Урок литературного чтения. Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (671 кБ)


Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с новым произведением.
  • Создать условия для осознанного, беглого и правильного чтения.
  • Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
  • Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), карточки с пословицами, учебник “Литературное чтение.2 класс” авторов Климановой Л. Ф. и др.,толковый словарь Ожегова

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

II. Актуализация знаний

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым произведением.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чей это портрет? (Слайд 1).
– Да, это Лев Николаевич Толстой. Что вам известно о жизни этого писателя?
– Лев Толстой родился почти 200 лет назад. Всю свою жизнь он посвятил литературе. Писатель сильно любил детей. В то время было очень мало школ, а дети бедных людей вообще не могли учиться. Л. Толстой открыл школу для таких детей, написал учебник и сам учил их.

А (имя ученика) подготовил сообщение о жизни и творчестве Л. Толстого. Давайте его послушаем.

– Какие произведения Льва Толстого вы уже читали? Что особенного в этих рассказах?

III. Речевая разминка

– Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?

Семья в куче, не страшна и туча.

– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.

Прочитайте:

  • с удивлением,
  • с вопросительной интонацией,
  • с веселой интонацией,
  • с ускорением,
  • с замедлением.

– Как вы понимаете эту пословицу?
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. Мы будем говорить о взаимоотношениях в семье.

Сообщение темы урока. (Слайд 3).

IV. Работа над словарными словами. (Слайд 4).

Невестка
Слаживает
Лоханка

– Прочитайте первое слово (второе слово). Объясните его значение.
– Чтобы узнать значение слова “лоханка”, обратимся к толковому словарю.

(Выходит один ученик и читает выделенный текст в толковом словаре.)

V. Знакомство с новым произведением. (Слайд 5).

  • Первичное чтение.
    (Чтение “цепочкой” по абзацам.)
  • Первичное понимание. Выборочное чтение

– Кто герои этого рассказа?
– Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол.
– Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
– Зачем Миша делал лоханку? Прочитайте в тексте.
– Почему родители Миши заплакали? Как об это написал автор?
– Что вы можете сказать о взаимоотношениях в этой семье?
– Как стали относиться невестка и сын к дедушке?

VI. Физкультминутка. (Слайд 6).

VII. Работа в парах.

Задание: Соберите пословицы. (Слайд 7).

Дети работают в парах. После составления проверка. (Слайд 8).

Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.

VII. Обобщение.

– Если бы вам предложили озаглавить этот рассказ, какую из пословиц вы берете для заголовка? Почему?
– Зачем Л. Толстой рассказал эту историю?

VIII. Итог урока.

Заповедь:

Люби и почитай родителей своих. (Слайд 9).