Цели:
Оборудование: интерактивная доска, ученическая магнитная доска, карточки для учеников, лазерная указка, конструктор, геометрический раздаточный материал.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Я учитель из Весёловской школы № 1. Поприветствуем друг друга.
Скажем “здравствуйте” руками.
Скажем “здравствуйте” глазами.
Скажем “здравствуйте” ушами.
Скажем “здравствуйте” мы ртом,
Станет весело кругом.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня 14 декабря. Тема нашего занятия “Умножение однозначных чисел на число пять”. (Неожиданно для детей на доске появляется космическая картинка, дети видят космический корабль и один из инопланетян просит помощи) (Презентация 1)
На планете Пятилидия, которую населяют Пятикусы, произошел сбой компьютеров. Вирусы уничтожили всю информацию. Мы восстановили схемы, но они не работают. Помогите… Помогите… Помогите… |
3. Устный счет. Актуализация знаний.
Ребята, что произошло? Схемы не работают?! Посмотрите, что это за схемы. Что они вам напоминают? (Таблицу умножения)
А чтобы её восстановить, её нужно проверить. Вы согласны? Поможем?
а) Посмотрите на начало таблицы. (Презентация 2)
Есть ли здесь ошибки? (Да, 5х2=10, а не 11)
Голос инопланетянина просит доказать почему 5х2=10. (Приложение 2)
Докажите!
Ребята, а что значит 5х2? (По 5 взять 2 раза или по 2 взять 5 раз)
Можно заменить умножение сложением. Это сложение одинаковых слагаемых:
5+5 или 2+2+2+2+2.
Возьмите, пожалуйста, карточку ученика. (Приложение 1) Найдите Задание № 1.
Нарисуйте в иллюминаторах своих космолётов рисунок к этому произведению.
Исправим ошибку на доске. Молодцы!
б) Посмотрите на следующую таблицу. Есть ли здесь ошибки?
(Да, 5х3=15, а не 14.) (Презентация 2)
Докажите! (Приложение 2)
Ребята, что значит 5х3? (5+5+5).
Давайте покажем это на конструкторе. Возьмите геометрические фигуры и с их помощью докажите, что произведение 5 и 3 равно 15. Работаем дружно, в паре. У кого уже получилось? Возьмитесь за руки, поднимите их вверх.
Покажите это на доске - два человека у магнитной доски - магнитами прикрепляют
Исправим ошибку на доске. Замечательно!
в) Посмотрите на следующую таблицу. Есть ли здесь ошибки? (Да, 5х4=20, а не 21.) (Презентация 2)
Докажите! (Приложение 2)
Ребята, а как еще можно посчитать, с помощью какого современного устройства можно избежать ошибок?
Правильно, мы проверим наше предположение на интерактивном калькуляторе и исправим ошибку (два человека к доске проверить 4х5=20 и 5х4=20).
Исправим ошибку на доске. Великолепно!
4. Физкультминутка для глаз. (Приложение 3)
Цель: повторить нечетные числа.
А сейчас я предлагаю поиграть с космическим лучом. Тихо встаньте и следите глазами за лучом – он несет вам послание!
Лазерной указкой пишу цифры на потолке и стенах (1, 3, 5, 7, 9).
Невооруженным глазом в небе видно около 3 тысяч звезд. А что вы увидели на потолке и стенах? (Числа 1, 3, 5, 7, 9 - нечетные числа).
5. Изученного нового материала.
В нашей таблице были ошибки. Вспомните, с каким числом были ошибки? (С числом 5). Возможно основная поломка в таблице умножения на 5.
Посмотрите на таблицу. Это действие вирусов. Надо помочь Пятикусам составить таблицу на 5 до конца.
Мы уже проверили некоторые случаи умножения на 5. Посмотрите на значения произведений в каждом случае? Какую закономерность вы увидели?
Каждое значение произведения увеличивается на 5. (+5; учитель показывает на доске).
Возьмите, пожалуйста, карточку ученика. (Приложение 1)
Найдите Задание № 2.
Посмотрите, при умножении нечетного числа на число 5 значение произведения заканчивается на цифру 5, а при умножении четного числа на число 5 значение произведения заканчивается на цифру 0.
Как вы думаете, на какую цифру оканчивается следующее значение произведения? (на 5). К 20 +5=25. Запишите на своих листах значение произведения 5х5. (Один у доски) (Презентация 2)
Далее восстанавливаем записи 6х5, 7х5, 8х5, 9х5. (На какое число умножаем, какое число будет следующим, какой знак нужно написать) и вычисляем значения каждого произведения. (Презентация 2)
6. Рефлексия.
Сейчас мы проверим знание таблицы умножения на 5 и отправим её Пятикусам. Ребята, есть один очень интересный, космический способ проверки таблицы умножения на 5. Возьмите сенсорные инопланетные перчатки.
С их помощью легко запомнить таблицу умножения на 5. На одной перчатке цифры от 1 до 5, а на другой цифры 5 и 0.(при умножении нечетного числа на число 5 значение произведения заканчивается на цифру 5, а при умножении четного числа на число 5 значение произведения заканчивается на цифру 0). Наденьте перчатки – 1 вариант на левую руку, 2 вариант – на правую. Повернитесь друг к другу.
Смотрите как они работают: 2х5=10. 1 вариант покажите палец с цифрой 1 и 2 вариант покажите палец с цифрой 0, соедините пальцы – получился результат: 10, 1 десяток и 0 единиц. (3х5; 4х5)
Давайте проверим, работают ли сенсорные перчатки.
Покажите результат произведения 5х5; 6х5; 7х5; 8х5; 9х5; а 10х5. Молодцы!
(Одновременно ученик работает у доски - соединяет линией на космолете выражение и правильное значение произведения)
Ребята, нам удалось восстановить все схемы! Теперь нам предстоит отправить космический корабль Пятикусов на далекую планету Пятилидию. (Презентация 2)
7. Танец.
Ребята, инопланетяне получили нашу таблицу. В благодарность за нашу помощь Пятикусы дарят нам свой любимый космический танец. Поможем их станцевать! (Презентация 3).
8. Решение задачи.
Пятикусы для музыкального подарка для учеников 2 класса организовали 5 танцевальных групп по 3 инопланетянина в каждой. Сколько всего Пятикусов готовили космический танец?
Выбери подходящее выражение к решению этой задачи. На магнитной доске прикреплены карточки с выражениями: 5х4; 5+5+5; 3х5.
(Дети выбирают верное выражение и доказывают свой выбор.)
9. Подведение итогов урока.
Чем мы сегодня занимались на уроке? А вы как думаете? А вы? И каждый из вас сегодня чего-то достиг. Отметьте на листе ученика своё достижение. (Приложение 1) . Их может быть несколько.
Мои достижения
- Я помог Пятикусам, жителям планеты Пятилидия, восстановить уничтоженные вирусами компьютерные схемы!
- Я горжусь знанием таблицы умножения на 2, 3, 4!
- Я знаю таблицу умножения на 5!
- Я уверен, что мои знания мне пригодятся в жизни!
Спасибо вам, ребята, вы хорошо считали, быстро составили таблицу умножения на 5. Поэтому у нас получилось спасли компьютеры Пятикусов с планеты Пятилидия от действия опасных вирусов.
Для вас, Пятикусы, прислали ещё и подарки! (Это могут быть “космические сердечки” или восстановленная таблица умножения в виде календарей с космической тематикой или закладок для книг)
Я вас тоже благодарю за помощь и хорошую работу. До свидания!