(Слайд № 1)
1. Организационный момент. (Слайд №2)
Учитель: (Слайд № 3)
Есть большие-большие звёзды. Есть большие-большие люди.
Ничего, что ещё не подрос ты. Мы с тобою большими будем.
Мы пройдём по мастерской сегодня, чтобы ясно стало тебе и мне:
Без труда нам прожить невозможно.
И ты узнаешь, как много профессий на земле.
2. Тема урока и постановка цели.
Учитель: (Слайд № 4)
Сделать на свете многое сможем –
В глубинах морских и в космических тоже;
И к тундре придём и к пустыням горячим,
Даже погоду переиначим.
Дел и дорог будет в жизни немало…
Спросим себя: “Ну, а где их начало?”
Ученик – (помощник учителя). (Слайд № 5)
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
(В.В. Маяковский. “Кем быть?”)
Учитель: Дорогие мои ученики! Сегодня День Профессий. (Слайд № 6)
В Конституции Российской Федерации (Основном Законе) в статье 37 сказано, что “..каждый имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию”.
Вас ожидает встреча с миром труда.
Брызнет солнце, мокрый асфальт ослепит глаза, а мы возьмёмся за руки и пойдём туда, где пахнет свежим хлебом, громоздятся мощные краны, перекликаются гудки заводов и фабрик.
Вместе с нами в мастерскую пойдут и наши гости (поприветствуем их) и близкие сердцу люди – мамы и папы.
3. Ответное слово учеников. “И мы трудиться будем”.
Учитель:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем!
(В.Лифшиц)
С чего же начать? Спросим совет у библиотекаря нашей школы. (Ф.И.О.)
4. Совет библиотекаря.
Учитель: Ребята, недаром говорят: “Кто много читает – тот много знает”.
Библиотекарь: Нет в мире такого выдающегося государственного деятеля, учёного, писателя, представителя искусства, который бы не отозвался с почтением и не подчеркнул бы своё безграничное уважение к книге – первоисточнику знаний.
Ведь я не просто выполняю свои служебные обязанности. (Слайд № 7)
Вы читатели нашей школьной библиотеки. Вы читаете литературные произведения, владеете читательскими знаниями и умениями.
Библиотека – учреждение, которое собирает и хранит книги и журналы, выдаёт их читателю, пропагандирует и распространяет книгу.
Любое значительное дело начинается с изучения литературы. Ведь для того, чтобы двинуться вперёд, сделать ещё один шаг, надо знать всё, что уже открыто человечеством в этой области.
Вот и кончены наши заботы –
Спит задачник, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь, мальчик сегодня читать?
- Ребята, вы любите читать? (Да!!)
- Вы любите играть? (Да!)
- Моя игра для вас называется: “Доскажи словечко”.
Вместе читаем начало пословиц и поговорок о труде и хором договариваем.
1) (Слайд № 8) Где труд, там и (счастье).
2) (Слайд № 9) Делу – время, потехе – (час).
3) (Слайд № 10) Без добрых дел не будет и доброго (имени).
4) (Слайд № 11) Доброе дело само себя (хвалит).
5) (Слайд № 12) Минута труда дороже часа (безделья).
6) (Слайд № 13) Кто любит труд, того люди (чтут).
И, прочитанный том закрывая,
Благородно сходя с корабля,
Ты увидишь, мой мальчик, какая,
Тайны полная, ждёт вас земля!
Учитель: Спасибо Вам, (И.О.), за рассказ о профессии библиотекаря и за игру.
А вы, ребята, читайте! Как писал Паустовский: “Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня без прочитанной книги”.
Ученик: Я б в библиотекари пошёл, пусть меня научат.
Учитель: Начинай с малого – достигнешь большего.
5. Путешествие на стройку.
Ученик: (Слайд № 14)
В доме, полном света, новый детский сад.
Дом построил этот каменщик – мой брат.
Кажется, работы и нужнее нет.
На Доске Почёта есть его портрет.
Все дома собрать бы, что построил брат,
Все дома собрать бы, выстроить их в ряд –
Улица бы вышла, может, не одна…
Хороша работа, всем она нужна.
(А. Бродский)
Учитель: (Слайд № 15)
Со школою рядом – стройка. Любое окно – экран.
И видно на нём, как бойко орудует башенный кран.
Хватает бетонные блоки и тащит их вверх, к небесам.
И может любой в перемену увидеть всё это сам.
Многоэтажные стены почти на глазах растут.
И все свои перемены мальчишки проводят тут.
Андрюшка к шофёру лезет и просит баранку дать:
Мальчишки любят железо, работать любят, видать.
Мальчишки читают лозунг: “Сдадим раньше срока дом!”
Им кажется: даже воздух насыщен вокруг трудом.
Всё кажется ладным, складным, и трос звенит, как струна…
Пособием стала наглядным мальчишкам родная страна. (Иосиф Курлат)
Разве думали строители древних пирамид или создатели римского водопровода, что им будет отведено совершенно особое место в истории?
А ведь благодаря тем, кто тесал и укладывал камень, возводил колонны, украшал и отделывал здания, мы знаем сегодня о людях и событиях далёкой поры.
С незапамятных времён строитель стал историком. И ещё географом: ведь это его усилиями возводятся города, изменяют своё течение реки, земля обретает новый лик.
Строитель, подобно доброму сказочнику, опекает всех. Крыша над головой – дар строителя, мост над рекой – его дар. Тепло, электрический свет, уют школы (Слайд № 16), радость труда в просторном светлом кабинете – всё это от строителя.
Ученик: Я б в строители пошёл, пусть меня научат.
Учитель: Конечно, это трудно: и в снег, и в ветер, и в жару не отступать, не сдавать позиций. Но попробуйте вообразить себе жизнь на земле без каменщиков, монтажников, плотников, сварщиков. Как тогда?
Ведь это только лени учатся 3 дня, а трудолюбию – 3 года.
6. “Вкусная” профессия.
Повар (папа одного ученика) (Слайд № 17)
Скажите, дети,
Кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Мясные котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
Ученик: А мне мама готовит мои любимые салаты из … (Слайд № 18)
Повар: Это овощные салаты, а я приготовлю для вас фруктовый салат. (Слайд № 19)
Сначала тщательно вымою руки, приготовлю продукты и начну мастерить. (Приготовление салата и рассказ).
Повар немножко и … волшебник. Да-да, волшебник. Ведь у одного мастера салат получается просто объедение, а у другого (из тех же самых продуктов) – ничего, есть можно.
И заметьте: непременно – вкусный, полезный, душистый салат нужен агроному, бетонщику, вальцовщику, егерю, жестянщику, инженеру, кассиру, лётчику, механику, нормировщику, охотнику, переплётчику, радисту, токарю, уборщице, фотографу, химику, цветоводу, экскаваторщику, шофёру, ювелиру, языковеду, то есть всем.
Учитель: Всякое дело концом хорошо. И только трудолюбие – путь к мастерству, успеху.
Повар: У меня есть такой документ – “Квалификационная характеристика”. В нём перечислены умения повара – их больше сорока! Вот и выходит: не так-то просто готовить пищу, которая нужна всем.
Учитель: Спасибо Вам, И.О., за такую “вкусную” профессию.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
7. На приём к доктору.
Доктор (мама ученицы): (Слайд № 20)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор)
Ученица (дочка врача): (Слайд № 21)
Зной или стужа, день или ночь –
Доктор торопится детям помочь…
Хоть у мамы шприц в руках,
Ты не пяться, словно рак,
Это ж мамочка моя,
Очень добрая она.
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит нас, ребят.
Когда поправит нам здоровье,
Он больше всех бывает рад.
Доктор: А сколько есть ещё врачей, которые
готовы
Не отдыхать, не спать ночей, чтоб были вы здоровы!
(А. Кардашова)
Чтоб крепким и здоровым быть, надо чистоту любить.
Мои помощницы – санитарки давайте проверим, у всех ли ребят чистые руки?
Чистота – залог здоровья.
Санитарки: А кто со спортом крепко дружит, тот о здоровье и не тужит. (Слайд № 22)
8. Физминутка. (Слайд № 23)
В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
1, 2, 3, 4!
Кто живёт у нас в квартире?
1, 2, 3, 4, 5!
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я!
Вот и вся моя семья!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Учитель: Спасибо, И.О., за ваш труд.
А ведь правда, что даже в магазине у продавца здоровье не купишь.
9. Кто такой продавец? (Слайд № 24)
Ученик: Я бы в продавцы пошёл, мама пусть научит.
Учитель (обращаясь к маме-продавцу): И.О., Вам слово.
Продавец (мама ученика): Я работаю продавцом в магазине (название).
Всякая специальность требует не только знаний, навыков, умения, но и ещё особого таланта. Если человек не любит работать с людьми, если он не умеет улыбаться и не отличается выдержкой и терпением, настоящий продавец из него вряд ли получится.
Чтобы с успехом работать для людей и на людях, прощать им маленькие слабости и улыбаться даже тогда, когда хочется плакать, надо быть человеком особого склада.
Каждому ли придётся профессия продавца по душе? Но овладение этой специальностью делает человека добрее, лучше и собраннее. Очень нужны хорошие продавцы.
И каждый, кто пойдёт работать в сферу обслуживания, может не сомневаться, его ждут миллионы людей, ждут всюду.
Хотите посетить мой магазин? (Да!) Представьте, что у вас есть (сто) рублей.
Вы купите продукты, получите чек и ответите, какую сдачу надо принести домой.
Игра в “магазин”. (На прилавке лежат муляжи колбасной продукции и ценники) (5 человек)
Учитель: Спасибо Вам, И.О., за улыбку, терпение и доброту.
Как в пословице: “Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье”.
10. В швейной мастерской.
Ученик:
Говорят, у мамы руки не простые,
Говорят, у мамы руки золотые.
Я гляжу внимательно, подношу поближе,
Трогаю и глажу, а золота не вижу.
Почему же люди, наши заводские,
Говорят, у мамы руки золотые?
Спорить я не буду, им видней,
Ведь они работают с мамочкой моей.
Целый день я осторожно возле мамочки кручусь
И всему, чему возможно, у мамули научусь!
Учитель: Тогда ты легко отгадаешь загадки. Внимание на экран. (Слайды № 25, 26)
- Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы).
- Ухо есть, а не слышит,
Без глаз, без ног, а идёт и за собою ведёт. (Игла с ниткой).
Учитель: У нас в мастерской швея И.О. (Слайд № 27)
Швея (мама ученика): Уважение к себе, к бригаде, к марке швейной фабрики – главные законы жизни бригады. Свою продукцию я должна делать только отличного качества. Я должна во всё сама вникнуть, всё сама предусмотреть, во время работы соблюдать правила техники безопасности. Здесь нянек нет. Зато есть товарищи по работе. Вся бригада – мои надёжные помощники.
Швейное дело я освоила быстро, постепенно приходило мастерство, уверенность.
А за результаты отличной работы руководство завода наградило нашу бригаду Грамотой.
Есть пословица “Человек рождается дважды. Первый раз, когда появляется на свет, а второй – когда приобретает профессию”. В интересах любого человека получить её накрепко.
Учитель:
Загадка сердца. (Слайд № 28)
Познай себя. И станешь щедр и смел.
Вот цель! Её достигнуть стоит.
Тот, кто себя постичь сумел,
Загадки всех сердец откроет.
(Алио Мирцхулава. Перевод с грузинского)
Швея: Вы, конечно, знаете, что тому, кто никогда ничего не сделал своими руками, много не досталось в жизни. Овладев ремеслом, вы приобретёте веру в великие и мудрые руки. Ждут вас дали неоглядные, хватило бы только любознательности и желания постичь новое.
Вот и сшит своими руками мешочек для обуви или чехол для лыж, кому как нравится.
Так что хвались не тем, что можешь, а тем, что уже сделал.
Учитель: Спасибо, И.О., за руки Ваши мастеровые.
11. Разговор об учителе.
Ученик: (Слайд № 29)
У нас есть ещё семья –
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша –
Наша мама классная.
Она, ежедневно улыбаясь,
Нас встречает, не спеша,
И у меня, из школы возвращаясь,
Поёт и тело и душа.
А сердце чтобы не болело
Вы, наполняя паруса,
С отвагой, радостью и смело
Нам открывайте чудеса.
Учитель: ( Слайд № 30)
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
Мы учим буквы складывать, считать.
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать
И всё родное, русское любить.
Ученик (сын мамы-учителя): (Слайд № 31)
Ты почему такой упрямый? Моей не слушаешься мамы?
Я маму слушаться привык. Я сын её и ученик.
Учитель английского языка (мама ученика):
(Разговор на английском языке мамы-учительницы и сына)
(- Мама, кем ты работаешь?
- Я работаю учителем английского языка в школе.
- А я выучу английский язык?
- Конечно, все ребята со временем будут изучать иностранный язык.)
Ученик:
Есть у меня хорошие друзья,
Надёжней друзей нет.
Спрошу про север и про юг,
Про то, что у меня вокруг, -
На всё дадут ответ.
Хороших вырастили ребят
Они за много лет.
И их теперь благодарят
Колхозник и поэт,
Учёный, знатный горновой,
Артист и лётчик боевой…
Надёжные друзья –
Учитель мой! И мамочка моя!
- Дорогие учителя, за Ваш труд Вас люди чтут.
12 Стихи о мастерах.
Ученик:
Мастерам. (Слайд № 32)
Упруга сталь, и целина черства,
Но надо быть в любом труде артистом…
Хвала жнецам, шахтерам, трактористам,
В своих делах достигшим мастерства.
Вы каждый миг кладёте на весы, вам нелегка секундная утрата.
Вы хорошо проверили часы
И подстегнули стрелки циферблата.
Вы овладели тайнами машин.
Вы каждый винт проверили на деле.
И нет таких пределов и вершин,
Которых вы достичь бы не сумели.
(Борис Ковынев)
Ученица:
Мир и радость Вам, живущие!
Не от Ваших ли забот
Жизнь идёт, земля цветёт,
Существует в мире сущее,
Мир и радость Вам, живущие!
Светит солнце ради вас!
И горят в вечерний час
Звёзды, свет на землю льющие!
Мир и радость Вам, живущие!
Чьим трудом земля живёт,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая!
Мир и радость Вам, живущие!
13. Практическая работа “Город, в котором я живу”.
Учитель: Ребята, а в каком городе хотели бы жить люди? (Слайд № 33)
Ученики: В чистом, уютном, красивом городе мы хотим жить.
Учитель: Правильно. Нас ждёт практическая работа “Город, в котором я живу”
Раскрасьте фигуры домов, цветы, клумбы, магазины, школу, и мы соберём выставку на доске.
(Раскрашивание фигур (дома, цветы, клумбы, магазины, школа, т.д.) и сборка-выставка на доске).
Основа жизни – труд. Везде! Всегда!
И радость к нам приходит от труда.
И светятся от вдохновенья лица,
Когда работа дружная вершится…
(Боки Рахим-Заде. Перевод с таджикского)
14. Итог урока.
Мы сеем хлеб, броню куём,
Мы в шахтах уголь достаём,
В дома проводим газ,
И этот уголь, эта рожь,
И газ, и дом, где ты живёшь,
И всё вокруг - для нас!
Всё то, делает завод,
Всё то, что фабрика даёт,
Чем Родина горда,
Чем мы сильны на страх врагам,
Всё это – наше, это нам
Навечно! Навсегда!
(С. Михалков)
Ученик:
Дорогие наши гости!
Мы говорим тепло и просто
Такие добрые слова:
Желаем творческого роста,
Чтоб не седела голова.
Учитель: (Слайд № 34)
Есть большие-большие звёзды. Есть большие-большие люди.
Ничего, что ещё не подрос ты. Мы с тобою большими будем.
Мы прошли по мастерской сегодня, и стало ясно тебе и мне:
Без труда нам прожить невозможно.
И ты узнал, как много профессий на земле.
В нашей стране каждая профессия уважаема, и поэтому государство определило особый день в году для строителя и рационализатора, агронома и учителя, работников жилищно-коммунального хозяйства и легкой промышленности, геолога и космонавта, повара и врача, работников печати, радио и телевидения, химика и пограничника, работников морского и речного флота, мелиоратора и шахтёра, энергетика, работников автомобильного транспорта и сельского хозяйства, работников пожарной охраны и милиции.
(Слайд № 35)
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Урок окончен.
Давайте попрощаемся с нашими гостями и родителями, как с добрыми знакомыми.
Спасибо за труд. (Слайд № 36)