Перспективное планирование занятий по ручному труду
Старшая группа
Сентябрь
1 неделя – «Бусы для куклы».
Программное содержание: учить детей нанизывать
бусины, на нитку развивая глазомер, твёрдость
руки, мелкую моторику пальцев, составлять из
бусин красивый орнамент, развивать эстетический
вкус.
3 неделя – «Колокольчик и тюльпан» – картина из
бисера на пластилине. Коллективная работа.
Программное содержание: учить работать бисером
на пластилине, развивать воображение, фантазию,
мелкую моторику, готовить руку к работе с
иголкой, воспитывать усидчивость, создавать
коллективную
работу.
Октябрь
1 неделя – «Знакомство с тканью».
Программное содержание: познакомить детей с
образцами тканей: ситец, бязь, драп, шёлк, фланель,
искусственный мех, мешковина; учить определять
на ощупь, видеть структуру тканей, воспитывать
художественный, эстетический вкус.
3 неделя – «Кораблик» – аппликация из ткани.
Программное содержание: учить работать с
шаблоном, вырезать выкройку, наклеивать на
салфетку.
Ноябрь
1 неделя – «Гномик» – аппликация на ткани.
Программное содержание: учить работать с
шаблоном, вырезать выкройку, наклеивать на
салфетку.
3 неделя – «Знакомство с Королевой Иголочкой».
Программное содержание: познакомить детей со
швейными принадлежностями, с правилами
безопасности при работе с ними, учить отгадывать
загадки.
Декабрь
1 неделя – «Волшебная иголка».
Программное содержание: знакомство с нитками, с
приёмами работы с иголками, учить правильно,
обращаться с иголкой, вдевать нитку, завязывать
узелок.
3 неделя – «Волшебная иголка».
Программное содержание: продолжить учить
вдевать нитку в иголку, завязывать узелок,
выполнять шов «вперёд иголку» по картону и
пластмассовой рамки.
Январь
1 неделя – «Рождественские каникулы»–
подготовка и оформление детскими работами.
3 неделя – «Экскурсия в ателье».
Программное содержание: познакомить детей с
профессии швеи, с процессом изготовления одежды,
расширить кругозор, воспитывать уважение к труду
людей.
Февраль
1 неделя – Беседа «Как шьют платья».
Программное содержание: уточнить и обобщить
знания детей о процессе пошива платья, о трудовых
явлениях, подвести к размышлению о значимости
труда в жизни людей, развивать мыслительную
деятельность детей.
3 неделя – «По лесной дорожке» – по картону.
Программное содержание: продолжить учить
выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок, развивая мелкую
моторику.
Март
1 неделя – «Рыбка».
Программное содержание: продолжить учить
выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок, развивая мелкую
моторику.
3 неделя – «Грибок» – объемная игрушка.
Программное содержание: вдевать нитку в иголку,
завязывать узелок, развивая мелкую моторику,
учить .выполнять рисунок по трафарету, вырезать
его, сшивать игрушку швом «через край».
Апрель
1 неделя – «Домик и ёлочка» – по трафарету.
Программное содержание: учить выполнять шов
«Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку,
завязывать узелок, развивая мелкую моторику.
3 неделя – «Домик и ёлочка» – продолжение.
Программное содержание: учить выполнять шов
«Вперёд иголку», вдевать нитку в иголку,
завязывать узелок, развивая мелкую моторику.
Май
1 неделя – «Теремок» – аппликация.
Коллективная работа.
Программное содержание: закреплять умение
вырезать ножницами из ткани овальные предметы,
развивать творческую активность.
3 неделя – «Салфетка».
Программное содержание: учить украшать салфетку
цветными нитками, швом «Вперёд иголку»,
развивать творческое воображение, аккуратность
в работе.
Подготовительная группа
Сентябрь
2 неделя – «Встреча с Королевой Иголочкой».
Программное содержание: продолжить знакомство с
иглой, с инструментами для шитья, расширения
кругозора детей.
4 неделя – «Истории Королевы иголочки».
Программное содержание: познакомить детей с
интересными фактами из истории вещей: иголки,
пуговицы, утюга, напёрстка, заинтересовать детей
занятиями ручным трудом.
Октябрь
2 неделя – «Изготовление игольницы».
Программное содержание: вспомнить знакомые швы
«через край», «вперёд иголку», изготовить
индивидуальную игольницу.
4 неделя – «Пришивание пуговиц с двумя
отверстиями».
Программное содержание: учить пришивать
пуговицу параллельным способом, вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок, закреплять нить в
конце шва.
Ноябрь
2 неделя – «Пришивание пуговиц с четырьмя
отверстиями».
Программное содержание: продолжать учить
пришивать пуговицы способом «крест», закреплять
шов.
4 неделя – «ИЗОнить».
Программное содержание: знакомство с нитяной
графикой, с историей возникновения, со способами
работы с нитью.
Декабрь
2 неделя – «Цветок» – ИЗОнить.
Программное содержание: учить выполнять цветок
по окружности, делать проколы иголкой, подбирать
нить по цвету.
4 неделя – «Экскурсия в швейную мастерскую».
Программное содержание: познакомить детей с
профессией швеи, с процессом изготовления
одежды, расширить кругозор, воспитывать уважение
к труду людей.
Январь
2 неделя – «Ателье для кукол».
Программное содержание: продолжить учить
пользоваться иголкой, знакомыми швами шить
фартук для кукол и воротнички для зверей,
развивать мелкую моторику.
4 неделя – «Мешочки для секретов».
Программное содержание: продолжить учить
выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок, развивая мелкую
моторику, украшать мешочек аппликацией.
Февраль
2 неделя – «Шапочка для куклы».
Программное содержание: продолжить учить
выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок, развивая мелкую
моторику, украшать шапочку аппликацией.
4 неделя – «Салфетка» – подарок маме.
Программное содержание: продолжить учить
выполнять шов «Вперёд иголку», вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок, развивая мелкую
моторику, делать бахрому путём выдёргивания
нитей.
Март
2 неделя – «Закладка для книг» – ИЗОнить.
Программное содержание: продолжить учить
работать с ИЗОнитью, делать разметку для вышивки.
4 неделя – беседа «Откуда пришла одежда».
Программное содержание: уточнить знания детей об
одежде, как и где её изготавливают, из каких
тканей, воспитывать уважение к труду.
Апрель
1 неделя – «Знакомство с ручным ткачеством».
Программное содержание: познакомить с историей
возникновения ткачества, с детским ручным
станком, прялкой, учить простейшим приёмом
ткачества – пестроткань.
2 неделя – Посиделки «У бабушки Наталии»
3 неделя – «Пуговичный город».
Программное содержание: учить подбирать ткань и
пуговицы для картины, составлять композицию,
вышивать швом «Вперёд иголкой», пришивать
пуговицы «параллельно» и крестом.
Май
1 неделя – «Пуговичный город» – продолжение.
Программное содержание: учить подбирать ткань и
пуговицы для картины, составлять композицию,
вышивать швом «Вперёд иголкой», пришивать
пуговицы «параллельно» и крестом.
2 неделя – беседа «От хлопка до ткани».
Программное содержание: закрепить знания о труде
текстильщиков, ткачих, заинтересовать ручным
ткачеством, к этапам создания тканей.
3 неделя – «Мы умеем шить» – выставка детских
работ.
Программное содержание: показать результаты
работ за год, чему научились, как владеют иглой,
умеют подбирать нить по цвету, порадовать
родителей своими успехами.
Беседа с детьми «Как шьют платье?»
Цель: уточнить и обобщить знания детей о процессе пошива платья, развивать знания детей о трудовых явлениях, подвести детей к размышлению о значимости труда в жизни людей и самого ребенка, развивать и обогащать мыслительную деятельность детей.
Ход беседы:
1. Разговор с детьми о прошедшей экскурсии в ателье.
– Где можно сшить одежду?
– Кто ее шьет?
– С чего начинается пошив платья?
– Кто начинает шить платье?
– Какие инструменты необходимы закройщику?
– Как швеи распределяют между собой работу?
– Как помогают швейные машины а работе?
Воспитатель обобщает высказывания детей?
2. Ребята, мы вспомнили о художнике модельере,
который разрабатывает различные модели платьев;
о закройщике, который воплощает идеи
художника-модельера в реальность; швее, которая
шьет по готовым выкройкам изделия.
Теперь мы с вами поняли, что без этих людей мир
покажется нам некрасивым и скучным.
3. А теперь я хочу вместе с вами отправиться на экскурсию, а вы мои помощники – продолжите ...
Мы отправляемся к швейному ателье.
– Кто построил это здание?
– Кто сделал швейные машины, инструменты?
– Кто сделал столы, стулья?
– Откуда пришли к нам нитки? (белые, красные,
синие, черные..?)
– Откуда берется ткань на прилавках в наших
магазинах?
4. Проблемные вопросы:
– Почему много людей участвуют в создании
одежды?
– Какая самая главная профессия: ткачихи, швеи,
модельера, закройщика?
– Почему надо беречь вещи, одежду?
5. Игра «Да и нет»
Выводы: ответы детей.
Экскурсия в швейное ателье
Цель: познакомить детей с процессом шитья одежды, показать как взрослые распределяют между собой работу, как помогают им машины, активизация словаря: швея, закройщик, художник-модельер.
Предварительная работа: рассматривание журналов «Модели одежды» и др. Беседа о художниках-модельерах. Игра «Модельер». Рисование моделей одежды для кукол.
План экскурсии.
1 . Наблюдение за работой закройщика.
Рассказ закройщика.
Вопросы к детям:
– Почему закройщик рисует на ткани мелом, а не
ручкой?
– Как называются инструменты, используемые
закройщиком?
– Каково их назначение?
– Нужны ли такие инструменты в детском саду?
2. Наблюдение за работой швеи.
Обратить внимание детей за тем, как быстро и слаженно работает за электрической швейной машиной швея, как стачиваются выкройки и обрабатываются швы.
3. Наблюдение за работой швеи, работающей на
петельной машине.
Обратить внимание детей, как ловко и быстро,
аккуратно получаются петельки для пуговиц на
халате? Сколько петель на нем?
4. Наблюдение с детьми за работой швеи на машине по пришиванию пуговиц. Как крепко пришиты пуговицы. Почему в ателье пользуются этой машиной?
5. Наблюдение за работой швеи-утюжительницы.
6. Итог работы швеи.
Пришивание к изделию ценника. Для чего он нужен? Что указано на нем? (модель изделия, размер, рост, цена)
7. Экскурсия на склад готовой продукции.
Обратить внимание детей на то, что все изделия
упакованы, на упаковках наклеены этикетки.
Для образца на витринах выставлены изделия,
которые можно купить или заказать.
8. Дети благодарят работников ателье и обещают
прийти вместе с родителями за покупками.
Заведующая швейного ателье дарит детям кусочки
тани для занятий по ручному труду.
Игровое занятие «Теремок»
Цели:
- учить из ткани вырезать и наклевать мордочки животных, передавать форму основных частей, характерные признаки (форма головы, ушей).
- развивать творческую активность, воображение, развивать мелкую моторику, пересказывать содержание сказки.
Развивающая среда. Теремок из ткани с
окнами для животных, ткань цветная
для изображения мышки, лягушки, лисы, зайца,
волка, белки, медведя, трафареты животных, мел
портняжный.
Предварительная работа. Чтение сказки
С. Маршака «Теремок»,
дидактическая игра «Загадки», рисование по
сказке
Ход занятия:
Воспитатель: Стоит в поле Теремок,
Теремок...
Кто в Теремочке живет? (Показывает теремок)
Загадки:
1. Маленький шарик, под лавкой шарит. (Мышь)
2. Выпуча глаза сидит,
По-французки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)
3. Маленький, беленький
По лесочку прыг, прыг
По снежочку тык, тык. (Заяц)
4. Рыжая плутовка
По лесу гуляет,
Хвостом лес заметает. (Лиса)
5. Серовато, зубовато
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
6. Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки,
В стаде не пасется
И в руки не дается. (Медведь)
Детям предлагаются конверты с заданиями, в которых лежат трафареты животных и кусок ткани. Детям предлагается вырезать мордочку животного и поселить в Теремочке. При этом воспитатель напоминает о правилах безопасности при работе с ножницами. Затем дети украшают мордочку животных дополнительными деталями. В ходе занятия дети сочиняют продолжение сказки.
Работа предназначена для украшения групповой комнаты.