Проект "Цветик-семицветик"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Обоснование темы проекта

Сегодня, в период значимых перемен в социально – культурном и экономическом облике страны, особенно остро встал вопрос о повышении качества образования как направляющей силы осуществления преобразований.

Процесс преобразования знаний во второй половине ХХ века начал играть значительную постоянно возрастающую роль в жизни человека. Возникает острая потребность в овладении большим и разноплановым объёмом знаний.

Профильное обучение позволяет более целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, шире задействовать возможности самой системы образования, обеспечить разноуровневое и разноспособное учение и, опираясь на склонности и способности учащихся, удовлетворить их образовательные способности, дать им возможность выбрать свою траекторию образования. Следовательно, организуемая учебная деятельность должна включать такие существенные элементы, как:

  •  определение целей,
  •  поиск средств и способов их достижений,
  •  оценку и самооценку собственных возможностей.

Основная причина повышения интереса к качеству образования заключается в том, что образование в современном мире слабо отвечает потребностям и запросам человека и общества с позиции социального и личностного самоопределения, профессиональной мобильности человека, а это в первую очередь и является показателем качества образования. Таким образом, качество образования как составляющая его значимости играет важную роль в развитии личности учащегося и его осознания себя полноценным человеком.

На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества рассматривается как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая в условиях быстро меняющегося мира должна обеспечить:

  • воспроизводство культурного потенциала;
  • ускорение научно-технического прогресса, стабильное развитие экономики;
  • готовность к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.

Социальное здоровье выпускника школы, а значит, его психологическое и физическое здоровье, проявляется в заданной со школьных времен предрасположенности к успешной реализации своего профессионального и в целом жизненного предназначения. Специально организованная образовательная поддержка учителя на этапе создания программ профильного обучения поможет ему включить в систему своей работы так называемые надпредметные задачи.  Их успешное решение педагогическими средствами даст возможность школьникам познать свои возможности в контексте выполнения групповой проектной деятельности, развивать гибкость в общении, социальную смелость, стать более уверенными в своих силах. С.Л.Рубинштейн сказал: «Воспитывать – это значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни». – Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. 1976, с. 368. Оказывая психолого-педагогическую поддержку учащимся в выборе профессии, необходимо:

  • сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к школьникам, будущим профессионалам,
  • способствовать развитию у школьников отношению к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда,
  • способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Мы считаем, что необходимо проводить  работу по выбору профессии гораздо раньше, начиная с начальных классов. В рамках ОЭП «Создание условий самоопределения школьников через использование технологий проектирования и дистанционного обучения» с целью  ознакомления со специальностями профессий «Человек – природа» разработан данный проект «Цветик-семицветик». Почти каждый ребенок проявляет интерес к определенному роду занятий уже к десяти годам. Если правильно общаться с ребенком, он будет учиться и развиваться в  направлении профессии, которая ему нравится. В соответствии с психологическими особенностями младшего школьного возраста, проект «Цветик-семицветик» предполагает знакомство с профессиями «Человек – природа».

Анализ исходной ситуации, проблемы

В условиях критической ситуации, в которой оказалось современное поколение, обращение к определённой системе ценностей, связанных с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, является важным компонентом становления ценностных и смысловых ориентаций молодёжи. Профильное содержание школьного гуманитарного образования в большей степени может способствовать самоопределению и самоорганизации учащихся, воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, формированию национального самосознания, уважения  к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.

Учитывая сложившуюся ситуацию, проблемы в предпрофильном и профильном образовании, мы решили реализовать проект «Цветик-семицветик» в рамках ОЭП «Создание условий самоопределения школьников через использование технологий проектирования и дистанционного обучения»

Задачи проекта:

  • Дать представление о профессиях вида «Человек – природа»: ветеринар, зоолог, дрессировщик, садовод, агроном и т.д.
  • Развивать интерес учеников к изучению окружающего мира.
  • Активизировать детей во внеурочной деятельности.
  • Привлечь родителей к интересам ребенка.

Объект исследования: профессионально-ориентированная работа в среде ученических коллективов 1-4 классов.

Ресурсное обеспечение:

  • Материально-техническая база школы.
  • Профессиональная компетентность администрации образовательного учреждения и руководителя проекта.
  • Высокая мотивация участников проекта.

Цель проекта:

Познакомить учащихся с профессиями « Человек – природа».
Сформировать навыки проектной деятельности.

Этапы реализации

«Расти» – 1 классы.

№ п/п

Этап работы

Содержание работы

Сроки

Результат

1. Диагностический 1. Работа с литературой.
2. Определение основных направлений деятельности младших школьников по формированию их  представлений о профессиях людей, связанных с миром растений.
3. Выявление знаний учащихся по данной проблеме: анкетирование, тестирование собеседование «Знаешь ли ты профессии людей, связанные с миром растений»)
Сентябрь-октябрь Составление Диагностической таблицы.
2. Прогностический 1. Постановка целей и задач основных направлений и конкретных форм деятельности на 2009-2010 учебный год.
2. Составление творческого плана модуля «Расти» в рамках проекта «Цветик-семицветик»
3. Разработка содержания сквозных блоков и показ разнообразных форм их реализации.
4. Планирование проведения форм занятий по модулю «Расти»
5. Привлечение родителей к данной проблеме.
6. Проведение промежуточной диагностики
Май, 2009 г.

Сентябрь, 2009 г.

Октябрь-ноябрь, 2009 г.

Январь. 2010г.

Диагностическая карта

Разработки уроков, внеклассных мероприятий

3. Практический 1. Реализация проекта (основные направления совместной деятельности детей и взрослых):
  • На радость людям.
  • Я рачительный и умелый хозяин.
  • Умелые руки не знают скуки.

 2. Обмен опытом с коллегами.

В течение года Проведение внеклассных мероприятий

Заседания

4. Обобщающий Рефлексия деятельности:

1. Анализ работы за 1 полугодие.
2. Соотношение результатов с поставленными    задачами.
3. Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.

 

Январь, 2010
Апрель
Апрель-май

Справка-анализ

«Путешествие по Красной книге» – 3 классы.

Этапы Сроки Мероприятия Ответственные
1 этап –
подготовительный,
разработческий

2 этап –
содержательный

 

 

 

3 этап – завершающий

Сентябрь 2009 г.

Октябрь

Ноябрь

декабрь

2010 год
Январь,

Февраль

Март

Апрель,

Май

Стартовая диагностика по классам с целью выявления знаний о профессиях «Человек – природа».

 

Занятия по предмету «Экология и природа Красноярского края» на тему – «Красная книга» и её значение для человечества.

Презентация Красной книги Красноярского края.

Составление проектов. Охрана растений и животных. Профессии «Человек – природа»

Занятие в городской библиотеке. «Неизвестное об известном.» Путешествие по Красной книге.
Профессии «Человек – природа»

Защита проектов по профессиям.

 Итоговая диагностика. «Профессии из цикла «Человек – природа».

Встреча с учащимися других школ. Презентация профессий «Человек – природа»

Итоговый праздник для начальной школы.

Филонова Н.И

 

 

Филонова Н.И., классные руководители3-х классов.

 

 

Школьный библиотекарь.

Филонова Н.И.

Филонова Н.И.

«Здоровый образ жизни» – 4 классы.

Подготовительный 1. Входная диагностика (профессии)
2. Обследование здоровья учащихся через данные медика школы.
3. Изучение литературы  по вопросу.
4. Привлечение коллег к организации учебного процесса с учетом принципов культуры здоровья.
Сентябрь
Содержательный Беседа школьного фельдшера Кожевниковой И.А. про сохранность здоровья школьников.

Беседа тренера по борьбе Репецкого В.Е. «В здоровом теле – здоровый дух!»

Работа с Дневниками здоровья:

– разработать, завести
– провести мониторинг здоровья совместно с детьми (физичические данные, заболеваемость, ведение ЗОЖ – посещение секций, соблюдение режима дня, горячее питание).

Разработка рекомендаций  для учащихся по сохранности здоровья .

По классам представить рекомендации по сохранению здоровья совместно с детьми.

Участие в мероприятии для школ города Представление профессий «Человек – природа».

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Завершающий 1. Представление опыта через участие в школьном празднике «Город Мастеров».
2. Итоговая диагностика по знанию профессий.
май

Количество вовлеченных детей по проекту  – 70 человек.

Результаты входной диагностики по профессиям:

Третьи классы:

Дети знают профессии «Человек – природа» частично:

Овощевод – 5-12%
Озеленитель – 4-9%
Агроном – 6-24%
Физиолог растений – 1-5%
Эколог – 6-52%
Семеновод – 1-8%

Четвертые классы:

Ветеринар – 15-60%
Дрессировщик – 16-80%
Психолог – 36-82%
Метеоролог – 7-41%

Работа  с 3 классами «Путешествие по Красной Книге»

Мероприятие Дата Класс
Входная диагностика по профессиям
Итоговая диагностика
30.09
25.04
Третьи
Классный час «Рождение профессии эколог» 08.10
09.10
3 а,б,г
Классный час «Как правильно выбрать Профессию? Профессии «Человек – природа» Вузы»
Беседа «Создание и ведение Красной Книги»
20.11

11.12

3

3

Практический семинар по определению темы НОУ. 7.02 3 абв
Защита проектов на НОУ. 20.03 3 абв – призовые места

Работа с 4 классами  «Экология здоровья» тоже прошла  в соответствии с планом работы:

Мероприятие Дата Класс
Входная диагностика по профессиям,
Итоговая диагностика
26.09
18.04
Четвертые
Классный час «Как правильно выбрать профессию? Профессии «Человек – природа» Вузы» 13.10 4
Классный час «Зачем нужен урок физкультуры?»
Создание правил ЗОЖ.
18.12 4
Практический семинар по определению темы НОУ. 7.02 4 абв
Защита проектов на НОУ. 20.03 4 абв – призовые места

Педагогический инструментарий:

Разработка классного часа «Рождение профессии», «Создание Красной Книги», «Зачем нужен урок физкультуры?», «Эколог» (Приложение 1), разработаны рекомендации по ведению ЗОЖ, составлены презентации к научным работам: «Профессии Леонардо да Винчи», «Здоровье на крыльях пчелы. Пчеловод»,  «Снежные кружева. Метеоролог». Совместно с родителями созданы фотопроекты:  «Роза» (Приложение 3) и «Георгин» (Приложение 2).