Детское чтение – тема, которая, как мне кажется, не может не волновать учителя начальных классов. Кому, как не нам, лучше других знать, что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России? Однако на самом деле мало кто из моих коллег может ответить на вопрос о том, что читают его ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить проблему. А между тем проблемы детского чтения не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ, выпускного сочинения и прочих, несомненно, важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителя в этом вопросе, без знания им круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя. Сегодня в области изучения детского чтения сделано немало. Сотрудники Российской государственной детской библиотеки Е.И. Голубева и В.П. Чудинова пришли к выводу: “в начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают…
На особенности читательских предпочтений мальчиков и девочек долгие годы внимания почти не обращали. Об этом говорили исследователи (в основном психологи). Но их мнение практически не учитывалось при составлении программ и списков для чтения. И уж, конечно, мало кто из педагогов принимал в расчёт какие-то там различия.
Казалось бы, книги – есть книги. Кому-то интересны одни, кому-то другие. И то, что именно человеку нравится читать, зависит исключительно от его характера, интеллекта и интересов, но никак не от пола. То есть и мальчикам и девочкам интересны примерно одни и те же книги, и особо задумываться, покупая детские книги, не стоит. В этих утверждениях, конечно, есть доля истины, однако существует и другое мнение о том, что у мальчиков и девочек есть свои, особые предпочтения в выборе книг, основанные на отличном усвоении информации. И пренебрегать этими особенностями, желая привить любовь к чтению, ни в коем случае нельзя.
Чем отличаются книги для девочек и мальчиков? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, а чем же вообще отличаются девочки от мальчиков? Чем отличается их роль в обществе, психология и восприятие.
Издревле роль женщины – в продолжении и сохранении рода, сохранении знаний и умений, заботе об уюте, здоровье, благополучии семьи. Мужчины же – добытчики, завоеватели, первооткрыватели. Мужчина, мальчик – это человек действия. Женщина – человек чувства. Если подходить с филологической точки зрения, то мальчик – это глагол. Сделать, найти, победить, пройти, открыть. Поэтому их привлекает действие.
Девочки – другие. Девочка – это скорее прилагательное. Любящая, добрая, нежная, прекрасная. И книги для девочек важны не столько действием, сколько чувством, ощущением, описанием. Если цветочек – то аленький, принц – прекрасный, конь – златогривый, а паруса – алые. Именно для девочек колдунья или мачеха не может быть прекрасна. Добро – прекрасно, зло – уродливо. Поэтому девочки часто с недоверием смотрят на завоевавших сердца многих мальчишек человека-паука или черепашек-ниндзя. Может, они и хорошие, но они же такие противные!
Пока дети малы, различия в их чтении не особенно значительны. По словам родителей и библиотекарей, читают больше девочки (я убедилась в этом легко, сравнив данные школьного библиотекаря: 73% девочек и 49% мальчиков моего класса регулярно посещают библиотеку). Трудно не заметить и другого: все младшие школьники, безотносительно к полу, с одинаковым увлечением читают сказочные повести А.Волкова, Н.Носова, А.Линдгрен, “весёлые книжки” В.Драгунского, В.Голявкина, Э.Успенского, а также “ужастики”.
Чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста.
В младшем подростковом возрасте мальчикам нравятся приключения, книги про компьютеры и электронику, фантастика, фэнтези (Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов) и “ужастики”.
Они читают «Хоббит» Толкиена, после которой (в чуть более старшем возрасте) переходят к чтению всемирно известной трилогии «Властелин Колец» этого же автора. Наблюдается огромный читательский спрос на книги «Гарри Поттер» Дж. Роуллинг и «Хроники Нарнии» Клайва С. Льюэса. Это книги как раз отвечают читательским интересам мальчишек, поскольку их главные герои – мальчики-подростки, а сюжет насыщен действием, приключениями и детективной интригой. Причём обе указанные книги – и Гарри Поттер и Хроники Нарнии – это многотомные саги, где герои вырастают в процессе повествования, позволяя читателю взрослеть вместе с ними. В этом возрасте мальчики читают и традиционно любимые книги. Это, конечно, “Приключения Робинзона Крузо” Даниеля Дефо, “Приключения Тома Сойера” и “Приключения Гекльберри Финна” Марка Твена. Из классических русских авторов мальчишки обычно с удовольствием читают Гоголя, особенно повести «Тарас Бульба», «Вий» и другие произведения, а так же юмористические рассказы Чехова.
Из мировой приключенческой литературы бессменно привлекательны для мальчишек “Остров сокровищ” Стивенсона, “Копи царя Соломона” Г.Р. Хаггарда, “Франкенштейн” Мэри Шелли. Так же рекомендованы мальчикам фантастические повести любимого русского писателя А. Беляева. Никогда не перестанут радовать мальчишек многочисленные повести Владислава Крапивина, ведь их герои исключительно мальчики, а сюжеты всех книг невероятно интересны.
Девочки читают “романы”. Под словом “романы” девочки имеют в виду книги “из взрослой жизни”, в которых главная героиня – девушка или женщина. Правда, сам конкретный список авторов и произведений может меняться. В 80–90-е годы это были романы Ш. Бронте, Ж. Санд, М. Митчелл, А. и С. Голон, Ж. Бенцони, К. Маккалоу и другие. Сегодня это книги серий «Романы для девочек» (главным образом сестёр Воробей), «Любимые книги девочек», «Школа в Ласковой Долине» Ф. Паскаль (о близнецах-подростках из американского городка). Книгами для девочек можно назвать рассказы о животных Джеральда Даррелла и Джеймса Хэрриота, мудрые и добрые сказки про Мумми-тролля от Туве Янссон и "Маруся ещё вернется" Ирины Токмаковой, озорные сказки Астрид Линдгрен и романтичные фантазии Александра Грина.
Интересно, что подобной серии для мальчиков не создано почему-то ни одной. Что это – просчёты издательской политики или невнимание к исследованиям психологов?
Многие книги с интересом читают и любят и мальчишки, и девчонки. Это и великолепные произведения Владислава Крапивина, и Каверинские «Два капитана», и Бажов, с его замечательными Уральскими сказами. Вот только, прочитав одну и ту же книжку, увидят они там совсем не одно и то же. Если попросить мальчика и девочку пересказать одно и то же произведение, то первый уделит больше внимания описанному действию, вторая же обратит внимание на чувства, ощущения, характеры героев и их описание.
Рейтинг жанров и тем художественной литературы в младшем подростковом возрасте
Тема, жанр | Девочки(%) | Мальчики(%) |
Приключения, «ужастики» | 12,5 | 20,2 |
О природе и животных | 21,6 | 14,6 |
О путешествиях | 14,2 | 14.2 |
Сказки, | 17,1 | 8,7 |
Фантастика, фентези | 10,7 | 16,2 |
О ребятах, сверстниках | 9,1 | 4,3 |
Весёлые книги | 8,5 | 3,4 |
Детективы | 5,5 | 9,2 |
Классика | 6,3 | 3,8 |
Книги о войне | 2,8 | 6,5 |
В старших классах разница вновь стирается по одной-единственной причине: резко возрастает доля тех, кто читает литературу в основном по школьной программе. Уходит мотив “интересно”, ему на смену идёт стимул “школьное задание”. А оно, как мы знаем, у нас одно и для юношей, и для девушек. Старшеклассники должны читать то, что им предписано программой. На всё остальное у них уже просто не остаётся времени. А если и остаётся, то спрогнозировать личные читательские интересы девушек и юношей не составляет труда: они читают то, что читает вся страна.
Девушки – “женские и любовные романы” (неважно, будь то заграничная Бертрис Смолл или наша Ек. Вильмонт), “женские детективы” (Д. Донцова, Т. Устинова, А. Маринина, Т. Полякова) и женские – опять же – журналы. Юноши предпочитают фантастику В. Головачёва, Н. Перумова, Р. Желязны, А Белянина, “мужские” детективы и журналы “компьютерно-автомобильной” тематики.
Рейтинг жанров и тем художественной литературы в подростковом возрасте.
Мальчики |
Девочки |
1. Фантастика, фентази |
1. «Романы для девочек», «женские романы» |
2. Приключения |
2. Современная проблемно-психологическая повесть о подростках |
3. Детектив |
3. Детектив |
Таким образом, сделаем вывод: читательские предпочтения девочек и мальчиков различны, и их необходимо учитывать при рекомендации списков для дополнительного, внеклассного, свободного и других видов чтения. Важно исключить из этих списков то, что без какого-либо контроля попадает на прилавки наших книжных магазинов, что читать, в ряде случаев, следует с большой осторожностью, а что-то лучше не читать совсем. Особенно детям, и мальчикам, и девочкам. Подход к выбору книг для девочек должен быть значительно более жестким, чем для мальчиков. Причиной этому, опять же, особенности восприятия. Мальчику неважно, каким изображен герой. Он борется со злом (открывает новые земли, планеты, укрощает стихию…), значит он – хороший. Девочке очень важно, как герой или героиня при этом выглядит. Она как бы «примеривает» роли героев на себя, часто неосознанно, но герои эти сильно влияют на ее дальнейшую жизнь. Не стоит покупать детям, независимо от пола, книгу, язык которой повторяет уличный молодежный сленг. Это не «реализм и изъяснение понятным современному ребенку языком», как оправдываются горе-писатели и издатели, это преступление против нашего великого языка и негативное воздействие на психику ребенка. Выбирая книги и для девочки, и для мальчика, нужно хотя бы бегло просматривать их. Так мы сможем защитить ребенка от большей части «некачественной» литературы. И тогда книги станут для них настоящими друзьями, принесут радость и, несомненно, огромную пользу.