Цели:
- Закрепить представления о понятии «прямая»‚ «луч»‚ «отрезок».
- Учить детей распознавать прямые‚ лучи‚ отрезки‚ обозначать их с помощью букв‚ находить их точки пересечения.
- Закрепить навык сложения и вычитания трехзначных чисел, умений решать текстовые задачи.
- Развивать творческое мышление, интерес к математике, аккуратность.
Оборудование: карточки с примерами, таблицы «Луч. Отрезок. Прямая», «Плоские фигуры», рисунки «Точка», «Солнце», слова «Геометрия», «Точка», пословица «Мир освещается солнцем, а человек – знаниями», линейка.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
начинается урок!
II. Актуализация знаний
– Чем будем заниматься на уроке, узнаем чуть позже. Первый ряд решит самостоятельно примеры и подскажет, кто поможет, а все остальные помогут узнать, куда отправимся
1. Индивидуальная работа.
(К) 216 + 397 = 613 (Т) 521 – 485 = 32
(О) 700 – 268 = 432 (Ч) 807 – 327 = 477
(А) 598 + 87 = 685
– Расположите результаты действий в порядке возрастания:
32 | 432 | 477 | 613 | 685 |
Т | О | Ч | К | А |
2. Фронтальная работа.
Ну-ка, в сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет? Мы творим это дело
только силой ума и души.
1) Найдите закономерность и продолжите ряд:
3, 6, … 12, ... 18, … 24 …, …, … (ГЕ)
2) Вычислите за 30 секунд.
27 + 16 – 16 + 8 – 8 + 12. 12 + 40 – 40 = 27 (О)
– Что помогло вам быстро найти значение?
3) На тарелке лежат сливы. Юля взяла половину всех слив, а Даша – остальные 4 сливы. Сколько слив было на тарелке? (МЕТ)
4) Найти «лишнее»
48 дм , 16 см, 27 м, 14 л, 8 м 6 см (РИ)
5) Сколько здесь треугольников? (Я)
Пересекаются два треугольника ABC и DEF. Этим
они создают еще один треугольник MNB.
– Какой треугольник является пересечением?
– Какое слово получилось?
Геометрия – часть математики, которая изучает
разные фигуры. И самой главной является Точка.
Без нее не строится ни одна фигура. Поэтому
назовем ее королевой.
Еще одно задание. Какая фигура лишняя? Почему?
Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Ромб.
Окружность.
– Что общего у многоугольников? А чем являются
стороны многоугольника? (Отрезки)
– А что такое отрезок? (Дети высказывают свои
мнения)
III. Сообщение новой темы
– На уроке более подробно познакомимся с отрезком и его друзьями.
IV. Работа над новым материалом
– Жила-была Точка. Она была очень любопытна и
хотела все знать. Увидит незнакомую линию и
спросит:
– Как эта линия называется? Длинная она или
короткая?
Однажды Точка подумала: «Как же я смогу все
узнать, если всегда буду жить во дворце?!
Отправлюсь-ка я путешествовать!»
Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии.
Все бежит куда-то
И зовет вперед.
Хочешь видеть друга?
К другу приведет.
Шла-шла по прямой линии. Долго шла. Устала.
Остановилась и говорит:
– Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой
линии?
– Ребята, вы как ей ответите?
– Не дойдешь ты, Точка, до конца. Ведь у Прямой нет
конца.
– Тогда я поверну назад, – сказала Точка. – Я,
наверное, пошла не в ту сторону.
– Что мы скажем Точке?
– И в другую сторону не будет конца. У прямой
линии совсем нет концов.
Опечалилась Точка:
– Как же быть? Что же, мне так и придется идти,
идти и идти без конца?
Без конца и без края
Линия прямая,
Хоть 100 лет по ней идти
Не найдешь конца пути.
– Чем помочь Точке?
– А давайте на помощь позовем Ножницы.
– Давай позовем, – обрадовалась Точка. – А зачем
нужны ножницы?
– Сейчас увидишь.
Тут появились Ножницы, щелкнули перед самым
Точкиным носом и разрезали Прямую.
– Ура! – закричала Точка. – Вот и конец
получился! Ай да ножницы! А теперь сделайте,
пожалуйста, конец с другой стороны.
Ножницы послушно щелкнули с другой стороны.
– Как интересно! – воскликнула Точка. – Что
же из моей прямой получилось?
– Это отрезок. Это отрезок Прямой. Давайте дадим
ему имя и назовем АВ.
Точка обрадовалась и запрыгала от удовольствия:
– Я запомню это название. Теперь, у меня вместо
прямой есть отрезок и еще два этих… не знаю,
как их назвать. Как их называют? (ЛУЧАМИ)
– Это луч и это луч.
Точка еще больше обрадовалась:
– Я догадываюсь, почему они так называются. Они
похожи на солнечные лучи.
– А вы как думаете? Солнечные лучи начинаются от солнца и идут без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути.
– Посмотрите на доску.
– Выберите среди линий лучи, отрезки, прямые. Как
они называются?
– Чем луч отличается от прямой?
Прямая а. Отрезок СД. Луч АВ.
Прямая LK. Луч NM.Отрезок QF
– Что вы видите? Найдите прямые. (Она
обозначается либо одной строчной буквой, либо
двумя заглавными)
– Найдите лучи. Как они называются? На первом
месте всегда начало луча.
– Назовите отрезки.
– А теперь сами назовите фигуры, придумав свои
обозначения.
2 луча. 2 отрезка. 2 прямые.
(Чтение детей)
V. Закрепление
1. Точка предлагает вам самим начертить в тетради прямую, луч, отрезок.
– Длину какой линии можно измерить? (У
отрезка.)
– А почему у других нельзя? (У прямой нет ни
начала, ни конца, у луча есть начало, но нет конца.)
VI. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь.
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще,
Через левое плечо!
VІI. Работа с учебником
– Покажем Точке, как мы умеем выполнять задания в учебнике.
1. Ответы на вопросы № 1. (стр. 8)
2. Под руководством учителя.
– Как обозначен первый луч? Можно ли поменять буквы местами? Обозначьте остальные лучи.
3. № 6 (взаимопроверка).
VІIІ. Решение задач
1. № 7.
а) Чтение вслух условия.
б) Чтение вопросов. Подбор решения. Ответ на 4 вопрос (в тетради только решение).
1) 32 + 4 = 36(п.) – сегодня
2) 32 + 36 = 68(п.)
Ответ: 68 пирожков.
2. №10 (с 9)
В первый день – 56 кг Во второй день – (56 + 8) кг В третий день – ? кг |
180 кг |
1) 56 + 8 = 64(кг) – во ?? день.
2) 56 + 64 = 120(кг) – за 2 дня.
3) 180 – 120 = 60(кг) – в ?І? день.
Ответ: в третий день продали 60кг
(Дополнительно: № 14, с.9)
ІX. Итог урока
– В какую страну совершили путешествие?
– Что понравилось? Когда путешествие приятнее?
– Ответим на вопросы и узнаем что здесь спрятано?
– Что такое прямая?
– Что такое отрезки?
– Что такое луч?
– Длину какой линии можно измерить?
– У какой линии нельзя в названии переставить
буквы?
(После каждого ответа открывается полоска, на обратной стороне полосок слова пословицы, под полосками появляется рисунок солнца).
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
У солнца руки горячи,
Работают с охотой
Всю землю кисточки – лучи
Покрыли позолотой.
– На этом заканчиваем урок. Надеюсь, Точка нас еще пригласит путешествовать по своей стране и не один раз.
X. Домашнее задание: с. 8 № 8, с. 9 № 15.