Цели:
- формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге и обязанностях;
- показать ценность и важность семьи в жизни человека;
- формировать знания об основных функциях семьи;
- формировать ответственность за семью;
- помочь учащимся глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь, познакомить учащихся с основами семейного права;
- рассмотреть проблемы, возникающие в семье;
- обсудить обязанности и ответственность, которые налагает на человека семья;
- способствовать формированию ответственного отношения к семье;
- учить ребят вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
Оборудование: мультимедийное оборудование и презентация к уроку, Конституцию РФ.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока
Организационный момент: (учитель сообщает цель урока).
Проблема любви, отношений между юношами и девушками, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны усвоить понятия:
- брак;
- семья;
- брачный договор;
- условия вступления в брак;
- права и обязанности супругов;
- договорный режим имущества супругов.
Учащиеся научится:
- Объяснять назначение семьи.
- Раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений.
- Аргументировать свои ответы.
- Высказывать собственную точку зрения.
План урока:
I. Проверка домашнего задания по теме “Свобода совести”: (Фронтальный опрос учащихся.)
А). Ответить “да” или “нет” (учащиеся поднимают таблички с ответом “Да” или “Нет”).
- Вера – это доверие к своему внутреннему убеждению. (Да)
- Понятие “вера” имеет только религиозный оттенок. (Нет)
- Религиозное верование – это внутренняя убежденность в существовании высшей силы, Бога. (Да)
- Свобода нравственного выбора рассматривается как невозможность человека решать, придерживаться ему атеистических или религиозных взглядов. (Нет)
- Во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан. (Да)
- Практическое задание (письменная самостоятельная работа в тетрадях – учащиеся заполняют схему, дают краткую характеристику каждой религии).
Б). учащиеся делает вывод устно (фронтальный опрос).
П. Изучение нового материала.
Учитель. “Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение”– писал выдающийся советский педагог, автор знаменитой “Педагогической поэмы” А.С. Макаренко.
1). Дать несколько определений понятия “семья” (Слайд 1).
2). Ответы учащиеся (какое разделяют, почему, или приводят своё)
3). Работа с понятием “семья” в учебнике (знакомство, осмысление).
Учитель: Итак, ребята, что же такое семья, как думаете вы? Сегодня мы и будем об этом говорить. Вы узнаете о том, что такое “психологический климат в семье”, каким он бывает и от чего зависит. Мы также обсудим с вами вопрос о семейных правах и обязанностях, поговорим об основных функциях семьи и о слагаемых семейного счастья и благополучия. (Ответы учащиеся)
Учитель: Семья в современном обществе (Слайд 2) – особая малая группа, это союз, в основе которого лежит особое эмоциональное чувство – любовь (супружеская, родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на любви семейные отношения способствуют заботе о самых беззащитных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых – детей и стариков
2. Игра “Рождение семьи”. (Слайд 3).
Учитель: А как семья появляется? Давайте выясним это в игре “Рождение семьи”. На экране вы видите этапы образования (рождения) семьи. Ваша задача – расположить их в тетради в правильной последовательности (сверху вниз):
- Встреча.
- Образование малой группы.
- Брак.
- Обязанности относительно друг друга.
- Рождение детей.
- Обязанности по отношению к детям.
3. Проверка самостоятельной работы.
4. Работа класса с информацией (Слайд 4).
Задания по слайду: Для чего семья нужна? Каковы ее задачи, функции?
5. Ответы учащиеся.
6. Порядок заключения брака, признаки брака.
Самостоятельная работа учащиеся с информацией (Слайд 5, 6)
– чтение;
– анализ;
– ответы.
Учитель: Итак, семья нужна человеку для счастья. Человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте, – ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя любят и ждут? Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых нельзя нормально жить и работать? Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастье материнства и отцовства? В семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семейные традиции – источник стабильности и гуманности общества. Таким образом, семья – одна из самых важных ценностей в жизни человека.
Вывод: учащиеся, брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимном согласии и любви.
7. Условия действительности брака, имущественные и личные отношения, права и обязанности. (Слайд 7, 8, 9, 10, 11). (Диалог учителя и учащиеся.)
8. Расторжение брака.
Практическая работа на доске (юноша и девушка пишут причины расторжения брака).
Учитель: Проведем сравнение, сделаем вывод.
Учитель: Китайский мудрец Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви”. К сожалению, не всегда в наших маленьких государствах царит любовь. Отчего так случается? На мой взгляд, счастье или несчастье семьи во многом зависит от психологического климата, который в ней сложился. Ученые выделяют два вида психологического климата в семье – благоприятный и неблагоприятный.
Учитель: В чем причины расторжения браков?
- Почему люди разводятся?
- Кто больше страдает от разводов – родители или дети?
- Может ли развод быть безболезненным?
- Сознаете ли вы, что от вашего отношения к родителям зависит их любовь и крепость брака?
“Все счастливые семьи похожи друг на друга,
а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”
Л. Н. Толстой
Самостоятельная работа учащиеся с заданием № 7 на стр. 240.
Учитель: Итак, кроме прав мы все должны помнить и выполнять свои обязанности. Как, по-вашему, должны распределяться семейные обязанности, чтобы в доме был мир и покой, и все были бы счастливы? А у детей должны быть обязанности? Родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различия между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.
Однако честь требует возвращения долгов. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми. Таким образом, семейный долг – это проверенная временем вечная ценность, это основа благополучия не только семьи, но и государства.
Долг семьи перед обществом, его будущим состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Семейный долг – это не просто слова и это не только моральное понятие, это закон, закрепленный в Конституции РФ.
Откройте, пожалуйста, Конституцию РФ, найдите и прочитайте ст. 38, п. 2 (Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.) Таким образом, семейный долг – это не просто слова и не только моральное понятие, это закон, закрепленный в Конституции РФ.
9. Итог урока, проверка полученных знаний.
Учитель: Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам проверить свои знания, полученные на уроке (работа в парах)
- брак;
- семья;
- брачный договор;
- условия вступления в брак;
- права и обязанности супругов;
- договорный режим имущества супругов.
10. Домашнее задание. (Слайд 12).
§ 48, Вопросы и задания стр. 240–241, эссе на тему “Моя будущая семья”.