Задачи:
- Развивать координацию движений, мимическую и артикуляционную моторику, умение двигаться в пространстве, находясь в коллективе.
- Воспитывать произвольное внимание, слуховую и двигательную память, эмоционально – волевую сферу, чувство темпа и ритма.
- Развивать артикуляцию и дикцию; активизировать словарь, связанный с темой, совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа в родительном падеже), развивать фразовую речь.
Оборудование: игрушки – животные; схемы для развития мимической мускулатуры, ритмо-схемы «Капли дождя», шумовые музыкальные инструменты, фонограмма.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Вокальное музицирование «Приветствие»
Дети входят в зал, произвольно останавливаются.
Музыкальный руководитель. Давайте поздороваемся, споём: «Здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой).
Хором и индивидуально.
Логопед. А теперь поздороваемся друг с другом.
Дети протягивают правую руку в центр круга. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
С концом последней фразы нужно выбрать себе партнёра и протянуть ему правую руку.
II. Основная часть
1. Упражнение на развитие голоса и артикуляции «Гудок»
Логопед. Сегодня мы отправимся в путешествие в зоопарк.
Звучит театральный шум « Поезда».
Дети определяют, на чём они поедут, подражая
гудку паровоза. Сила звука регулируется
дирижёрским жестом.
Дети. У-У-У – громко; у-у-у – тихо.
2. Упражнение на совершенствование грамматического строя речи
Логопед. Дети, чего у поезда много?
Дети. У поезда много вагонов, колёс, окон, дверей.
Логопед. Занимайте места, поезд отправляется.
Встают друг за другом, руки на плечах. Поют:
«Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колёс,
Две трубы и сто колёс,
Машинистом – рыжий пёс.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к зайцам и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час».В. Татаринов
3. Упражнение на развитие слухового внимания
Логопед. Куда мы приехали?
Дети. В зоопарк.
Логопед. Зоопарк большой и, чтобы не заблудиться. Нужно быть внимательным. Под спокойную музыку мы погуляем, посмотрим по сторонам. Услышав один удар бубна – остановитесь, два удара – встаньте в пары.
Звучит музыка Ломовой «Прогулка». Дети выполняют.
Логопед. Молодцы, все были внимательными, никто не потерялся. Можно отправляться дальше. В зоопарке много животных.
4. Упражнение на развитие артикуляционной моторики
Логопед. Посмотрите, кто это?
Дети. Это бегемот.
Логопед. Он только что проснулся и зевает. Давайте и мы «позеваем».
– Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать его в таком положении 5-10 секунд и медленно закрыть. Далее: упражнения для языка «Лопатка», «Качели».
Дети выполняют.
Логопед. Молодцы, идём дальше.
5. Развитие мимической мускулатуры
Логопед. Кто это?
Дети. Это обезьяна.
Логопед. Обезьяна умеет кривляться. Давайте и мы попробуем.
Логопед показывает схематичное изображение обезьянки – сердилки, обезьянки – страшилки, обезьянки – дразнилки, обезьянки – смешилки. Дети делают соответствующее выражение лица.
6. Упражнение на развитие чувства ритма.
Логопед. Ой, ребята, пока мы играли с обезьянкой, начался дождик. Встанем в круг и споём песенку о дожде.
Дети поют песню «Осень наступила», слова и музыка С.Насауленко.
«Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки,
Дождик, землю поливай,
С нами поиграй!»
(На припеве, дети в ритм музыки, стучат указательным пальцем по ладошке).
Логопед. А теперь «поиграем» с дождиком. «Прочитаем» и отхлопаем схемы.
II I II – ти-ти та ти-ти; II II I – ти-ти ти-ти та; и т.п.
6. Упражнение на развитие артикуляции, дикции, фонематического слуха
Логопед. Молодцы. Вот и дождик закончился, отправляемся дальше. Ребята, а это кто?
Дети. Это лиса.
Логопед. В слове «лиса» есть звук «С»?
Дети. Да, в слове «лиса» есть звук «С».
Логопед. При произнесении звука «С» губы в «улыбке», кончик языка за нижними зубами. Произнесём звук «С» (хором и индивидуально).
Логопед. Послушайте и повторите за мной:
СА-СА-СА – вот она лиса;
СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы лисы.
Логопед. А кто боится лисы?
Дети. Зайцы.
Логопед. А вот и заяц.
7. Речевая игра
Логопед. Давайте поиграем с зайцем.
Дети встают в круг, проговаривают и выполняют движения:
«Зайка серенький сидит, Дети стоят по кругу
Он ушами шевелит. Подняв кисти рук к голове,
Вот так, вот так поворачивают их то в одну, то
Он ушами шевелит. в другую сторону.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.
Надо лапочки погреть. Хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок.
Надо зайке поскакать. Прыгают на двух ногах.
Зайку кто-то испугал, Логопед хлопает в ладоши,
Зайка прыг… и ускакал». дети разбегаются.
8. Инструментальное музицирование «Оркестр»
Логопед. А теперь, разместившись на этой полянке, мы сыграем на музыкальных инструментах для зверей (шумовой оркестр под музыку А.И. Бурениной «Танец месяца и звёздочек»).
9. В заключение – релаксация
III. Заключительная часть
Логопед. Молодцы. Наше путешествие подошло к концу. Где мы побывали?
Дети. В зоопарке.
Логопед. Кого видели?
Дети. Бегемота, обезьяну, лису, зайца.
Логопед. Как можно их назвать, одним словом?
Дети. Животные.
Логопед. В какие игры мы играли?
Логопед оценивает деятельность детей. Предлагает отправиться на поезде обратно в детский сад. Дети встают друг за другом, впереди логопед. Под фонограмму «Поезд» топающим шагом в темп музыки «уезжают» в группу.
Литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика // методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: Каро, 2005 г.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. М.: Akademia, 2005 г.