Обоснование темы проекта
Сегодня, в период значимых перемен в социально – культурном и экономическом облике страны, особенно остро встал вопрос о повышении качества образования как направляющей силы осуществления преобразований.
Процесс преобразования знаний во второй половине ХХ века начал играть значительную постоянно возрастающую роль в жизни человека. Возникает острая потребность в овладении большим и разноплановым объёмом знаний.
Профильное обучение позволяет более целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, шире задействовать возможности самой системы образования, обеспечить разноуровневое и разноспособное учение и, опираясь на склонности и способности учащихся, удовлетворить их образовательные способности, дать им возможность выбрать свою траекторию образования. Следовательно, организуемая учебная деятельность должна включать такие существенные элементы, как:
- определение целей,
- поиск средств и способов их достижений,
- оценку и самооценку собственных возможностей.
Основная причина повышения интереса к качеству образования заключается в том, что образование в современном мире слабо отвечает потребностям и запросам человека и общества с позиции социального и личностного самоопределения, профессиональной мобильности человека, а это в первую очередь и является показателем качества образования. Таким образом, качество образования как составляющая его значимости играет важную роль в развитии личности учащегося и его осознания себя полноценным человеком.
На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества рассматривается как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая в условиях быстро меняющегося мира должна обеспечить:
- воспроизводство культурного потенциала;
- ускорение научно-технического прогресса, стабильное развитие экономики;
- готовность к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.
Социальное здоровье выпускника школы, а значит, его психологическое и физическое здоровье, проявляется в заданной со школьных времен предрасположенности к успешной реализации своего профессионального и в целом жизненного предназначения. Специально организованная образовательная поддержка учителя на этапе создания программ профильного обучения поможет ему включить в систему своей работы так называемые надпредметные задачи. Их успешное решение педагогическими средствами даст возможность школьникам познать свои возможности в контексте выполнения групповой проектной деятельности, развивать гибкость в общении, социальную смелость, стать более уверенными в своих силах. С.Л.Рубинштейн сказал: «Воспитывать – это значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни». – Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. 1976, с. 368. Оказывая психолого-педагогическую поддержку учащимся в выборе профессии, необходимо:
- сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к школьникам, будущим профессионалам,
- способствовать развитию у школьников отношению к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда,
- способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Мы считаем, что необходимо проводить работу по выбору профессии гораздо раньше, начиная с начальных классов. В рамках ОЭП «Создание условий самоопределения школьников через использование технологий проектирования и дистанционного обучения» с целью ознакомления со специальностями профессий «Человек – природа» разработан данный проект «Цветик-семицветик». Почти каждый ребенок проявляет интерес к определенному роду занятий уже к десяти годам. Если правильно общаться с ребенком, он будет учиться и развиваться в направлении профессии, которая ему нравится. В соответствии с психологическими особенностями младшего школьного возраста, проект «Цветик-семицветик» предполагает знакомство с профессиями «Человек – природа».
Анализ исходной ситуации, проблемы
В условиях критической ситуации, в которой оказалось современное поколение, обращение к определённой системе ценностей, связанных с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, является важным компонентом становления ценностных и смысловых ориентаций молодёжи. Профильное содержание школьного гуманитарного образования в большей степени может способствовать самоопределению и самоорганизации учащихся, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.
Учитывая сложившуюся ситуацию, проблемы в предпрофильном и профильном образовании, мы решили реализовать проект «Цветик-семицветик» в рамках ОЭП «Создание условий самоопределения школьников через использование технологий проектирования и дистанционного обучения»
Задачи проекта:
- Дать представление о профессиях вида «Человек – природа»: ветеринар, зоолог, дрессировщик, садовод, агроном и т.д.
- Развивать интерес учеников к изучению окружающего мира.
- Активизировать детей во внеурочной деятельности.
- Привлечь родителей к интересам ребенка.
Объект исследования: профессионально-ориентированная работа в среде ученических коллективов 1-4 классов.
Ресурсное обеспечение:
- Материально-техническая база школы.
- Профессиональная компетентность администрации образовательного учреждения и руководителя проекта.
- Высокая мотивация участников проекта.
Цель проекта:
Познакомить учащихся с профессиями « Человек –
природа».
Сформировать навыки проектной деятельности.
Этапы реализации
«Расти» – 1 классы.
№ п/п |
Этап работы |
Содержание работы |
Сроки |
Результат |
1. | Диагностический | 1. Работа с литературой. 2. Определение основных направлений деятельности младших школьников по формированию их представлений о профессиях людей, связанных с миром растений. 3. Выявление знаний учащихся по данной проблеме: анкетирование, тестирование собеседование «Знаешь ли ты профессии людей, связанные с миром растений») |
Сентябрь-октябрь | Составление Диагностической таблицы. |
2. | Прогностический | 1. Постановка целей и задач основных
направлений и конкретных форм деятельности на
2009-2010 учебный год. 2. Составление творческого плана модуля «Расти» в рамках проекта «Цветик-семицветик» 3. Разработка содержания сквозных блоков и показ разнообразных форм их реализации. 4. Планирование проведения форм занятий по модулю «Расти» 5. Привлечение родителей к данной проблеме. 6. Проведение промежуточной диагностики |
Май, 2009 г. Сентябрь, 2009 г. Октябрь-ноябрь, 2009 г. Январь. 2010г. |
Диагностическая карта Разработки уроков, внеклассных мероприятий |
3. | Практический | 1. Реализация проекта (основные
направления совместной деятельности детей и
взрослых):
2. Обмен опытом с коллегами. |
В течение года | Проведение внеклассных мероприятий Заседания |
4. | Обобщающий | Рефлексия деятельности: 1. Анализ
работы за 1 полугодие. |
Январь, 2010 |
Справка-анализ |
«Путешествие по Красной книге» – 3 классы.
Этапы | Сроки | Мероприятия | Ответственные |
1 этап – подготовительный, разработческий 2 этап –
3 этап – завершающий |
Сентябрь 2009 г. Октябрь Ноябрь декабрь 2010 год Февраль Март Апрель, Май |
Стартовая диагностика по классам с
целью выявления знаний о профессиях «Человек –
природа».
Занятия по предмету «Экология и природа Красноярского края» на тему – «Красная книга» и её значение для человечества. Презентация Красной книги Красноярского края. Составление проектов. Охрана растений и животных. Профессии «Человек – природа» Занятие в городской библиотеке. «Неизвестное
об известном.» Путешествие по Красной книге. Защита проектов по профессиям. Итоговая диагностика. «Профессии из цикла «Человек – природа». Встреча с учащимися других школ. Презентация профессий «Человек – природа» Итоговый праздник для начальной школы. |
Филонова Н.И
Филонова Н.И., классные руководители3-х классов.
Школьный библиотекарь. Филонова Н.И. Филонова Н.И. |
«Здоровый образ жизни» – 4 классы.
Подготовительный | 1. Входная диагностика (профессии) 2. Обследование здоровья учащихся через данные медика школы. 3. Изучение литературы по вопросу. 4. Привлечение коллег к организации учебного процесса с учетом принципов культуры здоровья. |
Сентябрь |
Содержательный | Беседа школьного фельдшера
Кожевниковой И.А. про сохранность здоровья
школьников. Беседа тренера по борьбе Репецкого В.Е. «В здоровом теле – здоровый дух!» Работа с Дневниками здоровья: – разработать, завести Разработка рекомендаций для учащихся по сохранности здоровья . По классам представить рекомендации по сохранению здоровья совместно с детьми. Участие в мероприятии для школ города Представление профессий «Человек – природа». |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
Завершающий | 1. Представление опыта через участие в
школьном празднике «Город Мастеров». 2. Итоговая диагностика по знанию профессий. |
май |
Количество вовлеченных детей по проекту – 70 человек.
Результаты входной диагностики по профессиям:
Третьи классы:
Дети знают профессии «Человек – природа» частично:
Овощевод – 5-12%
Озеленитель – 4-9%
Агроном – 6-24%
Физиолог растений – 1-5%
Эколог – 6-52%
Семеновод – 1-8%
Четвертые классы:
Ветеринар – 15-60%
Дрессировщик – 16-80%
Психолог – 36-82%
Метеоролог – 7-41%
Работа с 3 классами «Путешествие по Красной Книге»
Мероприятие | Дата | Класс |
Входная диагностика по профессиям Итоговая диагностика |
30.09 25.04 |
Третьи |
Классный час «Рождение профессии эколог» | 08.10 09.10 |
3 а,б,г |
Классный час «Как правильно выбрать
Профессию? Профессии «Человек – природа» Вузы» Беседа «Создание и ведение Красной Книги» |
20.11 11.12 |
3 3 |
Практический семинар по определению темы НОУ. | 7.02 | 3 абв |
Защита проектов на НОУ. | 20.03 | 3 абв – призовые места |
Работа с 4 классами «Экология здоровья» тоже прошла в соответствии с планом работы:
Мероприятие | Дата | Класс |
Входная диагностика по профессиям, Итоговая диагностика |
26.09 18.04 |
Четвертые |
Классный час «Как правильно выбрать профессию? Профессии «Человек – природа» Вузы» | 13.10 | 4 |
Классный час «Зачем нужен урок
физкультуры?» Создание правил ЗОЖ. |
18.12 | 4 |
Практический семинар по определению темы НОУ. | 7.02 | 4 абв |
Защита проектов на НОУ. | 20.03 | 4 абв – призовые места |
Педагогический инструментарий:
Разработка классного часа «Рождение профессии», «Создание Красной Книги», «Зачем нужен урок физкультуры?», «Эколог» (Приложение 1), разработаны рекомендации по ведению ЗОЖ, составлены презентации к научным работам: «Профессии Леонардо да Винчи», «Здоровье на крыльях пчелы. Пчеловод», «Снежные кружева. Метеоролог». Совместно с родителями созданы фотопроекты: «Роза» (Приложение 3) и «Георгин» (Приложение 2).