Цели урока:
- формировать информационную компетентность;
- дать первичное преставление о структуре компьютерной памяти;
- повторить изученные ранее понятия о файлах и файловой системе;
- познакомить учащихся с возможностями текстового процессора по форматированию документов за счет создания красочных надписей с помощью инструмента WordArt;
- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
- воспитывать уважение к маме.
Основные понятия:
- бит;
- двоичное кодирование;
- объект WordArt.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я рада вас видеть!
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала.
– На прошлом уроке вы изучали тему “Файлы и папки”.
– Какие файлы могут храниться в памяти компьютера? (Текстовые, графические, звуковые, видеофайлы) (Слайд 2)
– Вы знаете, что различные типы файлов могут иметь различное расширение.
– Представьте, что вы открыли папку с компьютерной игрой “Пятнашки” и увидели там несколько файлов.
– Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре. (Слайд 3)
Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com
– Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре. (Слайд 4)
Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com
– Укажите, какой файл вы откроете, чтобы просмотреть демонстрационный ролик. (Слайд 5)
Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com
– Укажите, с помощью какого файла вы запустите игру. (Слайд 6)
Пятнашки.avi
Пятнашки. txt
Пятнашки.wav
Пятнашки.bmp
Пятнашки.com
Дети поднимают карточки, напечатанные на цветной бумаге, с нужным расширением.
Можно провести компьютерное тестирование. Тест составлен в текстовом процессоре Word. (Приложение 1)
3. Обработка результатов теста.
- Заполненный тест учитель может проверить непосредственно на машине ученика или предложить ему сохранить тест по определенному адресу.
- Для проверки результатов тестирования снимите защиту данных. Для этого выполните команду меню Разработчик – Защитить документ – Снять защиту – Введите пароль (111)
4. Выделите последний, скрытый, столбец, выберите цвет шрифта черный и нажмите клавишу F9 для обновления результатов вычислений формул.
В этом случае сделайте слайды с тестом скрытыми.
5. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке вы узнаете, как самая разнообразная информация представляется в компьютере.
– Тема нашего урока: Представление информации в компьютере. (Слайд 9)
6. Объяснение нового материала.
– Для того чтобы это понять, “заглянем” внутрь машинной памяти. Ее удобно представить в виде листа в клетку (рис.1). В каждой такой “клетке” хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – “включено” (рис. 2) и “выключено” (рис. 3).
О происхождении слова БИТ.
Слово бит произошло от букв слов binary digit (двоичная цифра) (Слайд 10)
Каждая “клетка” памяти компьютера называется битом.
Цифры 0 и 1, хранящиеся в “клетках” памяти компьютера, называют значениями битов.
С помощью последовательности битов можно представить самую разную информацию. Такое представление информации называют двоичным или цифровым кодированием.
Например, слово МАМА в компьютере представляется как 11001101110000011100110111000001 (Слайд 11)
– Каким способом можно принести в школу музыку, скаченную дома? Фотографии? Реферат?
– Преимущество цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять. Их можно хранить и передавать с использованием одних и тех же способов, независимо от типа данных.
Способы цифрового кодирования текстов, звуков (голоса, музыка), изображений (фотографии, иллюстрации) и последовательностей изображений (кино и видео), а также трехмерных объектов были придуманы в 80-ых годах прошлого века.
Объяснение алгоритма выполнения практической работы
Это слово я неслучайно оставила.
– Какой праздник мы будем отмечать в конце ноября? (День матери)
– Я предлагаю завершить изготовление открытки, вставив в неё красочную надпись. (Слайд 12)
– Сегодня на уроке вы научитесь это делать.
Для этого надо:
- открыть файл с открыткой;
- перейти на вкладку вставка;
- найти значок WordArt;
- с его помощью вызвать коллекцию WordArt, содержащую различные варианты надписей;
- щелкните мышью на понравившейся вам надписи, затем – по кнопке Ок;
- введите текст надписи “Поздравление для мамы” и щелкните по кнопке Ок;
- перейдите на вкладку формат и найдите;
- в раскрывшемся списке выберите положение перед текстом;
- расположите надпись по своему усмотрению;
- сохраните работу в своей папке под именем Открытка.
Повторение алгоритма выполнения задания.
Нужно поставить правильный порядок действий. (Раздаточный материал рис. 4)
7. Физкультминутка
Чтоб держать рабочий ритм
повторяем алгоритм:
Руки вверх, наклон вперёд,
Выпрямились, поворот,
Вправо, влево повернулись,
Потянулись, улыбнулись,
Головой два поворота
И садимся за работу.
8. Практическая работа за компьютером.
Дети выполняют работу по алгоритму, который у них находится на столах (рис. 5).
На рабочем столе компьютера находится документ, в который нужно вставить надпись (рис.6). Во время выполнения работы звучит песня О.Газманова “Мама”.
9. Подведение итога (Слайд 14)
– Закончите предложение:
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Где вы сможете использовать полученные знания?
10. Домашнее задание.
– Выучить определения в буклетах (рис. 7, 8).
Рис. 7
Рис. 8
– Урок закончен. Всем спасибо.