Изготовление картин из войлока способом мокрого валяния

Разделы: Технология


Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!

Цели:

  1. Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
  2. Изучить стиль русского народного творчества.
  3. Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.
  4. Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
  5. Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности.
  6. Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Задачи:

Познавательные:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
  • научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловыхи технологических задач;
  • способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
  • уметь анализировать, делать выводы

Воспитательные:

  • способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
  • развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо – цветовое решение изделия.

Оборудование урока и материалы:

Инструменты и принадлежности для работы:

  • Магнитная доска.
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Образцы изделий.
  • Шерсть для валяния
  • Иглы для валяния, иглопробивное устройство
  • Губка
  • Утюг
  • Технологические карты

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним картину из шерсти способом мокрого валяния.Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстрационный рассказ.

История валяния

Учитель. Войлок – от тюркского ajlyk – «покров, покрывало», в английском языке – Felt, в немецком– Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния.Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег – на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа. (рис. 1, рис. 2)

 
Рис. 1   Рис. 2

В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.

Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви (рис. 3) и шитья одежды (рис. 4), а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере (рис. 5).

   
Рис. 3   Рис. 4   Рис. 5

2. Ознакомление учащихся с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния.

3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.

Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти (рис. 6). Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.

 
Рис. 6

Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы (рис. 7).

 
Рис. 7

Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная) (рис. 8) и вязальная шерсть (можно использованную) (рис. 9)

 
Рис. 8   Рис. 9

Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл, иглопробивного устройства.

Мокрое валяние

Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь).

4. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при валянии 

  • На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
  • Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
  • Включать и выключать утюг следует сухими руками.
  • Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.
  • Необходимо следить за правильным положением терморегулятора.
  • Нельзя оставлять включенный утюг без внимания.
  • Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые.

III. Практическая работа

Задание 1. По предложенным картинкам и технологической карте подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов цветка.

Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.

IV. Итог урока.

1. Беседа с учащимися по вопросам.

  • С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?
  • Какие простейшие изделия для дома и для себя вы уже можете свалять самостоятельно?

2. Анализ урока.

Учитель. Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость. Большинство из вас сегодня, впервые взяв шерсть и иглы для валяния в руки, уже освоили основные приёмы валяния. Хочется отметить несколько хороших работ, которые выполнены аккуратно и плотно увалены. Насколько хорошо вы освоили технические приёмы валяния, вы можете оценить сами. Шерсть в изделии не должна быть рыхлой, должна быть плотной, с хорошо закреплённым к основе рисунком. При выполнении работы мы установили, что:

  • Изделия, выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах;
  • Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется.
  • Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.
  • Для забивания большой поверхности шерсти необходимо пользоваться иглопробивным устройством из 5-7 игл;

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: Хорошо высушить работу, отутюжить и вставить в рамку. 

Инструкционная карта содержится в Приложении.