Данный урок является вторым по счёту в цикле уроков по теме «Декор и положение человека в обществе». Первый урок был посвящён знакомству с удивительной страной – Древним Египтом (природа, географическое положение, занятия жителей и т.д.), знаменитой и загадочной достопримечательностью – величественными и таинственными пирамидами, с национальной одеждой древних египтян, с особенностями изображения человеческой фигуры по древнеегипетским канонам. Практическая работа урока – изображение египтян в национальной одежде в «древнеегипетском» стиле.
Цели:
– познакомить учащихся с ролью декоративного
искусства в эпоху Древнего Египта,
сформировать представление о символике
украшений этого периода;
– научить пользоваться цветом как средством
художественной выразительности, окрашивать
изображение в пределах сложного контура;
– совершенствовать умение работать кистью и
красками;
– развивать фантазию, наблюдательность и
творческое мышление;
– формировать эмоционально-эстетическое
отношение к изображаемому;
– воспитывать любовь и доброту к окружающему
миру, интерес к искусству и культуре Древнего
Египта.
Оборудование для учителя:плакаты: с темой урока, с изображением маски фараона Тутанхамона, с изображением египетских пирамид; таблички с новыми словами; раскрашенный гипсовый барельеф маски фараона Тутанхамона; картонная маска фараона Тутанхамона в размер лица; костюм египтянина; образцы декоративного искусства Древнего Египта; таблицы с изображением древнеегипетской символики; образец поделки; плакаты с этапами выполнения поделки; шаблоны поделки; музыкальное сопровождение: египетская музыка.
Оборудование для учащихся:белый картон, ножницы, тонкая веревка 50 см, краски, кисти, баночки с водой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала
– Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по
Древнему Египту – удивительной, полной загадок и
чудес стране, одной из первых цивилизаций,
отдаленной от нас несколькими тысячелетиями.
– Что же это за страна – Древний Египет? Что вы
можете о ней рассказать? (Ответы детей)
– Сегодня мы познакомимся с искусством древних
ювелиров.
Украшения и драгоценности носили богатые и бедные, мужчины и женщины и даже некоторые священные животные. Тщательно подобранные украшения носили, чтобы украсить довольно простую одежду, а также как знак определенного положения в обществе. Многие украшения предназначались для торжественных шествий, церемоний.
Демонстрация плакатов с образцами декоративного искусства Древнего Египта.
Дорогие украшения делали из золота и полудрагоценных камней. Украшения подешевле – из стекла или стеклообразного материала, получавшегося в результате обжига порошкообразного кварца или песка в плавильных печах. Драгоценности часто использовались с двоякой целью: как украшения и как амулеты для защиты их хозяина. Древние египтяне украшали почти все части тела, начиная от серег в мочках ушей и кончая ножными браслетами на лодыжках.
Таким камням, как сердолик, лазурит и бирюза, приписывали магическую силу.
На некоторых украшениях можно увидеть знаки – обереги, знаки – пожелания, древние символы богов и царей, выстроенные в узоры – тексты с символическим значением.
Часто на украшениях встречаются изображения священной змеи, ладьи вечности (этот символ связан с представлением о дневном и ночном плавании солнца – Ра по небесному и подземному Нилу).
Цвет тоже имел символическое значение: золотисто – желтый обозначал солнце, белый – луну, зеленый символизировал воскресение природы и ее плодородие, синий – небо и воду.
К священным предметам относились фигурки богов и, что важнее, скарабея – одного из видов навозных жуков. Для древних египтян он был символом бога солнца и жизни, возрождающейся из праха. Дети иногда носили изображение рыбы, заплетенное в косички. Которое должно было защитить их от опасности утонуть.
Пекторали носили на груди для защиты и в качестве украшения; они часто имели форму сокола или скарабея. Изготавливали их методом, который сейчас известен под названием «клуазон»: когда полудрагоценные камни или цветное стекло закрепляются на месте с помощью тонких металлических полосок.
Демонстрация изображений украшения и элемента костюма древнего египтянина (поделка украшения), в который одет ученик.
Это нагрудное украшение в виде сокола с распростертыми крыльями изображает бога Ра – Характи, бога солнца в одном из его бесчисленных воплощений. В когтях сжат символ «шен», означающий вечность.
III. Практическая работа
Учащимся раздаются шаблоны украшения. Они их обводят, рисуют элементы украшения и раскрашивают по образцу, вырезают и с помощью учителя привязывают веревку.
IV. Подведение итогов урока
Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.