Урок-викторина в 6-м классе по теме "Литосфера" и "Гидросфера"

Разделы: География


Цели:

  • развивать у детей познавательный интерес, чувства товарищества и взаимопомощи.
  • проверить географические знания учащихся по темам “Литосфера” и “Гидросфера”.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, бумага, карандаши, контурные карты, атласы.

План викторины:

  1. Приветствие
  2. Актуализация: разминка
  3. Конкурсы:
  • Конкурс загадок. Команды загадывают по две загадки соперникам.
  • Конкурс “Почемучек”. О чем идет речь? Команды отвечают поочередно.
  • Конкурс капитанов.
  • Решение кроссворда.
  • Конкурс “Материк”.
  • Конкурс загадок.
  • Географические шарады.
  • Конкурс болельщиков.
  1. Подведение итогов

Приложение 1

Ход игры

1. Организационный момент

Учитель:

Лишь солнце золотоволосое прогонит сон и ночи тьму,
Ко мне бросаются с вопросами сто тысяч “где” и “почему”?
Мне б с ними ни за что не справиться, они преследуют опять,
Но есть на свете география – она поможет мне узнать, –
Куда спешит река знакомая, какие в небе облака,
О чем шумят ветра бессонные, и от чего горит закат,
Зачем мороз на Южном полюсе, откуда ночь берет росу,
Как путь домой найти по компасу, коли заблудишься в лесу.
За горизонтом даль зовущая… Мне нужно точный знать ответ,
О чем поют пески зыбучие, и есть ли снежный человек.
Плыву к неведомому берегу, хочу увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой? Какой над Африкой рассвет?
Как это здорово и правильно, что среди множества наук
Мы изучаем географию, чтоб стал понятен мир вокруг!

– Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир географии, ведь “без географии вы нигде”. Таков девиз географов. Почему именно эти темы выбраны для нашей игры? Потому что обе эти земные оболочки имеют огромное значение для природы и человека. Кроме того, они взаимодействуют друг с другом т.е. можно сказать, что они “дружат”. И я надеюсь, что в конце игры, несмотря на результаты, наши команды тоже останутся друзьями. У нас собрались сегодня две команды. (Представление команд.)

– Итак, мы начинаем нашу игру.

2. Разминка

Командам по очереди задаются вопросы. Правильный ответ оценивается в 1 балл. (20 сек. на обдумывание)

  1. Что такое литосфера? (Верхняя, твердая оболочка Земли.)
  2. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал.)
  3. Что такое гидросфера? (Водная оболочка Земли.)
  4. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности.)
  5. Самая длинная река в мире? (Амазонка.)
  6. Самый большой материк Земли? (Евразия.)
  7. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующие источники, “гейзер” – в переводе означает горячий.)
  8. Самый маленький материк Земли? (Австралия.)
  9. Что такое сейсмическая область? (Где часто происходят землетрясения и извержения вулканов.)
  10. Самая глубокая впадина в океане? (Марианский желоб.)

3. Конкурс загадок

Команды загадывают по две загадки соперникам. (Конкурс оценивается 2 балла.)

4. Конкурс “Почемучек”

О чем идет речь? Команды отвечают поочередно. (Конкурс оценивается 3 балла.)

Учитель:

1. Земля содрогалась и растрескивалась. В горах происходили крупные обвалы и оползни. Появились новые реки: исчезли озера, некоторые острова скрылись в пучинах мирового океана, в других местах появились новые. Ожили вулканы, ранее потухшие, огненная лава растеклась в разные стороны, сжигая все на своем пути (землетрясение 1960 г.Чили). Почему происходят эти грозные явления? Почему их нужно предсказывать?

2. Страшный взрыв и грохот разорвали тишину. В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни; начали изливаться потоки огненной лавы. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил вылетавший пепел в жидкую грязь. Под стремительными потоками этой горячей грязи и раскаленной лавы, под градом камней и пеплом было погребено несколько древних городов (79 г. н. э. вулкан Везувий). Что представляет собой вулкан?

5. Конкурс капитанов

Нанести на контурную карту полушарий следующие географические объекты:

1. Аравийский п-ов;
2. Гибралтарский пролив;
3. П-ов Индокитай;
4. Южная Америка;
5. Средиземное море;
6. Горы Гималаи;
7. Скандинавский п-ов;
8. Восточно-Европейская равнина;
9. Каспийское море;
10. о. Мадагаскар;
11. Пиренейский п-ов;
12. Амазонская низменность.

(Конкурс оценивается в 6 баллов.)

– По одному участнику от команды решают кроссворд. (Конкурс оценивается 5 баллов.)

6. Решите кроссворд

  1. Самые высокие горы мира. (Гималаи.)
  2. Самые низкие горы в нашей стране. (Уральские.)
  3. Самые протяженные горы мира. (Анды.)
  4. Горы, в которых находится вершина – Пик Коммунизма. (Памир.)
  5. Самые низкие горы в Евразии, имеют такое же название, как и полуостров, где находятся. (Скандинавские.)
  6. Наивысшая точка Кавказских гор. (Эльбрус.)

– Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название материка. (5 баллов получает та команда, которая сделает это быстро). (Австралия.)

– Как обойтись нам без загадок, в них столько мудрости людей!
   Чтоб мысли привести в порядок вы отгадайте их скорей!

  1. Хочу – горю, хочу – рисую, хочу – плыву, хочу – тону я, всегда тепло возле меня, хоть нелегко достать меня. (Уголь.)
  2. Туп конец, востер резец, режет листки, летят куски. (Алмаз.)
  3. Море есть – плавать нельзя, дороги есть-ехать нельзя, земля есть- пахать нельзя. (Географическая карта.)
  4. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.)
  5. Может быть он камнем, может быть наукой, только вот добыть его, всем кажется мукой. (Гранит.)
  6. Без него не объяснишь, не расскажешь толком, и доска нам не нужна, что от нее толку? (Мел.)

– А теперь географические шарады.
Чтоб разгадывать шарады, географию знать надо. (Конкурс оценивается в 3 балла)

  1. Первое можно из снега слепить
    Грязи кусок может тоже им быть.
    Ну а второе – мяча передача,
    Важная это в футболе задача.
    Целое люди в походы берут,
    Ведь без него они путь не найдут. (Ком + пас= компас)
  1. В первом проходит урок физкультуры,
    Там улучшаем свои мы фигуры.
    Ну а второе – колючие братья,
    На руки их не советую брать я.
    Водятся братья в саду и в лесу,
    Встретить не страшно им даже лису.
    Вместе же все это нефть и руда,
    Чтобы добыть, нужно много труда.
    В толще Земли это все залегает.
    Столько подсказок, так кто же отгадает? (Зал+ежи= залежи)

7. Вопросы болельщикам

  1. Прибор для определения сторон горизонта. (Компас.)
  2. Неровности земной поверхности. (Рельеф.)
  3. Уменьшенная модель Земли. (Глобус.)
  4. Самый холодный океан. (Северный Ледовитый.)
  5. Самый большой океан. (Тихий.)
  6. Плавающие обломки материкового льда. (Айсберги.)
  7. Самый холодный материк. (Антарктида.)
  8. Полуостров в России, знаменитый своими вулканами. (Камчатка.)
  9. Нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин.)
  10. Прибор для определения температуры. (Термометр.)
  11. Самый большой остров. (Гренландия.)

О какой стране писал Ф. И.Тютчев?

Умом ………….не понять, аршином общим не измерить:
У ней особенная стать – в ………. ….можно только верить. (Россия.)

Какую русскую реку Н.А. Некрасов назвал “ рекою рабства и тоски”?

Выдь на…………….., чей стон раздается над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется, то бурлаки идут бечевой. (Волга)

В какой стране жил Маугли из книги английского писателя Р. Киплинга? (В Индии.)

Какой материк герои “ Пятнадцатилетнего капитана” Ж.Верна, приняли за Америку? (Африку.)

8. Подведение итогов