Действия с десятичными дробями

Разделы: Математика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний в 5 классе.

Цели:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий с десятичными дробями;
    • закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
    • формировать навыки самостоятельной работы;
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
    • развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
    • расширение кругозора;
  • Воспитывающие:
    • воспитание познавательного интереса к предмету;
    • воспитание любви к малой родине.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • листы с текстами задач, с тестами для каждого ученика;
  • карточки учета на каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Учитель. Ребята, на предыдущих уроках мы учились складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби. Сегодня мы повторим и обобщим полученные знания. Кроме того, на этом уроке мы узнаем много интересного о нашем родном городе Воронеже.

Край мой воронежский, зори степные,
Яблони в белом цвету, как в снегу.
Край черноземный, частица России,
Я пред тобой в неоплатном долгу.

Р. Дерикот.

II. Проверка домашнего задания

Учитель. На дом вам было дано задание: Найти значение выражения: ((67,23 : 2,7) + 6,8) * 50. Чему равно значение этого выражения? Правильно: 1585.
1585 – год основания города Воронежа.
«По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руссии указу и по приговору бояр князя Федора Ивановича Мстиславского с товарищы на Сосне, не доезжая Оскола два днища, поставить велено город Ливны, а на Дону на Воронеже, не доезжая Богатово затону два днища, велено поставить Воронеж.»

III. Этап актуализации знаний учащихся

(Устная работа с использованием слайдовой презентации).

На экране появляется слайд с примерами на все действия с десятичными дробями.

Учитель. Давайте сформулируем правила действий с десятичными дробями, соответствующие записи под каждым примером.

(Ученики формулируют правила действий с десятичными дробями в ходе решения примеров).

Учитель. Выполнив цепочку вычислений, узнаем, кто руководил строительством города Воронежа.

1) 2,7 + 4,8;
2) 11,2 – 9,6;
3) 30 * 0,01;
4) 57,93 : 100;
5) 2,46 * 0,8;
6) 3 : 0,06;
7) 13,59 : 1,8.

Ответы:

  1. 7,5 – С
  2. 1,6 – А
  3. 3000 – Б
  4. 0,5793 – У
  5. 1,968 – Р
  6. 50 – О
  7. 7,55 – В

Крепость Воронежа XVII в. (на экране – изображение крепости Воронежа)

Воронежская крепость была построена под  руководством первого Воронежского воеводы Семена Федоровича Сабурова. На строительство города были присланы крестьяне из Данкова, Переславля Рязанского, Ряжска, а также плотники, стрельцы и другие служилые люди.
Воронеж вместе с городом Ливны стали первыми южными укрепленными городами в конце ХVI века, защищающими московское государство от набегов крымских и нагайских татар в придонских степях.

IV. Применение правил к решению задач

Учитель. А сейчас мы перейдем к решению задач. Первая задача связана с географическим положением города Воронежа. (Тексты задач лежат у каждого учащегося на парте)

Задача №1.

(После обсуждения задачи ее решение учащиеся записывают самостоятельно).

Ученик. Город Воронеж расположен на Восточно-Европейской равнине, на расстоянии 470 км от Москвы. Расстояние от Воронежа до Москвы по железной дороге равно 588 км, а по шоссе – 510 км. Из Воронежа в Москву одновременно отправились поезд и автомобиль. Скорость поезда 70 км/ч, а автомобиля – 75 км/ч. На сколько меньше времени потратил автомобиль на путь из Воронежа в Москву?

Ответ: на 1,6 часа.

Учитель. Географическое положение города Воронежа влияет на его климат. Воронеж расположен в зоне умеренного климата. Зима морозная, с устойчивым снежным покровом. Часто бывают оттепели. Лето теплое, часто – дождливое. Среднегодовая температура – +6,5 C°. Перейдем к решению следующей задачи.

Задача №2.

(Учащиеся решают самостоятельно).

Время года Весна Лето Осень
месяц март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь
средняя температура + 1,2 + 8,1 + 14,7 + 18,5 + 19,7 + 18,2 + 12,8 + 6,1 + 0,6

Задание: найти среднюю температуру в г. Воронеже за 9 месяцев.

Ответ: + 11,1 градуса.

Учитель. Воронежское водохранилище – самое крупное водохранилище в Центральном черноземье. Его длина равна 35 км, а ширина – 2 км. Средняя глубина водоема – 2,9 м.

Задача №3. (Самостоятельное решение)

Найдите площадь водного зеркала Воронежского водохранилища и его объем.

Ответ: 70 кв. км, 204 млн. куб.м.

Учитель. К большому сожалению, Воронежское водохранилище в настоящее время сильно загрязнено. Ведутся работы по увеличению средней глубины водоема с целью его очистки. Перейдем к следующему этапу работы. Чтобы узнать имя человека, который внес огромный вклад в развитие города Воронежа, нам требуется найти значение выражения.

(Выражение записано на листе заданий, который находится на парте у каждого ученика).

3,712: (7 – 3,8) + 1,3 * (2,74 + 0.66)

(У доски по очереди работают два ученика. Первый расставляет порядок действий и выполняет первые два действия, второй ученик выполняет оставшиеся три действия).

1) 7 – 3,8 = 3,2 – П
2) 2,74 + 0,66 = 3,4 – Е
3) 3,712: 3,2 = 1,16 – Т
4) 1,3 * 3,4 = 4,42 – Р
5) 1,16 + 4,42 = 5,58 – I

Ответ: Петр I.

(На экране изображение памятника Петру I)

Учитель. Второе рождение город пережил в 1696 году, когда по приказу Петра I были сооружены верфи, на которых был построен первый русский флот – 23 галеры и 4 брандера, среди них 36 пушечный галеас «Апостол Петр». В июле этот флот одержал свою первую победу под Азовом. С тех пор первый русский флот носит имя Азовского.
При Петре I было построено, не считая мелких судов, 105 крупных многопушечных кораблей, 28 фрегатов, 13 бомбардирских судов, 9 брандеров, причем из них в Воронеже 69 крупных кораблей, 7 бомбардирских судов и все 9 брандеров. Таким образом, в петровские времена Воронеж был самым крупным судостроительным городом. Став центром российского кораблестроения, Воронеж превратился в крупный индустриальный город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мануфактуры и мастерские. Что позволило за три месяца (февраль – апрель) создать довольно крупный парусно-гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города, запечатленный в веках.

VII. Физкультминутка

Учитель. Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем, вдохнем полной грудью свежего воздуха и под звуки песни о Воронеже совершим прогулку по нашему городу.

(Просмотр видеофильм о Воронеже под звуки песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Песня о Воронеже»).

VIII. Решение задач

Учитель. Во время Великой Отечественной войны, с июля 1942 по январь 1943 года, город находился в зоне боевых действий. Самые ожесточенные бои велись в районе железнодорожного узла, у областной больницы и на Чижовке. Воронеж был освобожден 25 января 1943 года в результате Воронежско-Касторненской операции. В ходе боев он был сильно разрушен, однако за 10 послевоенных лет полностью восстановился.

Задача № 4

Ученик. С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понёс значительный ущерб. По данным комиссии Государственного контроля в Воронеже было разрушено 18тыс. домов (92 % всех жилых зданий). Сколько домов было в Воронеже до начала боевых действий?

Решение: 18000 : 0,92 = 19565

Ответ: 19565 домов.

Учитель.  По сути дела Воронеж помешал гитлеровскому командованию выполнить главный замысел операции «Блиц», сходу овладеть Воронежем, выйти к Сталинграду, окружить и уничтожить части и соединения Юго-западного фронта. Этого не случилось. Воронежцы героически сражались с противником, задержав его на много дней.
Героизм воронежцев был беспримерен. В уличных боях три советских воина еще летом 1942 г. предвосхитили подвиг А. Матросова. Это были Абызов, Бовкун и Вавилов. Их именами названы улицы города Воронежа.
За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны 6 мая 1975 г. г. Воронеж был удостоен высокой награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Он поистине вошел в ратную летопись Отечества как город-крепость, город-герой.16 февраля 2008 года городу Воронежу присвоено почетное звание РФ «Город воинской славы».

IX. Тест

Учитель. Много сил приложили защитники города, чтобы победить врага. И вам придется потрудиться, чтобы справиться со следующим заданием.

(Тесты лежат на столах у каждого ученика)

1 вариант.

А

Вычислить:

  1. 9,4 + 13,16
  2. 5,73 : 0,3
  3. 8,15 – 0,3
  4. 7,8 * 0,03

Решите уравнение:

  1. 1,7х – 0,9х = 5,6
  2. (у + 4,5) : 7 = 1,2
2 вариант.

А

Вычислить:

  1. 7,2 – 4,15
  2. 8,1 + 3,29
  3. 0,04 * 6,9
  4. 2,46 : 1,2

Решите уравнение:

  1. 0,4а + 2,6а = 1,8
  2. (у – 1,8) : 8 = 0,7

(После выполнения тестовых заданий, учащиеся обмениваются тетрадями, простым карандашом проверяют работы друг друга и выставляют оценки).

Правильные ответы к заданиям теста и критерии оценивания высвечиваются на слайде.

Критерии оценок:

«2» – 1-3 задания;
«3» – 4-6 заданий;
«4» – 7-8 заданий;
«5» – 9-10 заданий.

После проверки теста и выставления оценок, учащиеся вновь обмениваются тетрадями, и каждый ставит свою оценку за тест в личную карточку учета. Карточки учета сдаются учителю.

(Учитель оценивает работы некоторых учащихся).

X. Итог урока

Учитель. В России найдется немного городов, которые на самых разных этапах ее исторического развития играли бы столь заметную роль, как Воронеж. Не раз он подвергался нашествиям врагов и варварским разрушениям, но всегда возрождался и становился в ряд наиболее значимых общественных, экономических, научных и культурных центров России.
Воронежский край знаменит своими писателями и поэтами. А. В. Кольцов, И. Н. Никитин, И.А. Бунин, О. Э. Мандельштам, С. Я. Маршак, А.П. Платонов, Г. Н. Троепольский и многие другие прославили воронежскую землю.

XI. Рефлексия

Учитель. Каждый из вас получил оценку за выполнение заданий теста. Я предлагаю вам самим оценить свои знания по теме «Действия с десятичными дробями» разместив себя на ступеньках «Лесенки достижений».
«Лесенка достижений» расположена на доске и состоит из трех кармашков с отметками «3», «4», «5».
Если вы считаете, что усвоили эту тему очень хорошо, то при выходе из класса опустите в кармашек с отметкой «5» соответствующий жетон и так далее.

XII. Домашнее задание

Повторить правила действий с десятичными дробями.

Литература:

  1. Виленкин Н. Я. Математика, учебник для 5 класса. – М.: 2008.
  2. Программа по математике.
  3. Чесноков А.С., Нешков К.М. Дидактические материалы по математике для 6 класса – М.: «Просвещение», 1999.
  4. http://wikipedia.ru