Цель урока: Ознакомить учащихся с записью чисел второго десятка; совершенствовать вычислительные навыки и отрабатывать знание состава числа в пределах 10; закреплять умение решать задачи; развивать умения учащихся осуществлять самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительную мотивацию к учению.
Оборудование: карточки в форме круга, веер с цифрами до 20, фломастеры, полоски чистой бумаги, компьютер, медиапроектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 2).
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика у нас.
Сегодня к нам в класс заглянуло солнышко, но по дороге оно потеряло лучики (на партах лежат карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков) в течении урока мы с вами должны дорисовать лучики солнышку, для этого нам нужны 3 фломастера (красный, жёлтый, зелёный).
2. Устный счёт.
– Фронтальная работа.
Что-то Солнышко у нас загрустило, давайте решим весёлые задачки: ответы покажите при помощи математического веера
- 6 орешков мама – свинка
для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И ещё 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (6 + 4 = 10)
- Три цыплёнка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (3 + 2 = 5)
Солнышко стало греть сильнее, и разбудил гусеницу (Слайд 3), но с спросонья она растеряла все цифры. Давайте ей поможем их найти.
1, 3, 5, 7, (8, 9,)
– Какие это числа? (Однозначные.) почему? (Они состоят из одного числа.)
Молодцы!
Солнышко смотрит стоит поезд, а пассажиров нет давайте поможем ему рассадить пассажиров. (Слайд 4).
– Какое число работает машинистом? (9) (Повторение состав числа 9.)
– Проверка сложения и вычитания. (На полоске бумаги записывают только
ответы.)
– А сейчас возьмите полоски бумаги и запишите только ответы.
(Слайд 5)
6 + 3 = 9
8 + 0 = 8
4 + 3 = 7
10 – 4 = 6
9 – 6 = 3
8 + 2 = 10
7 – 6 =1
9 – 4 = 5
– Давайте проверим: обменялись полосками бумаги (взаимопроверка).
(9,8, 7,6,3,10,1,5)
Дорисуйте лучик у солнышка: (Слайд 6).
Зелёный – кому было всё понятно, интересно и легко работать.
Жёлтый – кто затруднялся с заданием, но после обдумывания справлялся с заданием.
Красный – кому было трудно успевать и выполнять задания.
– Какое число может быть лишним? (10) (Слайд 7).
– Почему? (Двузначное.)
– Что можно сказать про число 10? (10 – это ..? 1 дес.)
– Почему их называют двузначные? (Они имеют по два знака(числа))
Сегодня мы поучимся записывать двузначные числа.
3. Работа над темой урока. (Слайд 8).
– Назовите число, которое при счёте стоит после10? 12? (11,13)
– Назовите соседей числа 14? (15,16)
– Назовите число, которое при счёте стоит между числами 17, 19?(18)
– Каких чисел не хватает в этом ряду 10,11, 13,15,16,18.
– Сколько в каждом числе десятков? (1 десяток)
– Где он находится? (Справа.)
– Покажите при помощи веера сколько единиц в числе 13? 15? 16?18?
– А в числе 10 сколько единиц? (0)
– Где стоят единицы? (Справа.)
– Назовите число в котором 1дес. и 1 ед. (11)
4. Физкультминутка (Как живёшь?)
5. Работа в тетради.
– Запишите число.
– Каких чисел не хватает в этом ряду? (12,14,17,19) – 1 ученик работает у
доски.
– Давайте попробуем их записать.
– Сколько клеточек занимает двузначное число? (Две клеточки.)
– Проверьте верно ли записали : 12,14,17,19.
– Возьмите синий карандаш в этих числах подчеркните десятки.
(1 ученик у доски работает.)
– Зелёным карандашом самостоятельно подчеркните единицы.
Дорисуйте лучик у солнышка: (Слайд 9).
Зелёный – кому было всё понятно, интересно и легко работать.
Жёлтый – кто затруднялся с заданием, но после обдумывания справлялся с заданием.
Красный – кому было трудно успевать и выполнять задания.
6. Работа с учебником.
Откройте учебник математики
А) с.46 № 4 (Слайд 10)
– Запиши числа в порядке их увеличения
17, 10, 5, 15, 2, 20, 1. (1, 2, 5, 10, 15, 17, 20)
– Назовите однозначные числа? (1,2,5,) Двузначные? (10,15,17,20)
– В каждом числе подчеркните десятки, синим карандашом.
– Зелёным единицы.
– В каком числе десятков больше? (20)
– В каких числах отсутствуют единицы? (10,20)
Б) Решение задачи с. 46 № 5 (ученик у доски) (Слайд 11).
Для куклы Даши вырезали 3 платья, а для куклы Веры – на 3 платья больше. Сколько платьев у куклы Веры? Сколько всего платьев вырезали девочки?
Решение:
3 + 3 = 6 (п.) у Веры
ответ: 6 платьев
3 + 6 = 9(п) всего
Логическая задача. (Слайд 12).
Марина, Вера и Оля задумали по одному числу: 18, 19, 20.
Марина задумала число 18, Вера – следующее за ним. Какое число задумала Вера? (19) Почему? А Оля? (20)
Дорисуйте лучик у солнышка: (Слайд 13).
Зелёный – кому было всё понятно, интересно и легко работать.
Жёлтый – кто затруднялся с заданием, но после обдумывания справлялся с заданием.
Красный – кому было трудно успевать и выполнять задания.
№ 6 самостоятельно (2 столбика) / дополнительно/ (Слайд 14).
4. Итог урока
Молодцы! вы хорошо работали на уроке. Быстро считали, правильно выполнили все задания.
Наш урок подошёл к концу.
5. Рефлексия.
Давайте посмотрим какое солнышко у вас получилось.
Нарисуйте на солнышке ваше настроение.
Литература:
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. – М.: Просвещение, 2002 г.
- Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение, 2001 г.
- Фефилова Е.А., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике. 1-й класс. – М.: ВАКО, 2003 г. – 352 с.