Цель урока:
- Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о МГП.
- Поразмышлять над решением вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта.
Эпиграф:
“Война – это зло. Ее ведут с помощью несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления.”
(Плутарх, древнегреческий историк.)
Оформление доски: название темы урока, эпиграф к уроку, книги по МГП, портреты А.Дюнана, Л.Н.Толстого, роман “Война и мир”, картины о войнах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Музыкальный эпиграф. Звучит песня “Комбат” (первый куплет).
3. Слово учителя: Тема нашего урока: “Гуманность на войне. Миф или реальность?” Сегодня мы с вами попробуем выяснить, может ли война вестись по правилам или на войне как на войне.
– За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.
– В наполеоновских войнах(1805–1815г.г.) число убитых составило около 1 миллиона
человек.
– Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20
участников военных действий на одно гражданское лицо. Материальный ущерб
составил 280 млрд. долларов.
– Во второй мировой войне было убито от 40 до 62 миллионов человек,
приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. Ущерб
составил 4 трил. долларов. Великая Отечественная война унесла свыше 26 миллионов
человеческих жизней.
– За последние 50 лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они
унесли жизни свыше 30 миллионов человек. Соотношение убитых составляет 10
гражданских лиц на одного военнослужащего.
Конечно, нельзя в одночасье добиться всеобщего мира согласия, но необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права (МГП).
4. Вопрос классу: Что такое МГП? Дайте определение.
МГП – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
Вопрос классу: Как еще называют МГП? Почему?
Право Женевы, право войны, право вооруженного конфликта.
Слово учителя: Употребление термина “война” в МГП ограничено, вместо него используется термин “вооруженный конфликт”. Это связано с тем, что термин “война” употребляется по отношению к “международному вооруженному конфликту”, но ведь бывают и “немеждународные вооруженные конфликты”.
Вопрос классу: В чем различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Приведите примеры.
Слово учителя: МГП соединяет в себе правовые и нравственные ориентиры, основываясь на милосердии, сострадании, помощи, защите, ограничении насилия. Оно содействует пониманию того, что человеческая жизнь – высшая ценность.
Вопрос классу: Кого и что защищает МГП в период вооруженного конфликта?
(Ответы учащихся, схема на доске.)
Слово учителя: Как вы думаете, почему именно эта категория лиц находится под защитой МГП?
Сущность МГП в том, чтобы регулировать поведение участников конфликта, привнести в него определенный порядок, определив права и обязанности воюющих сторон.
5. Работа в группах: Какой (какие) из ряда предложенных афоризмов наиболее полно отражают сущность МГП?
- Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. (Конфуций)
- Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие. (А.Дюнан)
- Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди. (Б.Шоу)
- Война – незаживающая рана, которую получил мир. (Дж.Б. Пристли)
- Старый девиз права войны: “Причини неприятелю всевозможный ущерб” уступил место новому закону: “Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем того требует цель войны”. (Ж.Пикте)
6. Работа в группах: конструкторское бюро “Текст и вопрос”. Используя все опорные слова, составь связный текст. Опорные слова: кодекс рыцарской чести, забота о пленных и раненых, Ж.Ж. Руссо, Сольферино, стороны вооруженного конфликта, А.Дюнан, Первая Женевская конвенция. (Раздаются листы.)
7. Слово учителя: Хорошо, мы вспомнили историю становления и развития МГП.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему так долго шел процесс становления МГП?
Вопросы классу: Что вам известно о МККК?
– Какие события привели к его созданию?
– Назовите основополагающие принципы МККК?
– Почему основатели МККК сделали эмблемой своей организации красный крест?
– Кого должна защищать эта эмблема?
– Кого называют комбатантами?
8. Работа в группах: определить категорию лиц, изображенных на рисунке, а также название Женевский конвенции, защищающей этих лиц. Придумайте к рисункам подписи. (раздаются листы с рисунками)
9. Работа в группах: Задания 1-й группы: к серьезным нарушениям норм МГП относятся следующие действия противоборствующих сторон: а). преднамеренное убийство раненых; б). ложная информация; в). оказание помощи раненым противника; г).пытки военнопленных с целью получения военных сведений.
Задания 2-й группы: При аресте у военнопленного нужно оставить: а). часы;
б). фотоаппарат; в). гранату; г). очки; д). карту; е ). письма.
Задания 3-й группы: В соответствии с нормами МГП разрешается: а). устраивать засаду; б). имитировать аэродром; в). использовать санитарные транспортные средства для перевозки боеприпасов; г). использовать мины-ловушки в виде детских игрушек.
Задания 4-й группы: Военнопленные при допросе: а). могут о себе не сообщать; б).обязаны сообщить только Ф.И., дату рождения, воинское звание, личный номер; в). обязаны сообщить свою Ф.И., дату рождения, воинское звание, сведения о своей воинской части, личный номер, место нахождения воинской части.
10. Слово учителя: Давайте вернемся к эпиграфу урока. Чтение слов Плутарха.
Вопрос классу: Как вы считаете, был ли Плутарх сторонником МГП и почему?
Учитель читает высказывание Л.Н.Толстого из романа “Война и мир”.
“Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка”.
Вопросы классу: Можем ли мы сказать, что Л.Н.Толстой был сторонником МГП? – Почему?
– Как же получается, что великий писатель-гуманист, выступает против гуманных
способов ведения войны?
– В какой еще войне поднималась “дубина” народной войны?
– Возвращаясь к теме урока, ответьте мне на вопрос: “Гуманность на войне. Миф
или реальность?”
– Приведите примеры гуманности на войне известные вам из истории, литературы.
11. Выступления учащихся, готовивших индивидуальные задания: найти в материалах печати, сети Интернет примеры гуманного поведения русских или немцев в годы Великой Отечественной войны.
12. Итог урока. Слово учителя: Стал историей ХХ век. Человечество вступило в новое тысячелетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях жестокого противостояния.
Звучит песня “Комбат”.