Урок окружающего мира "Вода на Земле. Водоемы естественные и искусственные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  • сформировать представления учащихся о водоемах;
  • ознакомить с водоемами по их происхождению– естественными и искусственными;
  • ознакомить со значением водоемов и их охраной;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, запись на доске, глобус, модель Земли в виде круга у каждого ученика, карандаш синего цвета, презентация, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организация класса.

Работа над загадками в рабочей тетради № 50. с. 23.

У. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав загадки.

II. Сообщение темы урока.

У: О чем пойдет речь на уроке?

Д: Речь пойдет о воде.

У: Да, ребята, тема нашего урока – вода и водоемы.

(Слайд № 1, грамзапись “Шум воды”

У: Очень часто мы слышим фразу “Вода – это жизнь!” А многие ли из нас задумываются, что же мы о ней знаем? Наши предки относились к воде, как к чуду природы –  благоговенно и трепетно. В народных сказках герои возрождались с помощью “живой” воды. О воде сложены пословицы и поговорки. Легенды и мифы рассказывают о стихийной силе и мощи воды, о ее животворящей силе. Песни воспевают ее красоту.

III. Работа над темой.

1.Беседа.

У: Ребята, а каким цветом обозначена вода на глобусе?

Д: Вода обозначена синим цветом.

У: Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

Д: Синего. Потому что 2/3 поверхности Земли занимает вода.

2. Практическая работа.

У: Возьмите лист бумаги с изображением модели Земли. Заштрихуйте 3 части этого круга синим карандашом. Эти 3 части занимает вода на Земле и только 1 часть – суша.

(Слайд № 2)

3. Водоемы.

1. Понятие “водоем”.

У:Послушайте внимательно сказку и скажите, о чем в ней говорится.

(Учитель рассказывает “Сказку о могучем ручейке”. Слайды № 3,4.)

У: О чем узнали?

Д: В сказке говорится о ручейке и реке?

У: А по-другому как можно назвать ручей и речку?

Д: Это водоемы.

У: Какую роль играет вода в природе?

Д: Вода меняет поверхность Земли.

(Слайд № 5)

У: Какие водоемы вы еще знаете?

Д: Моря, океаны, озера и т. д.

У: Давайте вспомним водоемы Волгоградской области.

(Слады № 6-9)

2. Водоемы по своему происхождению.

У: Какие водоемы вы увидели по своему происхождению?

Д: Мы увидели естественные водоемы, созданные природой.

У: А сейчас мы увидим другие водоемы по происхождению, искусственные.

1.Волгоградское водохранилище образовано плотиной Волжской ГЭС 50 лет назад.

(Слайд № 10)

2. Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина. Длина водного пути его 101 км.

(Слайд № 11)

3. Пруд. Их создают с целью орошения, разведению рыбы, водоплавающей птицы.

(Слайд № 12)

У: Давайте разделим все названия водоемов на две группы: естественные и искусственные.

(Слайд № 13)

IV.Физминутка.

V. Значение водоемов.

У: Ребята, а что вы знаете о значении водоемов?

Д: Реки, моря, океаны – средство передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов.

(Слайд № 14)

– Вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.

(Слайд № 15)

– В коммунальном хозяйстве воду расходуют для питьевых и других нужд.

(Слайд № 16)

– Водоем – это дом для растений и животных.

(Слайд № 17)

– Водоем – место для отдыха.

(Слайд № 18)

У: Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы ведем себя правильно, находясь у водоемов?

VI. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

У: Послушайте экологическую сказку о Реке, которую нам расскажет

Гончаренко Алина.

(Алина рассказывает сказку)

У: О чем напоминает сказка каждому из нас?

Д: Надо бережно относиться к водоемам и воде вообще.

У: Посмотрите еще эти слайды. Что увидели?

(Слайды № 19 – 20)

У: Как же люди должны вести себя, чтобы не случилось того, что случилось в сказке?

Представьте себе, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами?

Д: Мы тоже бы погибли. Поэтому нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.

Нельзя бросать мусор и оставлять его на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

У: Сейчас на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.

(Слайд № 21)

У: Ребята, моря и озера – это водные запасы Земли.

А вода по вкусу везде одинакова?

Д: Нет, в морях и океанах она соленая.

У: А кто знает, в каких водоемах Волгоградской области соленая вода?

(Слайд № 22)

У: Да, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая ее часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, ее совсем немного на Земле. Поэтому воду – наше богатство надо беречь.

(Слайды № 23)

У: Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении “Земля людей” написал о воде такие слова.

(Слайд № 24)

VII. Итог урока.

У: Ну а итогом нашего урока будет Синквейн, который мы попытаемся составить.

Я предлагаю слово “Вода”

(Слайд № 25)