Задачи:
- познакомить с новым согласным звуком [й?];
- развивать умение прочитывать букву “й” в словах, предложениях;
- расширять словарный запас.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
Содержание презентации | Содержание урока |
Слайд 1, 2 | 1. Организационный момент.Вот опять звенит звонок, Начинается урок. На уроке не хихикай, Стул туда-сюда не двигай, Педагога уважай И соседу не мешай. Сядет тот, кто назовет слово с буквой “ё”. |
2. Артикуляционная гимнастика. 1. Упражнения для губ. а) “Трубочка” (выпячивание губ вперед трубочкой). б) Чередование упражнений “Трубочка” - “Улыбка”. в) “Кролик” (приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы). 2. Упражнения для языка.
|
|
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
3. Формирование учащимися темы
и цели урока. - Назовите предмет, изображенный на слайде. - Замените в слове “майка” звонкий твердый согласный звук на другой звук с такой же характеристикой, чтобы получилось слово, обозначающее породу собак. - Какой звук вы заменили и какое слово у вас получилось? (Лайка) - В слове “лайка” звонкий твердый звук замените на парный звонкий твердый согласный звук, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Эта деталь имеет отверстие и винтовую нарезку. - Какое слово у вас получилось? - Прочитайте получившиеся слова и назовите новый для вас звук. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Звук [й'] и буква, которая его обозначает) - А теперь сформулируйте цель нашего урока. Для этого помогут опорные слова:
|
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
4. Знакомство с новым звуком. - Сегодня к нам на урок пришел еще один сказочный герой. В его имени 2 слога. Он много читает и поэтому много знает. - Какой герой у нас в гостях и из какой сказки он к нам пришел? - Да, это Знайка. Это герой сказки Николая Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. - Произнесите слово “Знайка” по слогам. Потяните первый слог, выделяя в нем последний звук первого слога. - Назовите выделенный звук. - Произнесите звук [й'] еще раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении. - Знайка послушал ваши рассуждения и сказал мне, что в характеристике звука [й'] требуется кое-что уточнить. - Он предлагает назвать слова, в которых звук [й'] был бы глухой и твердый. - Вы назвали много слов со звуком [й'], но среди них нет ни одного, в котором этот звук был бы глухой и твердый. - Ребята, а вы что-нибудь знаете про Знайку. Сегодня мы узнаем несколько Знайкиных тайн. - Как вы думаете, что Знайка больше любит: кисель или йогурт и почему? - Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок? - Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май). |
Слайд 14 | 5. Физминутка. - На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах. - Если в названном слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой. - Если звука [й'] в слове нет, качаете головой вправо-влево. О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, об йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде. |
Слайды 15–22 | 6. Знакомство с новой буквой. - Я буду перелистывать книгу. Если вы знакомились с ней, то называете их. Если встретиться незнакомая буква, хлопаете в ладоши. (Дети хлопают в ладоши при виде буквы “й”). - Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется? - На какую букву похожа буква “й”? - В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву “й”? Почему? - Напечатайте букву “й” на своих листочках. |
Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 |
7. Чтение слов с новой буквой. - Знайка придумал для вас интересные задания. 1. Вставьте букву-потеряшку. ла… ма… во… ро… бо… 2. Продолжите цепочки слов. а) чайка, соловей, …. б) репейник, зверобой, …. Слова для справок: воробей, сельдерей, шалфей, сойка, пырей, райская птичка, кофейное дерево. - Прочитайте слова первой цепочки: чайка, соловей, воробей, сойка, райская птичка. - Прочитайте слова второй цепочки: репейник, зверобой, сельдерей, шалфей, пырей, кофейное дерево. |
Слайд 26 Слайд 27 |
8. Чтение текста. - Знайка предлагает прочитать текст, который называется “Снайперы”. - А кто такой снайпер? (Меткий стрелок) - Прочитайте этот текст про себя. Снайперы Есть у нас удивительные растения. Они стреляют своими семенами. Вот бешенный огурец. Его плод – маленький огурчик. Ничего про него не подумаешь. Но стоит его задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие. В кого попадет, тот и унесет их с собой. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много. Это и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек. - Что и почему в тексте названо снайперами? - Прочитайте слова с буквой “й”. - Знайке понравилось, как вы читали. Но наш урок заканчивается и Знайке пора назад, в сказку. Давайте подведем итог урока. |
Слайд 28 | 9. Итог урока. - С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились? - Дайте характеристику звуку [й?]. |
Список литературы
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: пособие для учителя/ Г.А. Бакулина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
- Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс/ авт.-сост. Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.