Тип урока: урок изучения нового материала.
Технологии: игровая, исследовательская.
Цели:
- познакомить с новыми согласными буквами и звуками;
- развивать фонематический слух, речь, исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения;
- формировать навыки орфоэпически правильного слогового, сознательного, выразительного чтения.
Оборудование: предметные картинки, «Уроки бабушки Совы» (мультимедийный диск), слоги – слияния, сигнальные карты, схемы слов, карточки – тексты для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение. Актуализация знаний
а) На доске:
а о т и у в
р к ы л н с
– Что вы видите на доске? (Буквы)
– На какие группы их можно разделить? (Буквы,
обозначающие согласные звуки и буквы,
обозначающие гласные звуки)
– Что мы знаем о гласных звуках? (Поются, бывают
ударными и безударными, образуют слог)
– Что вы можете сказать о согласных звуках? (При
произношении встречают препятствия, бывают
твердыми и мягкими, звонкими и глухими, и т.д.)
Задание: из данных букв составить слова.
б) Проверка
– Какие слова получились?
III. Постановка темы и цели урока
а) Просмотр мультимедийного диска «Уроки бабушки Совы» (5 минут)
– Какова тема нашего урока? (Буква П, п)
– Какие запомнили слова?
– Какая задача стоит перед нами? (Какие звуки
обозначает эта буква)
IV. Работа над новым материалом
– Какие предметы изображены на доске? (Перо,
повар, пила, пальма, пчела, паук, петух)
– На какие группы можно разделить эти предметы?
(Одушевленные и неодушевленные и т.д.)
– Что объединяет их? (Слова начинаются на букву
П)
– Произнесите первый звук и понаблюдайте. Какие
это звуки? (Согласные, глухие)
– Какой буквой обозначим звуки [ п ], [п’]?
На доске запись:
– Где буква П,п находится на ленте букв?
– На какие группы можно разделить слоги? (Слоги
с твердым согласным звуком и с мягким согласным
звуком)
Задание: составить слоги – слияния и записать их по группам
– Почитаем хором
– Теперь подведем итог. Расскажите все, что вы
узнали о букве П.
V. Физминутка
VI. Обобщение, систематизация
1) Работа в группах
– Откройте конверт с №1
– Что вы видите? (Схемы слов)
Задание:
– К картинкам, которые изображены на доске, подобрать схемы слов.
1 группа – 1 и 2 картинка
2 группа – 3, 4 картинка
3 группа – 5, 6 картинка
2) Проверка
3) Работа с предложением
«Кто больше запомнит слов»
Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Пёрышки почистил.
– Что интересного заметили?
– Что я вам прочитала? (Текст)
– Из чего состоит текст? (Из предложений)
– Что такое предложение?
– Назовите слова, в которых звук [п] твердый,
слова в которых звук [п’] мягкий.
Задание: составьте предложения, в которых все слова начинаются на букву П. (Выбрать одно предложение, составить схему предложения, пиктограмму; один ученик у доски с комментированием)
4) Проверка
5) Индивидуальная работа с текстом
– У вас в конверте №2 лежат для каждого задания. Раздайте. Подпишите. Прочитайте текст.
Покупки.
Папа купил Пете пенал для цветных карандашей и
ручки. Вера попросила папку для тетрадей и
пластилин. А маленькой Лене подарили говорящую
куклу. Павлику подарили кисти и краски.
– О чем идет речь в тексте?
– Что купил папа?
– Какой предмет является лишним? (Кукла, т.к.
это игрушка, все остальные предметы – это
школьные принадлежности)
Задание: найти слова, в которых встречается буква П. Обвести синим кружком букву П, если она обозначает твердый согласный звук и зеленым цветом – мягкий звук.
– Кто выполнит задание, положите свои работы в конверт №2.
VII. Итог урока
– Что было на уроке главное?
– Какой вывод мы сделали?