Бородинская битва. 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Тип урока: Практическое занятие по работе с историческими документами.

Цели урока:

  1. Активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России 19 века Отечественной войне 1812 года.
  2. Путём анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников.
  3. Познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки.
  4. Содействовать развитию учебных умений и навыков: сравнение и обобщение фактов, поиск нужной информации в источнике, а также наблюдение, изложение, обсуждение.

Оборудование урока: Раздаточный материал для работы с источником, памятка, как работать с документом, настенная карта.

Ход урока

Вступительное слово учителя. В июне 1812 года в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашей страны эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России.

Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжили отступление. Назначенный главнокомандующим русской армии М.И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино. Вам уже известно о данных событиях из учебника истории, художественной литературы, кинофильмов, экскурсионных поездок.

Сегодня нам предстоит познакомиться с замечательным документом, мемуарами непосредственного участника битвы на Бородинском поле Ф.Н. Глинки. Вам было дано предварительное задание найти информацию об этом человеке.

Ответы учеников. Ф.Н. Глинка (1786-1880) поэт, драматург, прозаик. Участвовал в войнах против Наполеона в 1805-1806 гг. как адъютант Милорадовича, впоследствии по состоянию здоровья вышел в отставку. В 1812 году снова вступил в армию, участвовал в Бородинском сражении и заграничном походе. В 1816-1821 гг. – активный участник тайных декабристских организаций. В 1826 году арестован и сослан в Олонецкую губернию.

Далее учащиеся работают с документами, лежащими у них на партах, и отвечают на вопросы. (Воспоминания Ф.Н.Глинки взяты из книги «1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников». М., 1987.)

Приложение 1

  1. О какой битве и почему вспоминает автор накануне «дня Бородинского»?
  2. Как характеризует Кутузова? В каком известном произведении русской литературы дана похожая оценка главнокомандующего русской армии?

Приложение 2

  1. Как готовятся к битве русские и французы?

Приложение 3

  1. В каком настроении и почему пребывает Наполеон накануне Бородинской битвы?

Приложение 4

Работа с картой.

  1. Сравните описание, данное автором с картой-схемой Бородинской битвы.
  2. Найдите те участки, о которых идёт речь в документе?
  3. Почему Наполеон решил главный удар наносить на левом фланге?

Приложение 5

  1. Чем должны были заниматься смоленские ополченцы по распоряжению Кутузова?
  2. Было ли что-нибудь подобное у французов?

Приложение 6

  1. Как автор описывает Наполеона?
  2. Совпадает ли это с вашими представлениями о великом полководце?
  3. Какие ещё оценки личности Наполеона вам известны? Почему они часто носят противоречивый характер?

Приложение 7

  1. Как объясняет автор большие потери с той и другой стороны?
  2. Какие детали в описании сражения произвели на вас наибольшее впечатление, почему?
  3. Может ли учебник дать нам подобную информацию?

Приложение 8

  1. Какую особенность в описании Бородинской битвы разными людьми отмечает автор?
  2. Характерно ли это для мемуарной литературы?

Приложение 9

  1. Почему Наполеон отказался ввести в бой свою гвардию?
  2. Почему Кутузов отдал приказ на следующий день об отступлении русской армии?

Приложение 10

  1. Как Ф.Н. Глинка заканчивает свои воспоминания?
  2. Отличается его отношение к войне от подхода Наполеона?
  3. Почему молодые офицеры называли себя «детьми 1812 года»?

Приложения.