Представление информации в компьютере

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • формировать информационную компетентность;
  • дать первичное преставление о структуре компьютерной памяти;
  • повторить изученные ранее понятия о файлах и файловой системе;
  • познакомить учащихся с возможностями текстового процессора по форматированию документов за счет создания красочных надписей с помощью инструмента WordArt;
  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
  • воспитывать уважение к маме.

Основные понятия:

  • бит;
  • двоичное кодирование;
  • объект WordArt.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я рада вас видеть!

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.

– На прошлом уроке вы изучали тему “Файлы и папки”.

– Какие файлы могут храниться в памяти компьютера? (Текстовые, графические, звуковые, видеофайлы) (Слайд 2)

– Вы знаете, что различные типы файлов могут иметь различное расширение.

– Представьте, что вы открыли папку с компьютерной игрой “Пятнашки” и увидели там несколько файлов.

– Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре. (Слайд 3)

Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com

– Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре. (Слайд 4)

Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com

– Укажите, какой файл вы откроете, чтобы просмотреть демонстрационный ролик. (Слайд 5)

Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com

– Укажите, с помощью какого файла вы запустите игру. (Слайд 6)

Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com

Дети поднимают карточки, напечатанные на цветной бумаге, с нужным расширением.

Можно провести компьютерное тестирование. Тест составлен в текстовом процессоре Word. (Приложение 1)

3. Обработка результатов теста.

  • Заполненный тест учитель может проверить непосредственно на машине ученика или предложить ему сохранить тест по определенному адресу.
  • Для проверки результатов тестирования снимите защиту данных. Для этого выполните команду меню Разработчик – Защитить документ – Снять защиту – Введите пароль (111)

4. Выделите последний, скрытый, столбец, выберите цвет шрифта черный и нажмите клавишу F9 для обновления результатов вычислений формул.

В этом случае сделайте слайды с тестом скрытыми.

5. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке вы узнаете, как самая разнообразная информация представляется в компьютере.

– Тема нашего урока: Представление информации в компьютере. (Слайд 9)

6. Объяснение нового материала.

– Для того чтобы это понять, “заглянем” внутрь машинной памяти. Ее удобно представить в виде листа в клетку (рис.1). В каждой такой “клетке” хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – “включено” (рис. 2) и “выключено” (рис. 3).

О происхождении слова БИТ.

Слово бит произошло от букв слов binary digit (двоичная цифра) (Слайд 10)

Каждая “клетка” памяти компьютера называется битом.

Цифры 0 и 1, хранящиеся в “клетках” памяти компьютера, называют значениями битов.

С помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. Такое представление информации называют двоичным или цифровым кодированием.

Например, слово МАМА в компьютере представляется как 11001101110000011100110111000001 (Слайд 11)

– Каким способом можно принести в школу музыку, скаченную дома? Фотографии? Реферат?

– Преимущество цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же способов, независимо от типа данных.

Способы цифрового кодирования текстов, звуков (голоса, музыка), изображений (фотографии, иллюстрации) и последовательностей изображений (кино и видео), а также трехмерных объектов были придуманы в 80-ых годах прошлого века.

Объяснение алгоритма выполнения практической работы

Это слово я неслучайно оставила.

– Какой праздник мы будем отмечать в конце ноября? (День матери)

– Я предлагаю завершить изготовление открытки, вставив в неё красочную надпись. (Слайд 12)

– Сегодня на уроке вы научитесь это делать.

Для этого надо:

  • открыть файл с открыткой;
  • перейти на вкладку вставка;
  • найти значок WordArt;
  • с его помощью вызвать коллекцию WordArt, содержащую различные варианты надписей;
  • щелкните мышью на понравившейся вам надписи, затем – по кнопке Ок;
  • введите текст надписи “Поздравление для мамы” и щелкните по кнопке Ок;
  • перейдите на вкладку формат и найдите;
  • в раскрывшемся списке выберите положение перед текстом;
  • расположите надпись по своему усмотрению;
  • сохраните работу в своей папке под именем Открытка.

Повторение алгоритма выполнения задания.

Нужно поставить правильный порядок действий. (Раздаточный материал рис. 4)

7. Физкультминутка

Чтоб держать рабочий ритм
повторяем алгоритм:
Руки вверх, наклон вперёд,
Выпрямились, поворот,
Вправо, влево повернулись,
Потянулись, улыбнулись,
Головой два поворота
И садимся за работу.

8. Практическая работа за компьютером.

Дети выполняют работу по алгоритму, который у них находится на столах (рис. 5).

На рабочем столе компьютера находится документ, в который нужно вставить надпись (рис.6). Во время выполнения работы звучит песня О.Газманова “Мама”.

Приложение 2

9. Подведение итога (Слайд 14)

– Закончите предложение:

Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…

Где вы сможете использовать полученные знания?

10. Домашнее задание.

– Выучить определения в буклетах (рис. 7, 8).


Рис. 7


Рис. 8

– Урок закончен. Всем спасибо.