Психологическя подготовка к выпускному экзамену

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Экзамены - это ответственный период в жизни любого человека, так как именно от их результатов зависит будущее. Каждому, кто хоть раз сдавал экзамены, известно, что у преподавательского стола происходит не только проверка знаний, но и трудная, часто требующая мобилизации всех умственных и душевных сил проверка личности.

Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.

Конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остаётся хорошая предметная подготовка. Но кроме этого важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что. Итак, как подготовиться психологически?

Психологическая игра-тренинг “Экзамен”

Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов. Как известно, сдача экзаменов (особенно в первый раз) вызывает у старшеклассников страх, напряжение, тревогу. Это естественно реакции учащихся на новую социальную ситуацию. Эта игра может помочь школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.

Соответственно, в ходе игры решаются следующие задачи:

  • психологическая подготовка к сдаче экзамена;
  • изменение отношения к стрессовой ситуации экзамена через его “проживание”;
  • снижение напряженности, тревожности чувства страха перед новой ситуацией;
  • обозначение проблем, с которыми предстоит встретиться на экзамене, и обсуждение путей их преодоления.

Материалы и оборудование:

- экзаменационные билеты

- колокольчик

- лист для ответов

- ручки

На доске: ромашка и изображения грустных и улыбающихся человечков.

Участники игры:

- учащиеся выпускных классов;

- члены экзаменационной комиссии: учителя-предметники, директор, завуч.

Ход игры

Психолог: Сегодня мы собрались для того, чтобы испытать себя в ситуации экзамена. Для каждого из нас, независимо от опыта, экзамен является определенным испытанием. Я хочу еще раз произнести слово “экзамен”. Вслушайтесь в него. Какие у вас рождаются ассоциации? Запишите их. (Учащиеся записывают свои ассоциации, затем по очереди зачитывают их. Психолог вешает на доску изображение веселого или грустного человека, в зависимости от названных каждым учеником ассоциаций).

Психолог: Итак, мы видим, что есть много общего в нашем восприятии экзамена. Каждый из вас воспринимает ситуацию экзамена как тревожную, чреватую негативными последствиями. Сегодня нам с вами на практике предстоит узнать, что же такое экзамен. А затем еще раз, исходя из сегодняшнего опыта, обсудить, что пережил каждый из вас.

Традиционно каждый ученик сдает экзамен в индивидуальном порядке. Наш экзамен будет проходить так же, но вам повезло, этот экзамен проводится в тренинговой, игровой форме. Ваша задача: прочувствовать атмосферу экзамена и поделиться потом своими чувствами.

Но прежде чем мы перейдем непосредственно к экзамену, я хочу узнать ваше мнение: от чего зависит успех на экзамене?

(Проводится свободное обсуждение. Участники говорят о знании предмета, везении, находчивости, доброжелательности экзаменационной комиссии, взаимовыручке и т.д.)

Психолог подводит итог: мы сейчас услышали, что успех на экзамене определяется очень многими факторами. Через некоторое время нам предстоит это еще раз проверить.

Прежде чем вы приступите к экзамену, я хочу познакомить вас с правилами проведения тренингового экзамена.

Правила: Каждый участник игры подходит к столу, за которым сидит экзаменационная комиссия, и берет билет. В каждом билете по 2 вопроса, на которые нужно дать краткий, но полный ответ. Время подготовки к ответу строго ограничено, на него дается 20 минут.

Время на ответ – 1 минута.

Сигналом к началу и завершению этих периодов служит звон колокольчика.

За нарушение правил, экзаменационная комиссия имеет право снижать отметку.

Также существуют требования к построению ответа:

- в ответе должны быть раскрыты все понятия, включенные в вопрос;

- ответ должен быть кратким, логичным и законченным.

Психолог: Есть ли у вас вопросы по тем правилам, с которыми вы только что познакомились?

А теперь, позвольте, представить вам экзаменационную комиссию. (В состав комиссии входят завучи, директор и педагоги. Важно, чтобы в этой роли на игре выступали люди, которым в последующем предстоит принимать у этих ребят экзамен).

Психолог: Я прошу вас подойти и взять по одному экзаменационному билету, затем сесть за парты.

(После того, как все ученики возьмут билеты, начинается отчет времени. Каждый билет имеет свой номер - № 13).

Психолог: Внимание! Время пошло! Напоминаю, что сигналом прекращения работы над билетами является звук колокольчика.

(По окончании времени звонит колокольчик. После этого ученики выходят к экзаменационной комиссии и по очереди отвечают на вопросы билета. Психолог отслеживает время).

Ответивший на вопросы своего билета, садится в “общий круг”.

Психолог: Я попрошу представителя многоуважаемой комиссии подвести итоги ответов наших выпускников.

(Комиссия аргументирует свое мнение, выделяя лучшее в ответе каждого ученика. Отметки не выставляются).

Психолог: Экзамен завершен. Мы видим, каких результатов добился каждый из вас. Давайте обсудим.

Обсуждение:

- Какие чувства возникли перед экзаменом?

- Какие чувства возникли во время экзамена?

- Что для вас значил билет № 13?

- Что помогало и, что мешало при подготовке и ответе на вопросы билетов?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- Что было самым важным во время экзамена?

Психолог: Главный итог этой игры заключен не в оценке, а в победе. В победе над своим страхом. Как известно, больше всего страшит неизвестность. После нашей игры, я надеюсь, вы сможете более уверенно пройти экзаменационные испытания.

А теперь пожелаем друг другу удачной сдачи экзамена и сделаем это с помощью “цветка желаний”.

(Каждый участник срывает по 1-му лепестку с цветка и желает своим одноклассникам успеха на экзамене, начиная свое пожелание со слов: “Я желаю вам…”)

Психолог: Расскажите, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые слова, добрые чувства. (Обмен впечатлениями.)

Закрепите эти чувства в своем сознании. Запомните их.

И помните, что успех каждого зависит от вас самих.

Определите, какие чувства вы испытываете после экзамена.

С каким настроением вы уходите сегодня. Выберите свое настроение.

(Учащимся предлагается выбрать изображение улыбающегося или грустного человечка и сравнить с выбранным изображением до экзамена).

Выпускники уходят, получив буклеты с памятками (приложение 1) о том, как готовиться к экзаменам, как вести себя до и во время экзамена, список упражнений, помогающих снять мышечное и психологическое напряжение (приложение 2), снизить уровень тревожности и т.п.

На следующем занятии психолог может использовать в своей работе презентацию “Как готовиться к экзаменам”.