Изложение с элементом рассуждения (Школа России)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формирование связной письменной речи учащихся с опорой на устные высказывания.
  • Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитание нравственных качеств: доброты и взаимовыручки.

Оборудование: карточки с текстом, картинки с изображениями птиц.

Ход урока

I. Сообщение темы.

– Сегодня у нас особенный урок русского языка. Мы будем учиться писать изложение с элементом рассуждения. Причём изложение будем записывать сразу в тетрадь, а поэтому и работать будем в особом режиме: силой ума и души. Ум нам нужен будет, чтобы грамотно и правильно написать изложение, а душа, чтобы понять, проникнуться и почувствовать то, о чём будем сегодня говорить.

II. Подготовительная работа к изложению.

– Эпиграфом к нашему уроку мне бы хотелось взять слова известного поэта Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

– Как вы понимаете эти слова?

– Что такое былиночка?

– Итак, значит, речь у нас пойдёт и о животных, и о людях, и о том, что нас связывает с Братьями нашими меньшими. А о ком из них мы будем говорить, вы сейчас узнаете.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл.
Когда медведь ушёл, первый слез с дерева и смеётся.
– Ну что, говорит, медведь тебе на ухо говорил?
– А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

(текст может быть прочитан учителем или выведен на экран)

– Что вы можете сказать об этих мальчиках?

– Хотели бы вы иметь такого друга?

– Определите вид текста. (текст-повествование)

– А о ком теперь пойдёт речь?

Летним солнечным днём и в пасмурную погоду на реках и на морях можно увидеть красивую белоснежную чайку. Она легко парит над водой, широко раскинув крылья. Чайки – прекрасные пловцы и отличные летуны.

Ребята, а это какой текст? (текст-описание)

– А что ещё о чайках вы знаете?

Как часто мы видим рядом больших чёрно-серых птиц. Это вороны. Интересно, почему вороны получили такое имя? Вороны – птицы вороватые, тащат всё, что плохо лежит. Вероятно, слово ворона произошло от слова вор.

А это что за текст? (текст-рассуждение)

– Ещё я хочу добавить, учёные доказали, что вороны – самые умные представители животного мира.Они могут поспорить с обезьянами и с дельфинами. В этом вы убедитесь, прочитав текст, который лежит перед вами.

Ворона и чайка.
Город Сочи стоит на берегу моря. Однажды вечером прохожие наблюдали интересный случай.
Большая чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала и устала. Она опускалась всё ниже и ниже. Вдруг с дерева снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать её к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.

III. Работа над содержанием текста.

– Какой это текст?

– Что случилось с чайкой?

– Почему она самостоятельно не могла найти дорогу к морю?

– Кто пришёл к ней на помощь?

– Кто такие прохожие?

– Почему люди с изумлением следили за поведением птиц?

– Сравните двух мальчиков из первого рассказа и птиц из этого. Что можно сказать об их поведении?

– Какой вывод вы бы сделали?

IV. Составление плана

– На сколько частей разделён текст?

– Какие?

– Прочитайте первую часть.

– Как бы вы её озаглавили?

– Прочитайте вторую часть. Озаглавьте.

– Прочитайте третью часть. Озаглавьте.

  1. Однажды вечером
  2. Помощь ворон
  3. Изумление людей

V. Пересказ текста.

VI. Орфографическая подготовка.

– Найдите в тексте словарные слова. ( Город, однажды, интересный, дорога, ворона, вдруг)

– Прочитайте их орфографически.

– Прочитайте подчёркнутые слова.

– Назовите орфограмму, встречающуюся в них.

– Подберите проверочные слова.

– Какой частью речи являются эти слова?(наблюдали, залетела, опускалась, снялись, подлетели, подталкивать)

– Что интересного заметили?

– Как пишется приставка?

Слова для справок: Сочи, с изумлением.

– Как можно избежать ненужных повторов слова чайка?

VII. Запись текста

– А сейчас вы запишите текст, не забывая каждую часть писать с красной строки. В заключительной части вы должны будете сделать вывод, высказать свои мысли, которые у вас возникли, одним – двумя предложениями.

– Написавшие раньше других, проверяют по карточкам, исправляют ошибки карандашом. (Зачитывается одна работа)

VIII. Домашнее задание:

дописать тем, кто не дописал. Подобрать интересный материал о жизни животных для подготовки к сочинению на тему «Согревай живущих рядом».