покой.
Здесь пела Сольвейг свои дивные песни,
И музыка Грига звучала порой,
Напевы её и легки и прекрасны,
И радуют слух не земной красотой.
Здесь прячутся гномы за ветками леса,
И феи порхают в тумане морском,
Здесь скалы круты и обрывы отвесны,
И снежные шапки белеют кругом.
Страна рек холодных и льдов Заполярья,
Ты радуешь взоры в убранстве своём,
Ты даришь минуты огромного счастья
И дышится вольно в просторе твоём.
В.М. Слышите эти ласковые тихие звуки? Так начинается рассвет в северных горах. Давайте встретим его вместе. Только что наступило утро, а мне кажется, кто-то сюда спешит. По крайней мере, я слышу, раздаются звуки песни…
Григ «Песня». Под музыку песни, в зал пританцовывая, заходит странник.
Странник: Ах, какая красота! Неужели я вижу страну, о которой мечтал столько лет!
Вновь я в горах, вновь я в родной долине,
где столько с детства мне знакомо троп;
всё тот же снег на золотой вершине,
Все тот же ветер обжигает лоб.
В.М. Здравствуйте, уважаемый странник. Скажите, что привело вас в нашу сказочную страну.
Странник: Меня привела волшебная музыка. Я шел за ней по горным и лесным тропинкам, по сказочным вершинам и цветущим долинам. Друзья, это правда, что в вашей стране живут гномы и эльфы. Тролли и феи?
В.М. Уважаемый странник, я обязательно
вас познакомлю с жителями нашей сказочной
страны, но сначала посмотрите, какая красивая
здесь природа.
Эдвард Григ в своих произведениях воспевал
природу Норвегии, суровую и закаленную
непогодой. Извилистые фьорды, незабываемо
красивые водопады и конечно, леса, о которых
можно сказать «И на камнях растут деревья». Леса
простираются на огромные расстояния, переходя
порой в густые чащи. Послушайте, как Григ в музыке
рисует лес.
Звучит пьеса Грига «В лесу» с параллельным показом слайдов с видами норвежских лесов.
В.М. Ну, а теперь давайте отправимся в гости к гномам.
Гномы:
Мы сказочные гномы,
Ребятам всем знакомы,
Мы по горам гуляем
И клады охраняем.
Танец гномов и Белоснежки под музыку «Шествие гномов» в конце танца гномы дарят страннику волшебную шкатулку.
Странник: Спасибо гномы! Я слышал, что вы искусные мастера. Посмотрим, что в вашей шкатулке! А это украшение очень подойдет милой принцессе, которая так грациозно танцевала. Признайтесь, гномы, кто она.
Гномы: Это Белоснежка!
Странник: Какое красивое имя! Подойди ко мне Белоснежка! Скажи, ты сегодня рано встала? Кто тебя разбудил принцесса.
Белоснежка: Меня разбудили мои друзья гномы.
Когда я проснулась, была тишина,
Вдруг, звонкая песенка стала слышна…
1 гном:
Скорей подымайся,
Скорей одевайся,
Ну, сколько же можно лежать
Мы здесь за стеною,
Под старой сосною.
До нас так легко добежать!
Белоснежка:
Взглянула в окошко, там роща спала,
А песня меня все звала и звала.
2 гном:
Ты выйди из дома,
Зовут тебя гномы
В свой замок на древнем холме
В горелки и салки,
В лапту и скакалки
Мы будем играть в полутьме.
3 гном:
Сметану и творог,
С вареньем пирог
И вкусный, как мед, ананас
Малиновый джем,
Орехи и крем
Ты можешь отведать у нас.
Странник: Ай да гномы! Настоящие кулинары! Повезло Белоснежке! Сколько лакомств она отведала у вас в гостях!
В.М. Наши гномы мастера на все руки. Видите, гном уселся под мухомором и плетет из паутинки сеть. Скоро они отправятся на рыбалку.
Гном:
Проходя вечерним бором,
Я видал картину:
Гном вязал под мухомором
Сети паутину.
– Для кого? – спросил его я.
Гном оскалил зубки…
Гном 2:
Видишь в луже небольшое
судно из скорлупки?
Я сейчас плыву на ловлю,
поплывем со мною!
А на что я снасть готовлю,
Я покуда скрою.
Гном:
Мы с ним сели и пруточком
Лодку оттолкнули,
Из кленового листочка
Парус развернули.
И поплыли в лунном свете
Тут он не дремал –
Развернул, закинул сети
И звезду поймал.
В.М. Только это не звезда, а настоящий лесной эльф.
Волшебница Музыка выводит на сцену ребенка одетого в костюм эльфа, и он исполняет танец под музыку Э. Грига «Танец Эльфов» после танца на сцену выходит еще один Эльф.
Странник: Эльфы? Какие красивые воздушные создания! Кто они такие?
Первый Эльф:
Мы – странные эльфы. Холодная кровь
Слилась в наших жилах с ночными ветрами,
Бродила вином миллионы веков –
И вылилась, вырвалась в мир вместе с нами.Легенды, догадки, блеснувшие песней,
Расскажут вам сосны и солнечный свет...
Чем выше скала – тем подъемы отвесней,
Чем проще вопрос – тем труднее ответ.
Второй Эльф: Мы – эльфы, лесные жители, духи леса, мы помогаем людям, а еще мы родственники Лесной феи. Прислушайтесь, она уже плывет к нам по лесному ручейку, я слышу ее песенку.
Звучит музыка Э.Грига «Ариетта», под звуки музыки Лесная фея исполняет танец.
Лесная фея:
Фея сделала находку,
Листик плавал по воде.
Из листика построив лодку,
Фея плавает везде…
Все бы, все бы было складно,
Да внезапно с ветерком
Стало сумрачно, прохладно,
Громыхнул далекий гром.
Лодку феи ветер вея,
Опрокинул – не со зла,
Но, однако ж, вправду фея
Утонуть в реке могла.
Но она лишь усмехнулась
Миг – и в замок до грозы,
Фея весело вернулась
На спине у стрекозы.
Странник: Ах, как это чудесно – лететь на спине у стрекозы. Жаль, что мне никогда не придется испытать такого удовольствия.
В.М. Не огорчайтесь, Странник! Ведь вы пришли в сказочную страну. Здесь музыка творит чудеса, она на своих крыльях может перенести нас куда угодно, даже в пещеру горного короля.
На сцене появляется Горный король.
Горный король:
В пещере угрюмой, под сводами скал,
Где светоч дневной никогда не сверкал,
Иду я на ощупь, не видно ни зги,
И гулко во тьме отдаются шаги.И кто-то со мною как будто идет,
Ведет в лабиринте вперед и вперед.
И, вскрикнув, я слышу, как тотчас вокруг,
Ответный, стократный, разносится звук.
Под фрагмент «В пещере Горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига Дети исполняют танец троллей.
Странник: Все-таки мрачные существа эти тролли, сразу видно – духи мрачных северных гор.
1 Тролль: Ну почему же? Некоторые тролли не враждебны людям и живут не в горах, а в лесах и под мостами.
2 тролль: И даже могут пошутить.
Жили-были трое троллей,
На вершинах дальних гор,
Пили тролли не скучали,
Хоть молчали с давних пор,
Как то раз никто не знает ,
От каких таких причин,
В той стране раздался грохот,
"Что за шум?" – спросил один.
Но затих ужасный грохот
И опять настал покой ,
Триста лет прошло в молчанье ,
"Это мышь!" – сказал другой,
И когда еще столетье,
Протекло над краем снов,
Третий тролль сказал"прощайте!
Ненавижу болтунов!"
В.М. А вот послушайте, может быть, эта музыка именно про юмор троллей?
Звучит пьеса Э. Грига «Юмореска»
Странник: Посмотрите, к нам в гости пришли Норны, в норвежской мифологии они являются богинями судьбы и олицетворяют собой судьбу, становление человека и чувство долга.
Звучит «Вальс» Э Грига ля минор. Выходят девушки и исполняют танец.
Странник: Как грациозно вы танцевали, богини! Уважаемая Фея, я очень рад, что побывал у вас в гостях, увидел ваши сказочные края. А еще я счастлив, что познакомился с прекрасной музыкой Эдварда Грига.
В.М. А самое главное, уважаемый
странник, что сегодня ты нашел много новых
друзей, ведь ничто так не сближает людей,
как замечательная музыка.
Музыка великого норвежского композитора
Эдварда Грига.
Звучит пьеса «Свадебный день в Тральхаугене». Параллельно с музыкой идет презентация, посвященная творчеству Э. Грига в разные периоды жизни.
Список использованной литературы.
- Борис Афанасьев «Стихи»
- Журнал «Музыкальный руководитель» 2004г.
- Сборник «Стихи поэтов серебряного века» Эксмо 2008г.
- www.norge.ru (Вся Норвегия на русском)
- Публичная электронная библиотека «Прометей», http://lib.prometey.org/