В гостях у снеговика Тимошки. Итоговое логоритмическое занятие в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия


В настоящее время у детей с нарушениями речи, часто наблюдается не сформированность   общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Набирая детей с общим недоразвитием в старшую логопедическую группу нашего детского сада, мы наблюдаем у детей нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушена осанка, походка и грация движений.Так как развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание мы уделяем логоритмическим занятиям.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку  В задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки,  речевые и музыкальные игры.

Цели:

  • Логопедическая:
    • закреплять правильное произношение звука [с]
  • Лексическая:
    • обогащать словарь детей по теме «Зима».
  • Грамматическая:
    • упражнять в согласование прилагательных с существительными
  • Развивающие:
    • развивать фонематическое восприятие,
    • развивать двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки,
    • развивать артикуляционную моторику,
    • развивать слуховое внимание и двигательную память,
    • развивать творческую фантазию и воображение,
    • совершенствовать общую и мелкую моторику.
  • Воспитательная:
    • воспитывать  интерес к логоритмическим занятиям, нравственно-эстетическое чувство.

Оборудование: атрибуты костюмов Снеговика и Снегурочки; следы лисы на бумаге, снежинки; украшение зала: снежинки, мишура, ёлочные украшения; магнитофон, музыкальные записи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Снегурочка. Здравствуйте, дети и взрослые! Здравствуйте, гости дорогие! Наверно устали? Долго ждали?  Посидите – отдохните и меня послушайте.

Смотрят дети из окна
На дворе уже зима,
Холод, стужу и мороз
Ветер северный принес.

– Мы с вами отправляемся на прогулку, но сначала отгадайте загадку.

Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала?

Дети: Это снежинка.

Снегурочка. Дети встаньте в круг, и мы потанцуем со снежинками

Упражнения для рук «Маленькие снежинки»

Маленькие снежинки (дети поднимают с пола снежинки и выполняют плавные движения руками, то поднимая, то опуская их)
Кружатся, летят,
В воздухе танцуют –
Это снегопад.
Маленькие снежинки – (опускают руки со снежинками вниз).
На земле лежат.
Их укрыл от ветра (приседают и кладут снежинки на пол)
Белый снегопад.

Снегурочка.

А снежинки все вокруг
Кружатся, летают,
Снежным покрывалом
Землю укрывают.
Вот и снегопад начался.

Дыхательное упражнение «Снегопад»

Снегурочка.  Давайте подуем вместе с вами на снежинки, и они дружно разлетятся (вдох через нос, а выдох через рот, губы вытянуты вперед).

Двигательное упражнение «Дорожка» на мелодию русской пляски «Топотуха»

Мы по снегу идем, идем,
Громко топать мы начнем, начнем.
Топа-топа, топа-топа-топ!
Мы метелку возьмем, возьмем
Снег с дорожки уберем, уберем
Шик-шик, шик-шик, шик-шик!
По дорожке пойдем гулять,
Будем ножками весело стучать
Топа-топа, топа-топа-топ!

Снегурочка. Ребята, а где это мы с вами оказались?

Дети. В лесу!

Снегурочка.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!

– Посмотрите вокруг. Что вы увидели?

Дети. Лес, здесь много снега.

Стихотворение с движением «Как на горке снег» (И.Токмакова)

Как на горке – (дети поднимают руки вверх)
Снег, снег,
И под горкой – (опускают руки вниз)
Снег, снег,
И на елке – (соединяют ладони над головой «домиком»)
Снег, снег,
И под елкой – (опускают руки вниз).
Снег, снег,
А под елкой спит (кладут под щеку ладошки и закрывают глаза)
Медведь.
Тише, тише. Не шуметь! (грозят пальцем)

Снегурочка. Посмотрите, что здесь на снегу?

Дети. Следы.

Снегурочка. Чьи следы?

Дети. Лисьи.

Снегурочка. Давайте пройдем по следам.

Чистоговорка «Чьи следы?» (автоматизация звука [с] в слогах и словах)

Су-су-су – много снега в лесу,
Сы-сы-сы – вот следы лисы,
Са-са-са – вот бежит лиса,
Сы-сы-сы – не догнать нам лисы.

Снегурочка. Посмотрите как много снега в лесу, давайте поиграем в снежки. Слепим снежок и бросим. Кто дальше? На каждый бросок проговариваем слоги: ас, ыс, ос, ус, ис.
А теперь похрусти снежком и послушай, что он тебе расскажет.

Иско-иско-иско – солнце зимой низко,
Аска-аска-аска – кругом из снега сказка,
Исто-исто-исто – снег все спрятал чисто.

Инсценировка «Живой снеговик»

Снегурочка. Дети давайте с вами поиграем.

День веселый и морозный,
День искрится,словно звезды.
Плакать некогда нам, братцы,
В лесу есть чем нам заняться!
Снега надо наносить
И снеговика слепить.
Эй, ребята, дружно, смело
Принимаемся за дело…
Занялись мы вместе лепкой,
Ком скатали крепкий – крепкий.
И поставили на нем
Мы второй и третий ком.
Вот шапка – я ведро принес,
А вот морковка – это нос.
А я нашел два уголька,
Это будут два глазка.

Снегурочка. Дети, кто же это у нас получился?

Дети. Да это снеговик.

Снеговик. Здравствуйте, дети! Я веселый снеговик Егорка. Давайте вместе споем песню и поиграем.

Подвижная игра «Снеговик Егорка» (вариант текста и музыкаМ. Картушиной)

Лихо, сдвинув набекрень (дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Старое ведерко,
Прислонился на плетень (останавливаются)
Снеговик Егорка
У него пылает нос (приставляют руки к носу, показывая длинный нос)
Весело и ярко.
На дворе стоит мороз, (скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
А Егорке жарко. (вытягивают руки вперед)
Приглашает он ребят (манят руками)
Прокатиться с горки. (поднимают руки вверх и резко опускают вниз)
Глазки весело блестят, (ставят руки на пояс и качают головой)
Радостно Егорке.
Раз-два! Раз-два-три! (хлопают в ладоши)
Нас, Егорка, догони! (хлопают ладошками по коленкам)

(Дети разбегаются, а Снеговик их догоняет.)

Снеговик. Ох, устал я!

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.

Артикуляционные упражнения для языка

Снегурочка. Давайте улыбнемся Снеговику и покажем свои зубы – упражнение «Заборчик» (зубы сомкнуты, губы в улыбке), а теперь покажем язык – упражнение «Лопатка» (губы в улыбке, язык расслабленный лежит на нижней губе). Подуем на язык – упражнение «Ветерок» (язык расслабленный лежит на нижней губе, дуем на кончик языка). Уберем язык за зубы и покажем, какие они чистые – упражнение  «Чистим зубы» (кончиком языка проводим по внутренней стороне верхних и нижних зубов). А теперь оставьте  язык за нижними передними зубами и пустите ветерок: с-с-с… У вас получился любимый звук Снеговика.

Снеговик. Спасибо, ребята!Я рад знакомству с вами!До свидания, приходите еще ко мне в гости!

Дети. До свидания, Снеговик!

Итог занятия

Снегурочка. Наша прогулка по зимнему лесу закончилась,пора возвращаться в детский сад. А дорогу найти нам помогут следы. Чьи следы?

Дети. Лисьи следы.

Снегурочка. Отправляемся в путь по лисьим следам.