Цели:
- развивать у детей познавательный интерес, чувства товарищества и взаимопомощи.
- проверить географические знания учащихся по темам “Литосфера” и “Гидросфера”.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, бумага, карандаши, контурные карты, атласы.
План викторины:
- Приветствие
- Актуализация: разминка
- Конкурсы:
- Конкурс загадок. Команды загадывают по две загадки соперникам.
- Конкурс “Почемучек”. О чем идет речь? Команды отвечают поочередно.
- Конкурс капитанов.
- Решение кроссворда.
- Конкурс “Материк”.
- Конкурс загадок.
- Географические шарады.
- Конкурс болельщиков.
- Подведение итогов
Ход игры
1. Организационный момент
Учитель:
Лишь солнце золотоволосое прогонит сон и ночи тьму,
Ко мне бросаются с вопросами сто тысяч “где” и “почему”?
Мне б с ними ни за что не справиться, они преследуют опять,
Но есть на свете география – она поможет мне узнать, –
Куда спешит река знакомая, какие в небе облака,
О чем шумят ветра бессонные, и от чего горит закат,
Зачем мороз на Южном полюсе, откуда ночь берет росу,
Как путь домой найти по компасу, коли заблудишься в лесу.
За горизонтом даль зовущая… Мне нужно точный знать ответ,
О чем поют пески зыбучие, и есть ли снежный человек.
Плыву к неведомому берегу, хочу увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой? Какой над Африкой рассвет?
Как это здорово и правильно, что среди множества наук
Мы изучаем географию, чтоб стал понятен мир вокруг!
– Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир географии, ведь “без географии вы нигде”. Таков девиз географов. Почему именно эти темы выбраны для нашей игры? Потому что обе эти земные оболочки имеют огромное значение для природы и человека. Кроме того, они взаимодействуют друг с другом т.е. можно сказать, что они “дружат”. И я надеюсь, что в конце игры, несмотря на результаты, наши команды тоже останутся друзьями. У нас собрались сегодня две команды. (Представление команд.)
– Итак, мы начинаем нашу игру.
2. Разминка
Командам по очереди задаются вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл. (20 сек. на обдумывание)
- Что такое литосфера? (Верхняя, твердая оболочка Земли.)
- Самое глубокое озеро в мире? (Байкал.)
- Что такое гидросфера? (Водная оболочка Земли.)
- Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности.)
- Самая длинная река в мире? (Амазонка.)
- Самый большой материк Земли? (Евразия.)
- Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующие источники, “гейзер” – в переводе означает горячий.)
- Самый маленький материк Земли? (Австралия.)
- Что такое сейсмическая область? (Где часто происходят землетрясения и извержения вулканов.)
- Самая глубокая впадина в океане? (Марианский желоб.)
3. Конкурс загадок
Команды загадывают по две загадки соперникам. (Конкурс оценивается 2 балла.)
4. Конкурс “Почемучек”
О чем идет речь? Команды отвечают поочередно. (Конкурс оценивается 3 балла.)
Учитель:
1. Земля содрогалась и растрескивалась. В горах происходили крупные обвалы и оползни. Появились новые реки: исчезли озера, некоторые острова скрылись в пучинах мирового океана, в других местах появились новые. Ожили вулканы, ранее потухшие, огненная лава растеклась в разные стороны, сжигая все на своем пути (землетрясение 1960 г.Чили). Почему происходят эти грозные явления? Почему их нужно предсказывать?
2. Страшный взрыв и грохот разорвали тишину. В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни; начали изливаться потоки огненной лавы. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил вылетавший пепел в жидкую грязь. Под стремительными потоками этой горячей грязи и раскаленной лавы, под градом камней и пеплом было погребено несколько древних городов (79 г. н. э. вулкан Везувий). Что представляет собой вулкан?
5. Конкурс капитанов
Нанести на контурную карту полушарий следующие географические объекты:
1. Аравийский п-ов;
2. Гибралтарский пролив;
3. П-ов Индокитай;
4. Южная Америка;
5. Средиземное море;
6. Горы Гималаи;7. Скандинавский п-ов;
8. Восточно-Европейская равнина;
9. Каспийское море;
10. о. Мадагаскар;
11. Пиренейский п-ов;
12. Амазонская низменность.
(Конкурс оценивается в 6 баллов.)
– По одному участнику от команды решают кроссворд. (Конкурс оценивается 5 баллов.)
6. Решите кроссворд
|
– Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название материка. (5 баллов получает та команда, которая сделает это быстро). (Австралия.)
– Как обойтись нам без загадок, в них столько
мудрости людей!
Чтоб мысли привести в порядок вы
отгадайте их скорей!
- Хочу – горю, хочу – рисую, хочу – плыву, хочу – тону я, всегда тепло возле меня, хоть нелегко достать меня. (Уголь.)
- Туп конец, востер резец, режет листки, летят куски. (Алмаз.)
- Море есть – плавать нельзя, дороги есть-ехать нельзя, земля есть- пахать нельзя. (Географическая карта.)
- Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.)
- Может быть он камнем, может быть наукой, только вот добыть его, всем кажется мукой. (Гранит.)
- Без него не объяснишь, не расскажешь толком, и доска нам не нужна, что от нее толку? (Мел.)
– А теперь географические шарады.
Чтоб разгадывать шарады, географию знать надо. (Конкурс
оценивается в 3 балла)
- Первое можно из снега слепить
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну а второе – мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут. (Ком + пас= компас)
Там улучшаем свои мы фигуры.
Ну а второе – колючие братья,
На руки их не советую брать я.
Водятся братья в саду и в лесу,
Встретить не страшно им даже лису.
Вместе же все это нефть и руда,
Чтобы добыть, нужно много труда.
В толще Земли это все залегает.
Столько подсказок, так кто же отгадает? (Зал+ежи= залежи)
7. Вопросы болельщикам
- Прибор для определения сторон горизонта. (Компас.)
- Неровности земной поверхности. (Рельеф.)
- Уменьшенная модель Земли. (Глобус.)
- Самый холодный океан. (Северный Ледовитый.)
- Самый большой океан. (Тихий.)
- Плавающие обломки материкового льда. (Айсберги.)
- Самый холодный материк. (Антарктида.)
- Полуостров в России, знаменитый своими вулканами. (Камчатка.)
- Нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин.)
- Прибор для определения температуры. (Термометр.)
- Самый большой остров. (Гренландия.)
О какой стране писал Ф. И.Тютчев?
Умом ………….не понять, аршином общим не измерить:
У ней особенная стать – в ………. ….можно только верить. (Россия.)
Какую русскую реку Н.А. Некрасов назвал “ рекою рабства и тоски”?
Выдь на…………….., чей стон раздается над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется, то бурлаки идут бечевой. (Волга)
В какой стране жил Маугли из книги английского писателя Р. Киплинга? (В Индии.)
Какой материк герои “ Пятнадцатилетнего капитана” Ж.Верна, приняли за Америку? (Африку.)