В гостях у Эдварда Грига

Разделы: Внеклассная работа


Одним из важных и непростых видов деятельности педагога – является внеклассная работа. Трудоемкость и сложность этого вида педагогической деятельности приводит к тому, что порой качество проводимых внеклассных мероприятий бывает далеко от   желаемого,   К сожалению, следует признать, что    исследователи, и методисты,   и сами педагоги практики   не  всегда представляют   как сделать каждое внеклассное мероприятие интересным и познавательным для детей.

В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование в целом  не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и  жестких  требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.

Учителям подчас очень сложно бывает развивать мотивацию к познанию и творчеству у детей.  Это часто связано с тем, что преподаватели не всегда отчетливо представляют себе, какой материал, какие темы будут интересны школьникам. Крайне сложно при проведении внеклассного мероприятия  бывает соблюсти баланс между понятиями «полезно» и «интересно». Очень важно умение педагога сделать доступным и интересным материал, который будет способствовать формированию ребенка как всесторонне развитой личности.

Например, классической музыкой, как правило,  интересуется небольшая часть учащихся школ, поскольку классическое искусство требует особого восприятия и  повышенного внимания, гораздо проще и доступнее слушать современных поп- и рок-исполнителей, их творчество понятно и не требует работы мысли и повышенного внимания. Правда, художественная ценность таких музыкальных произведений весьма сомнительна, поскольку музыкальный язык в них весьма примитивен. Как же повысить интерес школьников к классической музыке, как научить их понимать красоту  музыкальных шедевров. Ведь  без знания основ классического музыкального искусства невозможно воспитать всесторонне развитую личность. Как раз в таких случаях огромным подспорьем для преподавателя может стать внеклассная работа.

Проведение тематических музыкальных спектаклей, посвященных творчеству того или иного композитора, поможет детям в доступной форме познакомиться с классической музыкой. Стихи, показ слайдов и танцевальные номера облегчат восприятие музыкального  материала. В данной работе предлагается сценарий, посвященный творчеству великого норвежского композитора Эдварда Грига. Сценарий написан в виде сказки, что делает его понятным и интересным для детей младшего школьного возраста, но в тоже время использование высокохудожественного материала, стихов поэтов серебряного века, делает возможным постановку этого спектакля среди учащихся средних классов.  Можно привлекать в работе над этим спектаклем детей разного возраста из разных классов.

При проведении любого внеклассного мероприятия, и в частности  при постановке данного музыкального спектакля преподавателю необходимо учитывать  и  развивать в себе конструктивные личностные установки.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

  • поощрение самостоятельных мыслей и действий ребенка.
  • уважение точки зрения воспитанника. Преподаватель не должен подавлять ее своим  мнением;
  • способствовать максимальному раскрепощению детей на репетициях, с целью полностью выявить  творческие способности ребенка.  
  • творить и играть иногда вместе с детьми в качестве рядового участника процесса;
  • больше внимания уделять организации творческого процесса создания атмосферы для  поддержания этого процесса –  это важнее чем достижение конечного результата.
  • поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Действующие лица:

  • Добрая волшебница Музыка.
  • Странник.
  • Белоснежка.
  • Семь гномов.
  • Тролли – 3 человека.
  • Горный король.
  • Норны – богини судьбы.
  • Два эльфа.
  • Лесная фея. 

Звучит вступление Концерта для фортепиано Э. Грига. Под музыку на сцену выходит Добрая волшебница музыка.

Добрая волшебница Музыка (далее В.М.) :
Здравствуйте друзья! Я – Добрая волшебница Музыка. Как все волшебницы,  я живу в сказочной стране, но иногда, под Новый год,  я люблю путешествовать, и бывать в тех местах на земле, где  любят и ценят музыку, учатся ее понимать. Поэтому я сегодня здесь, в вашей  школе. И раз уж  я пришла сегодня к вам в гости, я  хочу рассказать  вам об удивительном сказочнике, который жил более ста лет назад, в северной стране Норвегии. Он сочинял сказки не простые, а музыкальные. И рассказывал в них о том, как прекрасна его страна, какие в ней высокие горы и густые леса, бурные реки и водопады. О том, какие волшебники живут в тех местах. А знаете, как звали этого доброго сказочника? ЭДВАРД ГРИГ. Сегодня музыка этого великого норвежского композитора поведет нас в мир сказок и легенд, в мир добра и красоты.

Звучит фрагмент из сюиты  Э.Грига «Пер Гюнт»  «Утро». Параллельно с музыкой демонстрируются слайды с видами природы  Норвегии и девочка читает стихи:

Страна, где срываются с круч водопады,
И к низу стремятся отвесной стеной,
Где берег морской весь изрезали фьорды,
Там волны нашли свой приют и покой.

Здесь пела Сольвейг свои дивные песни,
И музыка Грига звучала порой,
Напевы её и легки и прекрасны,
И радуют слух не земной красотой.

Здесь прячутся гномы за ветками леса,
И феи порхают в тумане морском,
Здесь скалы круты и обрывы отвесны,
И снежные шапки белеют кругом.

Страна рек холодных и льдов Заполярья,
Ты радуешь взоры в убранстве своём,
Ты даришь минуты огромного счастья
И дышится вольно в просторе твоём.

В.М. Слышите эти ласковые тихие звуки? Так начинается рассвет в северных горах. Давайте встретим его вместе. Только что наступило утро, а  мне кажется,   кто-то   сюда спешит. По крайней мере, я слышу, раздаются звуки песни…

Григ «Песня». Под музыку песни, в зал пританцовывая, заходит странник.

Странник: Ах, какая красота! Неужели я вижу страну, о которой мечтал столько лет!  

Вновь я в горах, вновь я в родной долине,
где столько с детства мне знакомо троп;
всё тот же снег на золотой вершине,
Все тот же ветер обжигает лоб.

В.М. Здравствуйте, уважаемый странник. Скажите, что привело вас в нашу сказочную страну.

Странник: Меня привела волшебная музыка. Я шел за ней по горным и лесным тропинкам, по сказочным вершинам и цветущим долинам. Друзья, это правда, что в вашей стране живут гномы и эльфы. Тролли и феи?

В.М. Уважаемый странник, я обязательно вас познакомлю с жителями нашей сказочной страны, но сначала посмотрите, какая красивая здесь природа.   
Эдвард Григ в своих произведениях воспевал природу Норвегии, суровую и закаленную непогодой. Извилистые фьорды,   незабываемо красивые водопады и конечно, леса, о которых можно сказать «И на камнях растут деревья». Леса простираются на огромные расстояния, переходя порой в густые чащи. Послушайте, как Григ в музыке рисует лес.

Звучит пьеса Грига «В лесу» с параллельным показом слайдов с видами норвежских лесов. 

В.М.  Ну,  а теперь  давайте  отправимся в гости к гномам.

Гномы:

Мы сказочные гномы,
Ребятам всем знакомы,
Мы по горам гуляем
И клады охраняем.

Танец гномов и Белоснежки под музыку «Шествие гномов» в конце танца гномы дарят страннику волшебную шкатулку. 

Странник: Спасибо гномы! Я слышал, что вы искусные мастера. Посмотрим, что в вашей шкатулке! А это украшение очень подойдет милой принцессе, которая так грациозно танцевала. Признайтесь, гномы, кто она.

Гномы: Это Белоснежка!

Странник: Какое красивое имя! Подойди ко мне Белоснежка! Скажи, ты сегодня рано встала? Кто тебя разбудил принцесса.

Белоснежка: Меня разбудили мои друзья гномы.

Когда я проснулась, была тишина,
Вдруг, звонкая песенка стала слышна…

1 гном:

Скорей подымайся, 
Скорей одевайся,
Ну, сколько же можно лежать
Мы здесь за стеною,
Под старой сосною.
До нас так легко добежать!

Белоснежка:

Взглянула в окошко, там роща спала,
А песня меня все звала и звала.

2 гном:

Ты выйди из дома,
Зовут тебя гномы
В свой замок на древнем холме
В горелки и салки,
В лапту и скакалки
Мы будем играть в полутьме.

3 гном:

Сметану и творог,
С вареньем пирог
И вкусный, как мед, ананас
Малиновый джем,
Орехи и крем
Ты можешь отведать у нас.

Странник: Ай да гномы! Настоящие кулинары! Повезло Белоснежке! Сколько лакомств она отведала у вас в гостях!

В.М. Наши гномы мастера на все руки. Видите, гном уселся под мухомором и плетет из паутинки сеть. Скоро они отправятся на рыбалку.

Гном:

Проходя вечерним бором,
Я видал картину:
Гном вязал под мухомором
Сети паутину.
– Для кого? – спросил его я.
Гном оскалил зубки…

Гном 2:

Видишь в луже небольшое
судно из скорлупки?
Я сейчас плыву на ловлю,
поплывем со мною!
А на что я снасть готовлю,
Я покуда скрою.

Гном:

Мы с ним сели и пруточком
Лодку оттолкнули,
Из кленового листочка
Парус развернули.
И поплыли в лунном свете
Тут он не дремал –
Развернул, закинул сети
И звезду поймал.

В.М. Только это не звезда, а настоящий лесной эльф.

Волшебница Музыка выводит на сцену ребенка одетого в костюм эльфа, и он исполняет  танец под музыку Э. Грига «Танец Эльфов» после танца на сцену выходит еще один Эльф.

Странник: Эльфы? Какие красивые воздушные создания! Кто они такие?   

Первый Эльф:

Мы – странные эльфы. Холодная кровь
Слилась в наших жилах с ночными ветрами,
Бродила вином миллионы веков –
И вылилась, вырвалась в мир вместе с нами.

Легенды, догадки, блеснувшие песней,
Расскажут вам сосны и солнечный свет...
Чем выше скала – тем подъемы отвесней,
Чем проще вопрос – тем труднее ответ.

Второй Эльф: Мы – эльфы,  лесные жители, духи леса, мы помогаем людям, а еще мы родственники Лесной феи. Прислушайтесь, она уже плывет к нам по лесному ручейку, я слышу ее песенку.

Звучит музыка Э.Грига «Ариетта», под звуки музыки Лесная фея исполняет танец.

Лесная фея:

Фея сделала находку,
Листик плавал по воде.
Из листика построив лодку,
Фея плавает везде…
Все бы, все бы было складно,
Да внезапно с ветерком
Стало сумрачно, прохладно,
Громыхнул далекий гром.
Лодку феи ветер вея,
Опрокинул – не со зла,
Но, однако ж, вправду фея
Утонуть в реке могла.
Но она лишь усмехнулась
Миг – и в замок до грозы,
Фея весело вернулась
На спине у стрекозы.

Странник: Ах, как это чудесно – лететь на спине у стрекозы. Жаль, что мне никогда не придется испытать такого удовольствия.

В.М. Не огорчайтесь, Странник!  Ведь вы пришли в сказочную страну. Здесь музыка творит чудеса, она на своих крыльях может перенести нас куда угодно, даже в пещеру горного короля. 

На сцене появляется Горный король.

Горный король:

В пещере угрюмой, под сводами скал,
Где светоч дневной никогда не сверкал,
Иду я на ощупь, не видно ни зги,
И гулко во тьме отдаются шаги.

И кто-то со мною как будто идет,
Ведет в лабиринте вперед и вперед.
И, вскрикнув, я слышу, как тотчас вокруг,
Ответный, стократный, разносится звук.

Под фрагмент «В пещере Горного короля»  из сюиты «Пер Гюнт»  Э. Грига Дети исполняют танец троллей.

Странник: Все-таки мрачные существа эти тролли, сразу видно – духи мрачных северных гор.

1 Тролль: Ну почему же? Некоторые тролли не враждебны людям и живут не в горах, а в лесах и под мостами.

2 тролль: И даже могут пошутить. 

Жили-были трое троллей,
На вершинах дальних гор,
Пили тролли не скучали,
Хоть молчали с давних пор,

Как то раз никто не знает ,
От каких таких причин,
В той стране раздался грохот,
"Что за шум?" – спросил один.

Но затих ужасный грохот
И опять настал покой ,
Триста лет прошло в молчанье ,
"Это мышь!" – сказал другой,

И когда еще столетье,
Протекло над краем снов,
Третий тролль сказал"прощайте!
Ненавижу болтунов!"

В.М. А вот послушайте, может быть,  эта музыка именно про юмор  троллей?

Звучит пьеса Э. Грига «Юмореска»

Странник: Посмотрите, к нам в гости пришли Норны, в норвежской мифологии они являются богинями судьбы и олицетворяют собой судьбу, становление человека  и чувство долга.

Звучит «Вальс» Э Грига ля минор. Выходят девушки и исполняют танец.

Странник: Как грациозно вы танцевали, богини! Уважаемая Фея, я очень рад, что побывал у вас в гостях, увидел ваши сказочные края. А еще я счастлив, что познакомился с прекрасной музыкой Эдварда Грига.

В.М.  А самое главное, уважаемый странник, что сегодня ты нашел много новых друзей,   ведь ничто так не сближает людей, как замечательная  музыка.
Музыка великого  норвежского композитора Эдварда Грига.

Звучит пьеса «Свадебный день в Тральхаугене». Параллельно с музыкой  идет презентация, посвященная  творчеству Э.  Грига в разные периоды жизни.

Список использованной литературы.

  1. Борис Афанасьев  «Стихи»
  2. Журнал «Музыкальный руководитель» 2004г.
  3. Сборник «Стихи поэтов серебряного века» Эксмо 2008г.
  4. www.norge.ru (Вся Норвегия на русском)
  5. Публичная электронная библиотека «Прометей», http://lib.prometey.org/