Цели урока:
- сформировать представления учащихся о водоемах;
- ознакомить с водоемами по их происхождению– естественными и искусственными;
- ознакомить со значением водоемов и их охраной;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, запись на доске, глобус, модель Земли в виде круга у каждого ученика, карандаш синего цвета, презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организация класса.
Работа над загадками в рабочей тетради № 50. с. 23.
У. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав загадки.
II. Сообщение темы урока.
У: О чем пойдет речь на уроке?
Д: Речь пойдет о воде.
У: Да, ребята, тема нашего урока – вода и водоемы.
(Слайд № 1, грамзапись “Шум воды”
У: Очень часто мы слышим фразу “Вода – это жизнь!” А многие ли из нас задумываются, что же мы о ней знаем? Наши предки относились к воде, как к чуду природы – благоговенно и трепетно. В народных сказках герои возрождались с помощью “живой” воды. О воде сложены пословицы и поговорки. Легенды и мифы рассказывают о стихийной силе и мощи воды, о ее животворящей силе. Песни воспевают ее красоту.
III. Работа над темой.
1.Беседа.
У: Ребята, а каким цветом обозначена вода на глобусе?
Д: Вода обозначена синим цветом.
У: Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?
Д: Синего. Потому что 2/3 поверхности Земли занимает вода.
2. Практическая работа.
У: Возьмите лист бумаги с изображением модели Земли. Заштрихуйте 3 части этого круга синим карандашом. Эти 3 части занимает вода на Земле и только 1 часть – суша.
(Слайд № 2)
3. Водоемы.
1. Понятие “водоем”.
У:Послушайте внимательно сказку и скажите, о чем в ней говорится.
(Учитель рассказывает “Сказку о могучем ручейке”. Слайды № 3,4.)
У: О чем узнали?
Д: В сказке говорится о ручейке и реке?
У: А по-другому как можно назвать ручей и речку?
Д: Это водоемы.
У: Какую роль играет вода в природе?
Д: Вода меняет поверхность Земли.
(Слайд № 5)
У: Какие водоемы вы еще знаете?
Д: Моря, океаны, озера и т. д.
У: Давайте вспомним водоемы Волгоградской области.
(Слады № 6-9)
2. Водоемы по своему происхождению.
У: Какие водоемы вы увидели по своему происхождению?
Д: Мы увидели естественные водоемы, созданные природой.
У: А сейчас мы увидим другие водоемы по происхождению, искусственные.
1.Волгоградское водохранилище образовано плотиной Волжской ГЭС 50 лет назад.
(Слайд № 10)
2. Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина. Длина водного пути его 101 км.
(Слайд № 11)
3. Пруд. Их создают с целью орошения, разведению рыбы, водоплавающей птицы.
(Слайд № 12)
У: Давайте разделим все названия водоемов на две группы: естественные и искусственные.
(Слайд № 13)
IV.Физминутка.
V. Значение водоемов.
У: Ребята, а что вы знаете о значении водоемов?
Д: Реки, моря, океаны – средство передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов.
(Слайд № 14)
– Вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.
(Слайд № 15)
– В коммунальном хозяйстве воду расходуют для питьевых и других нужд.
(Слайд № 16)
– Водоем – это дом для растений и животных.
(Слайд № 17)
– Водоем – место для отдыха.
(Слайд № 18)
У: Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы ведем себя правильно, находясь у водоемов?
VI. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
У: Послушайте экологическую сказку о Реке, которую нам расскажет
Гончаренко Алина.
(Алина рассказывает сказку)
У: О чем напоминает сказка каждому из нас?
Д: Надо бережно относиться к водоемам и воде вообще.
У: Посмотрите еще эти слайды. Что увидели?
(Слайды № 19 – 20)
У: Как же люди должны вести себя, чтобы не случилось того, что случилось в сказке?
Представьте себе, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами?
Д: Мы тоже бы погибли. Поэтому нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.
Нельзя бросать мусор и оставлять его на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
У: Сейчас на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.
(Слайд № 21)
У: Ребята, моря и озера – это водные запасы Земли.
А вода по вкусу везде одинакова?
Д: Нет, в морях и океанах она соленая.
У: А кто знает, в каких водоемах Волгоградской области соленая вода?
(Слайд № 22)
У: Да, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая ее часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, ее совсем немного на Земле. Поэтому воду – наше богатство надо беречь.
(Слайды № 23)
У: Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении “Земля людей” написал о воде такие слова.
(Слайд № 24)
VII. Итог урока.
У: Ну а итогом нашего урока будет Синквейн, который мы попытаемся составить.
Я предлагаю слово “Вода”
(Слайд № 25)