Тема: Нумерация чисел больше 1000.
Цель: закреплять умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа, умение увеличивать и уменьшать данное число в 10, 100 и 1000 раз; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развитие внимания, памяти, умения работать в коллективе.
Интернет-ресурсы: http://files.scool-collection.edu.ru/dlrstore/e5c026a8-effc-d9d7-2963-ef9f238397b3/Lyadov.Kartinka_ k _ russkoi_narodnoi_skazke.Baba-Yaga.mp3
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЦОР собственной разработки (презентация).
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы урока. (Слайд №1)
Сегодня на уроке мы закрепим нумерацию многозначных чисел, умножение и деление числа на 10, 100, 1000. (Слайд №2)
III. Устная работа.
“Блиц-турнир”. (Слайд №3)
Записывайте только решение:
- Шапка стоит а рублей, а пальто в 9 раз дороже. Сколько стоит пальто?
- Шапка стоит а рублей, а пальто в 9 раз дороже. Сколько стоят пальто и шапка вместе?
- Масса арбуза в кг, а масса тыквы на 2 кг меньше. Какова масса тыквы? Какова общая масса арбуза и тыквы?
- В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю – в 7 раз меньше. Сколько литров воды входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли?
IV. Работа по теме урока. (Слайд №4)
Вы все, наверно, видели замечательный мультфильм “Вовка в тридевятом царстве”. Вовка – ученик 4-го класса, любит читать сказки и ничего не делать. Ленивый мальчик. Мечтает попасть в сказку и стать там царем. Ведь царь ничего не делает, ничем не занимается. И вот однажды его желание сбылось… что из этого вышло вы увидите сами.
Встретил Вовка царя и рассказал о своей мечте. Царь разозлился, обозвал Вовку тунеядцем и велел его казнить. Ему удастся унести свои ноги, если вы правильно за него сделаете задание. Итак первое задание: (Слайд №5)
V. Прочитай числа: (Слайд №6)
450.300.625 83.000.504 609.204.305
169.425.619 41.660.110 504.118.026
Вовке нашему удалось сбежать от царя с вашей помощью. И он попал в другую сказку о рыбаке и рыбке. Старуха попросила Вовку позвать золотую рыбку.
VI. Запиши числа:
(Слайд №7)
1.834.145 27. 345.657 234.769.890
205.160 33. 405. 809 809.102. 360
330.000.007 505.303.009 610.067.345
Приплыла золотая рыбка, отругала его за лень и отказалась выполнить его мечту. Согласилась отправить его в Тридевятое царство, если он правильно сделает следующее задание. Вот задание рыбки. (Слайд №8)
VII. Сравни числа:
99 999 100 000
9 388 8 388
701 924 701 024
1 257 1 237
415 760 415 670
х – 315 х – 415
У + 205 502 + у
6 831 + с с + 6 831
Помахала хвостиком золотая рыбка и отправила Вовку в Тридевятое царство (Слайд №9), где Василисы Премудрые дали ему задание. Сможет ли он справиться с ним? (Слайды №10, №11)
VIII. Определи по какому правилу построен каждый ряд чисел и продолжи его:
3.200.006, 3.200.007, 3.200.008…
49.100.000, 49.200.000, 49.300.000…
5.850, 5.840, 5.830…
Удивились Василисы лени Вовки и отправили его дальше к “Двоим из ларца, одинакового лица”, которые за него все-все сделают. (Слайд №12). Эти “Двое из ларца, одинакового лица” за Вовку кушали пирожные, но в силу своей глупости отказались за него решать следующее задание.
IX. Запиши каждое число суммой разрядных слагаемых:
305 =
305.000 =
305.040 =
1.985 =
20.000 =
137.000 =
Побрел Вовка дальше, пришел в лес и увидел избушку Бабы-Яги. (Слайд №13). Прилетела Баба-Яга на метле и дала следующее задание: (Слайд №14, №15).
X. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз:
7.000 • 1.000 = 145 • 10 =
7.000 • 100 = 145 • 100 =
7.000 • 10 = 145 • 1.000 =
25.000 : 10 =
25.000 : 100 =
25.000 : 1.000 =
Пошел Вовка дальше и увидел печку. Захотел съесть пироги. Но для этого нужно справиться с заданием печки. (Слайд №16)
XI. Запиши числа в порядке возрастания:
12.896, 20.070, 435.600, 3.988, 1.005, 235.675
XII. Подведение итога урока.
Чем сегодня занимались на уроке? Что повторяли? Что понравилось на уроке?
XIII. “Блиц-турнир”.
Записывайте только решение:
А) Шапка стоит а рублей, а пальто в 9 раз дороже. Сколько стоит пальто?
Б) Шапка стоит а рублей, а пальто в 9 раз дороже. Сколько стоят пальто и шапка вместе?
В) Масса арбуза в кг, а масса тыквы на 2 кг меньше. Какова масса тыквы? Какова общая масса арбуза и тыквы?
С) В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю – в 7 раз меньше. Сколько литров воды входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли?
XIV. Прочитай числа:
450.300.625 83.000.504 609.204.305
41.660.110 504.118.026
XV. Сравни числа:
99 999 100 000
9 388 8 388
701 924 701 024
1 257 1 237
415 760 415 670
х – 315 х – 415
У + 205 502 + у
831 + с с + 6 831
XVI. Определи по какому правилу построен каждый ряд чисел и продолжи его:
3.200.006, 3.200.007, 3.200.008…
49.100.000, 49.200.000, 49.300.000…
5.850, 5.840, 5.830…
XVII. Запиши каждое число суммой разрядных слагаемых:
305 =
305.000 =
305.040 =
1.985 =
20.000 =
137.000 =
XVIII. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз:
7.000 • 1.000 = 145 • 10 = 25.000 : 10 =
7.000 • 100 = 145 • 100 = 25.000 : 100 =
7.000 • 10 = 145 • 1.000 = 25.000 : 1.000 =
XIX. Запиши числа в порядке возрастания:
12.896, 20.070, 435.600, 3.988, 1.005, 235.
Использованная литература
Иллюстрации из мультфильма “Вовка в тридевятом царстве”.