Познавательный проект "Воздух-фокусник"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Девиз проекта: Вместе скажем детям: «Я!».

Назначение проекта

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.

Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.

Идея проекта: развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.

Проблема проекта: как, используя свойства воздуха, показать фокусы.

Цели проекта:

  • Развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.
  • Обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
  • Развитие поисковой деятельности ребенка:
    • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
    • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
    • умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные   способы использования обычных вещей;
    • систематизация знаний о свойствах воздуха;
    • совершенствование уровня накопленных практических навыков:
      • экспериментирование с объектами неживой природы;
      • создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями
    • активизировать речь ребенка;
    • учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний  опытным путем

Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.

Предварительная работа:

  1. Свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями.
  2. Знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах.
  3. Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.
  4. Использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;

    – рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
    – наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
    – воскресная прогулка  с родителями в парк, на берег реки;

  5. Занятия по познавательному развитию, изодеятельности.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный (одна неделя)

На первом этапе реализации проекта, поисково-аналитическом или подготовительном, мы исходя из интересов ребенка, проводилось анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Затем обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?

II этап – основной (3 недели)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
– беседы (где найти невидимку; свойства невидимки;  как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты (воздух  в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
– трудовая деятельность (изготовление модели воздушного змея, «хитрой змейки» для определения свойства воздуха; «ветряной мельницы»;
– экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
– решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
– дидактические, интеллектуальные, деловые игры «Полетим в космос», «Вылечим Степашку», «Парашютисты», «Узнай по запаху»);
– проявление действий воздухе в природе
– тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка;
– создание музея «Мир воздуха»;
– занятие-развлечение с родителями «Воздух-фокусник»
– содержание усвоенных знаний о свойствах воздуха были отражены в рисунках «Мои фантазии», «Невидимка в гостях», которые представлялись на передвижной выставке.

Часть проекта была реализована в совместной деятельности детей с родителями. Были изготовлены объемные макеты «Ветряной мельницы», «Воздушного змея», «Парусник», «Водолазный купол».

Поэтапное решение проблемной ситуации:

1. Где найти невидимку;
– Как работают вещи, благодаря воздуху;
– Что умеет невидимка.
2. Обсуждение результатов экспериментирования.
3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
4. Практическая деятельность, направленная на получение результата
5. Итоги работы. Разрешение проблемы.
6. Определение новых проблем.

III этап – презентационный

Был организован сюрпризный момент: цирковое представление для детей «Мир волшебства». Представление фокусника стало для детей предметом заинтересованности и стать непосредственно его участниками..

IV этап – итоговый (одна неделя)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:

– создание библиотеки по проблеме;
– подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
– создание музея «Мир воздуха»
– оформление выставки рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях»;
– выпуск журнала «Это интересно!»
– оформление экспериментальной книги
2. Показатели уровня овладения ребенком экспериментальной деятельности стало на 50% выше. Для ребенка был важен не столько результат, сколько процесс работы в ходе экспериментирования. А для нас, как педагогов, важно не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
3. Участие родителей ребенка в реализации проекта изменилось на 35%.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей со свойствами воздуха, его использования в природе, в быту.

  • Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: ребенок, родители, педагоги.
  • Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, занятия, беседы.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу, проведение совместных мероприятий.
  • Оценка деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы:

Баночки, стаканчики, палочки, мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие игрушки, пластилин, изготовленный змей, фэн, парусник, воздушные шары, мячи и др.;
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.

Планирование и организация деятельности

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

1. Анкетирование родителей Выявить заинтересованность, отношение родителей к познавательной деятельности, опытно-экспериментальной воспитатель 1 неделя
2. Круглый стол с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей к исследовательской деятельности для реализации проекта воспитатель 1 неделя
3. Подбор библиотеки Развивать интерес к исследовательской работе Родители, воспитатели 1 неделя
4. Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей воспитатель 1 неделя

 

5. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала Создать условия для опытно-экспериментальной работы Родители, воспитатели 1 неделя

II этап – основной

1. Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме Развивать интерес к исследовательской работе воспитатель 2, 3 недели
2. Оформление музея «Мир воздуха» Создание условий по реализации проекта. Развивать интерес к опытно-экспериментальной работе Родители, воспитатели 2, 3 недели
3. Подбор, изготовление дидактического материала, игр Формировать опытно-поисковую деятельность при решении задач в игре. Расширять кругозор, развивать познавательный интерес. Родители, воспитатели 2, 3 недели
4. Составление карточек (из наблюдений) Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
5. Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы Пробуждать и поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
6. Целевые прогулки Дать обобщенное представление о свойствах воздуха Родители, воспитатели 2, 3 неделя
7. Оформление журнала «Это интересно!» Учить систематизировать накопленный материал Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
8. Рисование из личных наблюдений Учить передавать накопленные знания через выразительные средства искусства Родители, воспитатели 2, 3 недели
9. Экспериментальная деятельность с воздухом Умение выделять проблему, высказывать предположения, гипотезы, способы их решения, аргументировать и доказывать Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
10 Познавательные занятия Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
11. Конструирование, ручной труд Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, развивать творческие умения Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
12. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений, кроссвордов о воздухе Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
13. Оформление экспериментальной книги Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
14. Оформление выставки рисунков ««Мои фантазии», «Невидимка в гостях»; Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3 недели
15. Изготовление макетов Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3, 4 недели
16. Аукцион идей  «Умники и умницы» Развитие творческой активности Родители, воспитатели 2, 3 недели

III этап – презентационный

1. Презентация проекта: цирковое представление для детей «Мир волшебства». Творческий отчет о накопленном опыте Дети, родители, воспитатели 5 неделя

III этап – итоговый

1. Обработка и оформление материалов проекта   воспитатели 5 неделя
2. Анализ результативности   воспитатели 5 неделя

Опыт экспериментальной работы по реализации проектной технологии в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к опытно-экспериментальной деятельности подтверждает высокий развивающий эффект отобранного содержания знаний на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых:

–  приобщилась к интересному делу, которое она никогда раньше не делала, обогатила свои представления о некоторых свойствах воздуха;
– научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать  и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;
– усваивала новую информацию не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;
– получила опыт сотрудничества и общения с группой детей.
– обобщила   все   накопленные знания  в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Итог: проблема решена. С помощью различных свойств воздуха можно показать фокусы.

Определение новых проблем: Что можно делать, чтобы воздух был чище.

Виды деятельности:

  • Познавательная;
  • Трудовая;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Творческая;
  • Речевая;
  • Наглядно-агитационная;
  • Поисково-агитационная;
  • Театрализованная;
  • Самостоятельная.

Формы совместной деятельности воспитателя и ребенка:

  • Театрализованное представление;
  • Творческо-речевые игры, упражнения;
  • Поисково-исследовательская деятельность;
  • Занятия познавательной деятельности;
  • Выставка детских рисунков;
  • Работа с кроссвордами;
  • Игры: дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие;
  • Беседы;
  • Целевые прогулки;
  • Экскурсии;
  • Рассматривание картин, иллюстраций.

Участие родителей в проекте:

  • Составление кроссвордов;
  • Подбор художественного слова, загадок;
  • Совместные целевые прогулки;
  • Участие в презентации;
  • Выпуск журналов;
  • Выставка рисунков;
  • Выставка иллюстраций, фотографий;
  • Побор наглядно-дидактических пособий, литературы;
  • Просвещение: через родительские уголки, папки-передвижки;
  • Анкетирование;
  • Беседы;
  • Круглые столы.

Приложение 1