Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Девиз проекта: Вместе скажем детям: «Я!».
Назначение проекта
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.
Идея проекта: развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.
Проблема проекта: как, используя свойства воздуха, показать фокусы.
Цели проекта:
- Развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.
- Обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
- Развитие поисковой деятельности ребенка:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
- систематизация знаний о свойствах воздуха;
- совершенствование уровня накопленных
практических навыков:
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями
- активизировать речь ребенка;
- учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем
Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Предварительная работа:
- Свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями.
- Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах.
- Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.
- Использование свойства воздуха в природе, в
жизни человека;
– рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
– наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
– воскресная прогулка с родителями в парк, на берег реки; - Занятия по познавательному развитию, изодеятельности.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный (одна неделя)
На первом этапе реализации проекта, поисково-аналитическом или подготовительном, мы исходя из интересов ребенка, проводилось анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Затем обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?
II этап – основной (3 недели)
Реализация основных видов деятельности по
направлению проекта, накопление знаний и умений
в разнообразных видах деятельности:
– беседы (где найти невидимку; свойства
невидимки; как работают предметы; что умеет
невидимка), рассказы из энциклопедий,
видеосюжеты (воздух в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие
ситуации разного типа (каким бывает воздух, что
происходит с воздухом, когда мы делаем действия;
почему воздух движется и др.);
– трудовая деятельность (изготовление модели
воздушного змея, «хитрой змейки» для определения
свойства воздуха; «ветряной мельницы»;
– экспериментально-исследовательская
деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему
взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой
холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?»
«Полет в космос» и др.);
– решение проблемных задач и ситуаций («как
проверить, что воздух расширяется при
нагревании», «обладает силой» и др.);
– дидактические, интеллектуальные, деловые игры
«Полетим в космос», «Вылечим Степашку»,
«Парашютисты», «Узнай по запаху»);
– проявление действий воздухе в природе
– тематические занятия: («Какой воздух в нашем
городе?», «Свойства воздуха», «Воздух –
невидимка;
– создание музея «Мир воздуха»;
– занятие-развлечение с родителями
«Воздух-фокусник»
– содержание усвоенных знаний о свойствах
воздуха были отражены в рисунках «Мои фантазии»,
«Невидимка в гостях», которые представлялись на
передвижной выставке.
Часть проекта была реализована в совместной деятельности детей с родителями. Были изготовлены объемные макеты «Ветряной мельницы», «Воздушного змея», «Парусник», «Водолазный купол».
Поэтапное решение проблемной ситуации:
1. Где найти невидимку;
– Как работают вещи, благодаря воздуху;
– Что умеет невидимка.
2. Обсуждение результатов экспериментирования.
3. Систематизация информации о выявленном пути
решения проблемы
4. Практическая деятельность, направленная на
получение результата
5. Итоги работы. Разрешение проблемы.
6. Определение новых проблем.
III этап – презентационный
Был организован сюрпризный момент: цирковое представление для детей «Мир волшебства». Представление фокусника стало для детей предметом заинтересованности и стать непосредственно его участниками..
IV этап – итоговый (одна неделя)
Включает в себя сбор и обработку методических,
практических материалов, соотнесение
поставленных и прогнозируемых результатов с
полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно
предположить следующие результаты.
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:
– создание библиотеки по проблеме;
– подбор видеоматериала о свойствах, применении
воздуха;
– создание музея «Мир воздуха»
– оформление выставки рисунков «Мои фантазии»,
«Невидимка в гостях»;
– выпуск журнала «Это интересно!»
– оформление экспериментальной книги
2. Показатели уровня овладения ребенком
экспериментальной деятельности стало на 50% выше.
Для ребенка был важен не столько результат,
сколько процесс работы в ходе
экспериментирования. А для нас, как педагогов,
важно не то, какого результата добился ребенок, а
то, как он думает, рассуждает.
3. Участие родителей ребенка в реализации проекта
изменилось на 35%.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей
со свойствами воздуха, его использования в
природе, в быту.
- Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: ребенок, родители, педагоги.
- Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, занятия, беседы.
- Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу, проведение совместных мероприятий.
- Оценка деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы:
Баночки, стаканчики, палочки, мыльные пузыри,
мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие игрушки,
пластилин, изготовленный змей, фэн, парусник,
воздушные шары, мячи и др.;
Познавательная литература, картины и
иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат,
материалы для продуктивной деятельности,
компьютер.
Планирование и организация деятельности
№ | Мероприятие | Цели | Ответственные | Сроки проведения |
I этап – подготовительный |
||||
1. | Анкетирование родителей | Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной | воспитатель | 1 неделя |
2. | Круглый стол с участием родителей и детей | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта | воспитатель | 1 неделя |
3. | Подбор библиотеки | Развивать интерес к исследовательской работе | Родители, воспитатели | 1 неделя |
4. | Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта | Просвещать родителей | воспитатель | 1 неделя
|
5. | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала | Создать условия для опытно-экспериментальной работы | Родители, воспитатели | 1 неделя |
II этап – основной |
||||
1. | Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме | Развивать интерес к исследовательской работе | воспитатель | 2, 3 недели |
2. | Оформление музея «Мир воздуха» | Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
3. | Подбор, изготовление дидактического материала, игр | Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес. | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
4. | Составление карточек (из наблюдений) | Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
5. | Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы | Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
6. | Целевые прогулки | Дать обобщенное представление о свойствах воздуха | Родители, воспитатели | 2, 3 неделя |
7. | Оформление журнала «Это интересно!» | Учить систематизировать накопленный материал | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
8. | Рисование из личных наблюдений | Учить передавать накопленные знания через выразительные средства искусства | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
9. | Экспериментальная деятельность с воздухом | Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
10 | Познавательные занятия | Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
11. | Конструирование, ручной труд | Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
12. | Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе | Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
13. | Оформление экспериментальной книги | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
14. | Оформление выставки рисунков ««Мои фантазии», «Невидимка в гостях»; | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
15. | Изготовление макетов | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3, 4 недели |
16. | Аукцион идей «Умники и умницы» | Развитие творческой активности | Родители, воспитатели | 2, 3 недели |
III этап – презентационный |
||||
1. | Презентация проекта: цирковое представление для детей «Мир волшебства». | Творческий отчет о накопленном опыте | Дети, родители, воспитатели | 5 неделя |
III этап – итоговый |
||||
1. | Обработка и оформление материалов проекта | воспитатели | 5 неделя | |
2. | Анализ результативности | воспитатели | 5 неделя |
Опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых:
– приобщилась к интересному делу, которое
она никогда раньше не делала, обогатила свои
представления о некоторых свойствах воздуха;
– научилась самостоятельно ставить задачу:
придумывать и ставить опыты из предметов –
заместителей; от замысла идти к конкретному
результату;
– усваивала новую информацию не с помощью
запоминания, а через самостоятельную
практическую деятельность;
– получила опыт сотрудничества и общения с
группой детей.
– обобщила все накопленные
знания в виде, проведенного мероприятия перед
детьми своего возраста.
Итог: проблема решена. С помощью различных свойств воздуха можно показать фокусы.
Определение новых проблем: Что можно делать, чтобы воздух был чище.
Виды деятельности:
- Познавательная;
- Трудовая;
- Взаимодействие с родителями;
- Творческая;
- Речевая;
- Наглядно-агитационная;
- Поисково-агитационная;
- Театрализованная;
- Самостоятельная.
Формы совместной деятельности воспитателя и ребенка:
- Театрализованное представление;
- Творческо-речевые игры, упражнения;
- Поисково-исследовательская деятельность;
- Занятия познавательной деятельности;
- Выставка детских рисунков;
- Работа с кроссвордами;
- Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие;
- Беседы;
- Целевые прогулки;
- Экскурсии;
- Рассматривание картин, иллюстраций.
Участие родителей в проекте:
- Составление кроссвордов;
- Подбор художественного слова, загадок;
- Совместные целевые прогулки;
- Участие в презентации;
- Выпуск журналов;
- Выставка рисунков;
- Выставка иллюстраций, фотографий;
- Побор наглядно-дидактических пособий, литературы;
- Просвещение: через родительские уголки, папки-передвижки;
- Анкетирование;
- Беседы;
- Круглые столы.