Тип урока: Практическое занятие по работе с историческими документами.
Цели урока:
- Активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России 19 века Отечественной войне 1812 года.
- Путём анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников.
- Познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки.
- Содействовать развитию учебных умений и навыков: сравнение и обобщение фактов, поиск нужной информации в источнике, а также наблюдение, изложение, обсуждение.
Оборудование урока: Раздаточный материал для работы с источником, памятка, как работать с документом, настенная карта.
Ход урока
Вступительное слово учителя. В июне 1812 года в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашей страны эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России.
Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжили отступление. Назначенный главнокомандующим русской армии М.И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино. Вам уже известно о данных событиях из учебника истории, художественной литературы, кинофильмов, экскурсионных поездок.
Сегодня нам предстоит познакомиться с замечательным документом, мемуарами непосредственного участника битвы на Бородинском поле Ф.Н. Глинки. Вам было дано предварительное задание найти информацию об этом человеке.
Ответы учеников. Ф.Н. Глинка (1786-1880) поэт, драматург, прозаик. Участвовал в войнах против Наполеона в 1805-1806 гг. как адъютант Милорадовича, впоследствии по состоянию здоровья вышел в отставку. В 1812 году снова вступил в армию, участвовал в Бородинском сражении и заграничном походе. В 1816-1821 гг. – активный участник тайных декабристских организаций. В 1826 году арестован и сослан в Олонецкую губернию.
Далее учащиеся работают с документами, лежащими у них на партах, и отвечают на вопросы. (Воспоминания Ф.Н.Глинки взяты из книги «1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников». М., 1987.)
Приложение 1
- О какой битве и почему вспоминает автор накануне «дня Бородинского»?
- Как характеризует Кутузова? В каком известном произведении русской литературы дана похожая оценка главнокомандующего русской армии?
Приложение 2
- Как готовятся к битве русские и французы?
Приложение 3
- В каком настроении и почему пребывает Наполеон накануне Бородинской битвы?
Приложение 4
Работа с картой.
- Сравните описание, данное автором с картой-схемой Бородинской битвы.
- Найдите те участки, о которых идёт речь в документе?
- Почему Наполеон решил главный удар наносить на левом фланге?
Приложение 5
- Чем должны были заниматься смоленские ополченцы по распоряжению Кутузова?
- Было ли что-нибудь подобное у французов?
Приложение 6
- Как автор описывает Наполеона?
- Совпадает ли это с вашими представлениями о великом полководце?
- Какие ещё оценки личности Наполеона вам известны? Почему они часто носят противоречивый характер?
Приложение 7
- Как объясняет автор большие потери с той и другой стороны?
- Какие детали в описании сражения произвели на вас наибольшее впечатление, почему?
- Может ли учебник дать нам подобную информацию?
Приложение 8
- Какую особенность в описании Бородинской битвы разными людьми отмечает автор?
- Характерно ли это для мемуарной литературы?
Приложение 9
- Почему Наполеон отказался ввести в бой свою гвардию?
- Почему Кутузов отдал приказ на следующий день об отступлении русской армии?
Приложение 10
- Как Ф.Н. Глинка заканчивает свои воспоминания?
- Отличается его отношение к войне от подхода Наполеона?
- Почему молодые офицеры называли себя «детьми 1812 года»?