Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!
Цели:
- Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
- Изучить стиль русского народного творчества.
- Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.
- Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
- Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности.
- Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Задачи:
Познавательные:
- систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
- научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловыхи технологических задач;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
- уметь анализировать, делать выводы
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
- развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо – цветовое решение изделия.
Оборудование урока и материалы:
Инструменты и принадлежности для работы:
- Магнитная доска.
- Компьютер.
- Проектор.
- Образцы изделий.
- Шерсть для валяния
- Иглы для валяния, иглопробивное устройство
- Губка
- Утюг
- Технологические карты
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним картину из шерсти способом мокрого валяния.Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.
II. Изучение нового материала.
1. Словесно-иллюстрационный рассказ.
История валяния
Учитель. Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния.Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа. (рис. 1, рис. 2)
Рис. 1 | Рис. 2 |
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.
Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви (рис. 3) и шитья одежды (рис. 4), а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере (рис. 5).
Рис. 3 | Рис. 4 | Рис. 5 |
2. Ознакомление учащихся с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния.
3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.
Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти (рис. 6). Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.
Рис. 6 |
Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы (рис. 7).
Рис. 7 |
Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная) (рис. 8) и вязальная шерсть (можно использованную) (рис. 9)
Рис. 8 | Рис. 9 |
Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл, иглопробивного устройства.
Мокрое валяние
Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.
Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь).
4. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при валянии
- На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
- Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
- Включать и выключать утюг следует сухими руками.
- Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.
- Необходимо следить за правильным положением терморегулятора.
- Нельзя оставлять включенный утюг без внимания.
- Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые.
III. Практическая работа
Задание 1. По предложенным картинкам и технологической карте подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов цветка.
Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.
IV. Итог урока.
1. Беседа с учащимися по вопросам.
- С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?
- Какие простейшие изделия для дома и для себя вы уже можете свалять самостоятельно?
2. Анализ урока.
Учитель. Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв шерсть и иглы для валяния в руки, уже освоили основные приёмы валяния. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно и плотно увалены. Насколько хорошо вы освоили технические приёмы валяния, вы можете оценить сами. Шерсть в изделии не должна быть рыхлой, должна быть плотной, с хорошо закреплённым к основе рисунком. При выполнении работы мы установили, что:
- Изделия, выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах;
- Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется.
- Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.
- Для забивания большой поверхности шерсти необходимо пользоваться иглопробивным устройством из 5-7 игл;
3. Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание: Хорошо высушить работу, отутюжить и вставить в рамку.
Инструкционная карта содержится в Приложении.