Цели:
- Формирование связной письменной речи учащихся с опорой на устные высказывания.
- Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитание нравственных качеств: доброты и взаимовыручки.
Оборудование: карточки с текстом, картинки с изображениями птиц.
Ход урока
I. Сообщение темы.
– Сегодня у нас особенный урок русского языка. Мы будем учиться писать изложение с элементом рассуждения. Причём изложение будем записывать сразу в тетрадь, а поэтому и работать будем в особом режиме: силой ума и души. Ум нам нужен будет, чтобы грамотно и правильно написать изложение, а душа, чтобы понять, проникнуться и почувствовать то, о чём будем сегодня говорить.
II. Подготовительная работа к изложению.
– Эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось взять слова известного поэта Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
– Как вы понимаете эти слова?
– Что такое былиночка?
– Итак, значит, речь у нас пойдёт и о животных, и о людях, и о том, что нас связывает с Братьями нашими меньшими. А о ком из них мы будем говорить, вы сейчас узнаете.
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл.
Когда медведь ушёл, первый слез с дерева и смеётся.
– Ну что, говорит, медведь тебе на ухо говорил?
– А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
(текст может быть прочитан учителем или выведен на экран)
– Что вы можете сказать об этих мальчиках?
– Хотели бы вы иметь такого друга?
– Определите вид текста. (текст-повествование)
– А о ком теперь пойдёт речь?
Летним солнечным днём и в пасмурную погоду на реках и на морях можно увидеть красивую белоснежную чайку. Она легко парит над водой, широко раскинув крылья. Чайки – прекрасные пловцы и отличные летуны.
– Ребята, а это какой текст? (текст-описание)
– А что ещё о чайках вы знаете?
Как часто мы видим рядом больших чёрно-серых птиц. Это вороны. Интересно, почему вороны получили такое имя? Вороны – птицы вороватые, тащат всё, что плохо лежит. Вероятно, слово ворона произошло от слова вор.
– А это что за текст? (текст-рассуждение)
– Ещё я хочу добавить, учёные доказали, что вороны – самые умные представители животного мира.Они могут поспорить с обезьянами и с дельфинами. В этом вы убедитесь, прочитав текст, который лежит перед вами.
Ворона и чайка.
Город Сочи стоит на берегу моря. Однажды вечером прохожие наблюдали интересный случай.
Большая чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала и устала. Она опускалась всё ниже и ниже. Вдруг с дерева снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать её к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
III. Работа над содержанием текста.
– Какой это текст?
– Что случилось с чайкой?
– Почему она самостоятельно не могла найти дорогу к морю?
– Кто пришёл к ней на помощь?
– Кто такие прохожие?
– Почему люди с изумлением следили за поведением птиц?
– Сравните двух мальчиков из первого рассказа и птиц из этого. Что можно сказать об их поведении?
– Какой вывод вы бы сделали?
IV. Составление плана
– На сколько частей разделён текст?
– Какие?
– Прочитайте первую часть.
– Как бы вы её озаглавили?
– Прочитайте вторую часть. Озаглавьте.
– Прочитайте третью часть. Озаглавьте.
- Однажды вечером
- Помощь ворон
- Изумление людей
V. Пересказ текста.
VI. Орфографическая подготовка.
– Найдите в тексте словарные слова. ( Город, однажды, интересный, дорога, ворона, вдруг)
– Прочитайте их орфографически.
– Прочитайте подчёркнутые слова.
– Назовите орфограмму, встречающуюся в них.
– Подберите проверочные слова.
– Какой частью речи являются эти слова?(наблюдали, залетела, опускалась, снялись, подлетели, подталкивать)
– Что интересного заметили?
– Как пишется приставка?
Слова для справок: Сочи, с изумлением.
– Как можно избежать ненужных повторов слова чайка?
VII. Запись текста
– А сейчас вы запишите текст, не забывая каждую часть писать с красной строки. В заключительной части вы должны будете сделать вывод, высказать свои мысли, которые у вас возникли, одним – двумя предложениями.
– Написавшие раньше других, проверяют по карточкам, исправляют ошибки карандашом. (Зачитывается одна работа)
VIII. Домашнее задание:
дописать тем, кто не дописал. Подобрать интересный материал о жизни животных для подготовки к сочинению на тему «Согревай живущих рядом».