Образовательные задачи:
- Познакомить детей с новым произведением.
- Создать условия для осознанного, беглого и правильного чтения.
- Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
- Учить чувствовать за страницами произведения глубокий смысл рассказа.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), карточки с пословицами, учебник “Литературное чтение.2 класс” авторов Климановой Л. Ф. и др.,толковый словарь Ожегова
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
II. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым произведением.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чей это портрет? (Слайд 1).
– Да, это Лев Николаевич Толстой. Что вам известно о жизни этого писателя?
– Лев Толстой родился почти 200 лет назад. Всю свою жизнь он посвятил
литературе. Писатель сильно любил детей. В то время было очень мало школ, а дети
бедных людей вообще не могли учиться. Л. Толстой открыл школу для таких детей,
написал учебник и сам учил их.
А (имя ученика) подготовил сообщение о жизни и творчестве Л. Толстого. Давайте его послушаем.
– Какие произведения Льва Толстого вы уже читали? Что особенного в этих рассказах?
III. Речевая разминка
– Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?
Семья в куче, не страшна и туча.
– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.
Прочитайте:
- с удивлением,
- с вопросительной интонацией,
- с веселой интонацией,
- с ускорением,
- с замедлением.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. Мы будем говорить о
взаимоотношениях в семье.
Сообщение темы урока. (Слайд 3).
IV. Работа над словарными словами. (Слайд 4).
Невестка
Слаживает
Лоханка
– Прочитайте первое слово (второе слово). Объясните его значение.
– Чтобы узнать значение слова “лоханка”, обратимся к толковому словарю.
(Выходит один ученик и читает выделенный текст в толковом словаре.)
V. Знакомство с новым произведением. (Слайд 5).
- Первичное чтение.
(Чтение “цепочкой” по абзацам.) - Первичное понимание. Выборочное чтение
– Кто герои этого рассказа?
– Найдите в тексте, почему дедушку не сажали за стол.
– Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
– Зачем Миша делал лоханку? Прочитайте в тексте.
– Почему родители Миши заплакали? Как об это написал автор?
– Что вы можете сказать о взаимоотношениях в этой семье?
– Как стали относиться невестка и сын к дедушке?
VI. Физкультминутка. (Слайд 6).
VII. Работа в парах.
Задание: Соберите пословицы. (Слайд 7).
Дети работают в парах. После составления проверка. (Слайд 8).
Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.
VII. Обобщение.
– Если бы вам предложили озаглавить этот рассказ, какую из пословиц вы берете
для заголовка? Почему?
– Зачем Л. Толстой рассказал эту историю?
VIII. Итог урока.
Заповедь:
Люби и почитай родителей своих. (Слайд 9).