Мягкий согласный звук [й'], буква Й

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Задачи:

- познакомить с новым согласным звуком [й?];

- развивать умение прочитывать букву “й” в словах, предложениях;

- расширять словарный запас.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

Содержание презентации Содержание урока
Слайд 1, 2 1. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
На уроке не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.

Сядет тот, кто назовет слово с буквой “ё”.

  2. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

    а) “Трубочка” (выпячивание губ вперед трубочкой).

    б) Чередование упражнений “Трубочка” - “Улыбка”.

    в) “Кролик” (приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы).

2. Упражнения для языка.

а) “Лошадка” (поцокать языком, “приклеивая” его к верхнему нёбу).

б) “Качели” (языком потянуться к носу, а затем к подбородку).

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

3. Формирование учащимися темы и цели урока.

- Назовите предмет, изображенный на слайде.

- Замените в слове “майка” звонкий твердый согласный звук на другой звук с такой же характеристикой, чтобы получилось слово, обозначающее породу собак.

- Какой звук вы заменили и какое слово у вас получилось? (Лайка)

- В слове “лайка” звонкий твердый звук замените на парный звонкий твердый согласный звук, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Эта деталь имеет отверстие и винтовую нарезку.

- Какое слово у вас получилось?

- Прочитайте получившиеся слова и назовите новый для вас звук. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Звук [й'] и буква, которая его обозначает)

- А теперь сформулируйте цель нашего урока. Для этого помогут опорные слова:

  • познакомиться с …
  • учиться отличать звук … и букву …
  • учиться читать …
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

4. Знакомство с новым звуком.

- Сегодня к нам на урок пришел еще один сказочный герой. В его имени 2 слога. Он много читает и поэтому много знает.

- Какой герой у нас в гостях и из какой сказки он к нам пришел?

- Да, это Знайка. Это герой сказки Николая Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.

- Произнесите слово “Знайка” по слогам. Потяните первый слог, выделяя в нем последний звук первого слога.

- Назовите выделенный звук.

- Произнесите звук [й'] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении.

- Знайка послушал ваши рассуждения и сказал мне, что в характеристике звука [й'] требуется кое-что уточнить.

- Он предлагает назвать слова, в которых звук [й'] был бы глухой и твердый.

- Вы назвали много слов со звуком [й'], но среди них нет ни одного, в котором этот звук был бы глухой и твердый.

- Ребята, а вы что-нибудь знаете про Знайку. Сегодня мы узнаем несколько Знайкиных тайн.

- Как вы думаете, что Знайка больше любит: кисель или йогурт и почему?

- Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок?

- Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май).

Слайд 14 5. Физминутка.

- На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах.

- Если в названном слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой.

- Если звука [й'] в слове нет, качаете головой вправо-влево.

О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, об йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.

Слайды 15–22 6. Знакомство с новой буквой.

- Я буду перелистывать книгу. Если вы знакомились с ней, то называете их. Если встретиться незнакомая буква, хлопаете в ладоши. (Дети хлопают в ладоши при виде буквы “й”).

- Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

- На какую букву похожа буква “й”?

- В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву “й”? Почему?

- Напечатайте букву “й” на своих листочках.

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

7. Чтение слов с новой буквой.

- Знайка придумал для вас интересные задания.

1. Вставьте букву-потеряшку.

ла… ма… во… ро… бо…

2. Продолжите цепочки слов.

а) чайка, соловей, ….

б) репейник, зверобой, ….

Слова для справок: воробей, сельдерей, шалфей, сойка, пырей, райская птичка, кофейное дерево.

- Прочитайте слова первой цепочки: чайка, соловей, воробей, сойка, райская птичка.

- Прочитайте слова второй цепочки: репейник, зверобой, сельдерей, шалфей, пырей, кофейное дерево.

Слайд 26

Слайд 27

8. Чтение текста.

- Знайка предлагает прочитать текст, который называется “Снайперы”.

- А кто такой снайпер? (Меткий стрелок)

- Прочитайте этот текст про себя.

Снайперы

Есть у нас удивительные растения. Они стреляют своими семенами. Вот бешенный огурец. Его плод – маленький огурчик. Ничего про него не подумаешь. Но стоит его задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие. В кого попадет, тот и унесет их с собой. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много. Это и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

- Что и почему в тексте названо снайперами?

- Прочитайте слова с буквой “й”.

- Знайке понравилось, как вы читали. Но наш урок заканчивается и Знайке пора назад, в сказку. Давайте подведем итог урока.

Слайд 28 9. Итог урока.

- С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?

- Дайте характеристику звуку [й?].

Список литературы

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: пособие для учителя/ Г.А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
  2. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс/ авт.-сост. Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.