Звуки [п], [п']. Буквы П, п. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии: игровая, исследовательская.

Цели:

  • познакомить с новыми согласными буквами и звуками;
  • развивать фонематический слух, речь, исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения;
  • формировать навыки орфоэпически правильного слогового, сознательного, выразительного чтения.

Оборудование: предметные картинки, «Уроки бабушки Совы» (мультимедийный диск), слоги – слияния, сигнальные карты, схемы слов, карточки – тексты для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение. Актуализация знаний

а) На доске:

а  о  т  и  у  в
р  к  ы  л  н  с

– Что вы видите на доске? (Буквы)
– На какие группы их можно разделить? (Буквы, обозначающие согласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки)
– Что мы знаем о гласных звуках? (Поются, бывают ударными и безударными, образуют слог)
– Что вы можете сказать о согласных звуках? (При произношении встречают препятствия, бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, и т.д.)

Задание: из данных букв составить слова.

б) Проверка

– Какие слова получились?

III. Постановка темы и цели урока

а) Просмотр мультимедийного диска «Уроки бабушки Совы» (5 минут)

– Какова тема нашего урока? (Буква П, п)
– Какие запомнили слова?
– Какая задача стоит перед нами? (Какие звуки обозначает эта буква)

IV. Работа над новым материалом

– Какие предметы изображены на доске? (Перо, повар, пила, пальма, пчела, паук, петух)
– На какие группы можно разделить эти предметы? (Одушевленные и неодушевленные и т.д.)
– Что объединяет их? (Слова начинаются на букву П)
– Произнесите первый звук и понаблюдайте. Какие это звуки? (Согласные, глухие)
– Какой буквой обозначим звуки [ п ], [п’]?

На доске запись:

– Где буква П,п находится на ленте букв?
– На какие группы можно разделить слоги? (Слоги с твердым согласным звуком и с мягким согласным звуком)

Задание: составить слоги – слияния и записать их по группам

– Почитаем хором
– Теперь подведем итог. Расскажите все, что вы узнали о букве П.

V. Физминутка

VI. Обобщение, систематизация

1) Работа в группах

– Откройте конверт с №1
– Что вы видите? (Схемы слов)

Задание:

– К картинкам, которые изображены на доске, подобрать схемы слов.

1 группа – 1 и 2 картинка
2 группа – 3, 4 картинка
3 группа  – 5, 6 картинка

2) Проверка

3) Работа с предложением

«Кто больше запомнит слов»

Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Пёрышки почистил.

– Что интересного заметили?
– Что я вам прочитала? (Текст)
– Из чего состоит текст? (Из предложений)
– Что такое предложение?
– Назовите слова, в которых звук [п] твердый, слова в которых звук  [п’] мягкий.

Задание: составьте предложения, в которых все слова начинаются на букву П. (Выбрать одно предложение, составить схему предложения, пиктограмму; один ученик у доски с комментированием)

4) Проверка

5) Индивидуальная работа с текстом

– У вас в конверте №2 лежат для каждого задания. Раздайте. Подпишите. Прочитайте текст.

Покупки.
Папа купил Пете пенал для цветных карандашей и ручки. Вера попросила папку для тетрадей и пластилин. А маленькой Лене подарили говорящую куклу. Павлику подарили кисти и краски.

– О чем идет речь в тексте?
– Что купил папа?
– Какой предмет является лишним? (Кукла, т.к. это игрушка, все остальные предметы – это школьные принадлежности)

Задание: найти слова, в которых встречается буква П. Обвести синим кружком букву П, если она обозначает твердый согласный звук и зеленым цветом  – мягкий звук.

– Кто выполнит задание, положите свои работы в конверт №2.

VII. Итог урока

– Что было на уроке главное?
– Какой вывод мы сделали?