Пособие составлено для родителей, которые играют со своими детьми, заинтересованы в их развитии и обучении. Пособие содержит игры и упражнения, подобранные педагогами МДОУ “Детский сад №126” г. Краснодара из опыта работы с детьми раннего возраста (1,5 – 3 года). Данный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, а творческая деятельность позволяет сделать развитие и обучение интересным и результативным – это явилось главным фактором в выборе содержания пособия.
Игры-упражнения для детей раннего возраста на развитие мелкой моторики, творческой деятельности.
Цель игр и упражнений:
- развитие мелкой моторики, как фактора стимулирующего развитие речи, мышления, памяти, восприятия, внимания;
- формирование у детей чувства уверенности в себе и своих силах;
- развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения);
- развитие точности, координации движений;
- обогащение сенсорного опыта, знакомство с сенсорными эталонами;
- развитие общей осведомленности;
- развитие координации зрительного и двигательного анализаторов.
- развивать творческие способности;
- развивать аккуратность, дисциплинированность, навыки сотрудничества;
- развитие психических процессов (речи, мышления, внимания, восприятия, памяти, ощущения);
- развитие познавательных способностей;
Виды игр и упражнений
№ |
Название упражнения |
Оборудование |
Ход упражнения (Х), и примечания (П). |
1 | Пальчиковый театр | Куклы для пальчикового театра или украшенные перчатки, или напальчники, или персонажи прикрепленные к колечкам…) | Х: игра 1 – “Здравствуйте” (с одной
игрушкой на каждой руке). Игра 2-“Зарядка” (по 2
игрушки) – наклоны, повороты – синхронное
движение пальцев рук. Игра 3. “Танцы” (по
несколько игрушек) – разноименные движения
пальцев. П: поэтапное выполнение, с учетом сложности координации движений. |
2 | Рыбалка | Катушки (или палочки), длинные нитки, игрушки-рыбки (морские обитатели). | Х: “Возьми маленькую желтую рыбку…” –
дети получают игровые пособия – катушки (или
палочки), на которые наматываются нитки с
привязанной на конце рыбкой. Ребенку необходимо
самому размотать и смотать нитку. П: называются названия рыб, размер, цвет (или спрашиваются у ребенка) |
3 | Волчок | Плоские небольшие крышки, твердые плоские круглые предметы или игрушка волчок | Х: “Возьмите игрушку большим и
указательным пальцем, сделайте вращательное
движение” П: можно ограничить пространство кольцом для запуска волчка. |
4 | Копилка | Копилки, монеты, зерна фасоли, орехи “Фундук”, емкости с монетами, зернами фасоли, орехами (перемешан-ными в одной емкости для каждого ребенка). | Х: дети экспериментальным путем
устанавливают предметы, которые помещаются в
прорезь копилки. П: определить на вес: тяжелая или легкая копилка, сравнить с другой, сделать вывод о содержимом копилки– полная и ли пустая, пошуметь ею. |
5 | Бусы (разновидность игры “шнуров-ка”) | пуговицы, деревянные иголки (или проклеенный кончик шнурка), шнурки разного цвета и длины. | Х: подражание действию пришивания
пуговицы. П: обратить внимание на величину пуговиц. Цвет шнурка, его длину, количество дырок в пуговице (для первого знакомства брать пуговицы с меньшим количеством дырок). |
6 | Прищепки | Мисочки (по количеству цветов прищепок), веревка или скакалка, прищепки, одежда для кукол (платочки…) | Х: снимаем один комплект одежды,
складываем прищепки в разные мисочки,
дифференцируя по цвету, затем вешаем на веревку
другой комплект. П: для расширения знаний детей можно брать прищепки дополнительных цветов, знакомятся с цветом, закрепляется понятие “Такой же, одинаковый”. |
7 | Аптека | Пипетки, салфетки, губки для сбора воды (если прольется), упаковки из под больших таблеток, палитра с цветной водой. | Х: с помощью пипеток нужно наполнить
упаковки из под таблеток цветной водой. П: закрепить понятие цвета, пустой, полный, приучать к аккуратности, использовать салфетки. |
8 | Художник (игры с крупами) | подносы, крупы (гречиха, рис, манная крупа), мелкие игрушки. | П: крупа насыпана на поднос в
достаточном количестве. Ребенок рисует пальцем
по показу взрослого в подносе с крупой. Х: 1. “Давайте сделаем ровную полянку для зверей” – придавливаем, прихлопываем, разравниваем поверхность. 2. “Сделаем дорогу”-провести зверюшку. 3. “Нарисуем солнышко с глазками…”. 4. “Сделаем горку”-преодолеть горку. Х 2: то же с другой крупой. |
9 | Кинезио-логические упражне-ния | Пастель, бумага для рисования, цветы и рыбки из разных материалов. | Х: рисование двумя руками одновременно,
сводя руки вместе и разводя в стороны – “лужок”
(зелеными карандашами), “море” (синими
карандашами). Украсить рисунки с помощью
аппликации цветами или морскими обитателями. П: можно дорисовывать другие объекты: водоросли, камни, солнце и т.д. – двумя руками одновременно совместно со взрослым. |
10 | Парало-новые губки | Паралоновые губки по 2 каждому. | Х: 1. “Прятки” – сжать игрушку, чтобы
поместилась в кулачке, раскрыть ладонь, показать,
повторить 3 раза. 2. “Щекотка” – утопить пальцы по очереди в игрушке, в другом порядке повторить. П: определить на ощупь –мягкая, назвать предмет, цвет, форму, размер сравнить. |
11 | Плоскост-ные игрушки | Картинки игрушек из картона или другого плотного материала. | Х: кто это? –Рыбки –удерживать на
ладони картинку, не роняя, поднять ладошки вверх,
опустить вниз, спрятать между ладонями, сделать
плавающие движения (обе ладони из стороны в
сторону, вверх-вниз). “ку-ку”-раскрыть ладонь,
удерживая игрушку основанием ладони, сомкнуть
ладони. Тоже самое, но ладони расположены
вертикально полу. П: определить на ощупь форму, назвать предмет, цвет, размер сравнить |
12 | Игры в песке | Емкость с песком или горохом, или фасолью, или кукурузой. Мелкие игрушки (из киндерсюрприза), в зависимости от темы, домик-коробочка, влажные салфетки | Х: найдите зверей, спрятавшихся в песке, сложи их в домик-коробочку. Игра в песке, затем исключение лишнего или классификация по какому-либо признаку найденных предметов. |
13 | Коробочки (камни, пуговицы) | Игрушка-рыбка, белка, коробочки, наполненные смесью (из 2-х наполнителей) пуговицами, морскими камнями, орехами, ракушками... | П: обязательная демонстрация образца; -разная величина, цвет, качество наполнения. Х: рыбка просит найти маленькие овальные камушки, белку угостим большими орехами (грецкие, а не фундук) П: меняются коробочки и игрушки. |
14 | Следы (работа пальчиковыми красками) | Пальчиковые краски, образец-заготовка следов, влажные салфетки, бумага чистая (4 полоски шириной 3 см, 5 см). | Х: прикосновение – двумя пальцами
одновременно нарисовать следы зайца по дорожке к
морковке. Х: круговые движения – двумя пальцами одновременно нарисовать следы медведя (лисы) по дорожке. П: сравнить размер следов и вид. |
15 | Бусы (работа с красками и пластили-ном) | пальчиковые краски, заготовка рисунка, влажные салфетки, бумага чистая; пластилин (заготовка – 2 тонких колбаски), доски для лепки, цветные камушки (крупные бусины, фасоль, ракушки..), подносики для камушков. | Х: 1-нарисовать бусы разного цвета с
помощью пальчиковых красок на заготовке
(нарисованная нитка для бус). 2-а) сравнить нитки
(колбаски из пластилина) по длине, сделать из
длинной колечко, б) положить на доску, украсить
камушками, придавливая пальцем камушек к
пластилину на досточке для лепки. П: закреплять понятия цвета, длины. |
16 | Покорми зверей (работа с тестом) | Игрушки: курочки, заяц, ёж; тесто обычное или для лепки, доски для лепки, влажные салфетки, стеки, тарелочки разной величины и цвета. | П: тесто в виде толстых коротких
колбасок. Х 1: “Давайте угостим курочек зернышками. Мы раскатаем длинный колосок и поделим его на мелкие части” – раскатывает между ладонями образец и способом отрывания делит на маленькие части, складывая части в тарелочку. П: большие части в большую тарелочку для зайчика или ежика. Х 2: можно разрезать стекой на специальной доске колбаску для кошки, предварительно раскатав. |
17 | Перинка для мышки | Полоски бумажных салфеток (по 3 см), кроватки (маленькие ёмкости), мышка, одеяла для мышек (лоскутки ткани), 4 прямоугольника для построения квадратного домика) | Х: сделать перинки, способом отрывания
маленьких кусочков от полоски салфетки, заполняя
кусочками кроватку (ёмкость размером 5\5 см). П: уложить мышку спать на перинку, построить домик для мышки из конструктора (квадрат по образцу взрослого). |
18 | Уточка (сложная апплика-ция) | Крупа манная, рисовая в разных ёмкостях, клеевой карандаш, клей ПВА, силуэт уточки, лист бумаги, глаз утки, кисточка для клея, клеёнки, салфетки | Х: 1-аппликация – приклеить рисунок-уточку клеевым карандашом, намазывая на клеенке. 2-намазать клеем ПВА кисточкой уточку сверху по частям. 3-посыпать лапы, клюв, крылья рисовой крупой на клей.4– посыпать уточку манной крупой. 5-приклеить глаз. |
19 | Рыбки (учим ребенка работать с нож-ницами) | Силуэт рыбок, полоски разной цветной бумаги длиной 5-6 см, шириной 0,7 см., ножницы, клеевой карандаш, клеёнки, салфетки, подносики для кусочков цв. бумаги | Х: 1 – учить детей резать полоски на
маленькие части: дать ребенку правильно ножницы,
помочь закладывать и продвигать полоску бумаги
между лезвиями ножниц (кусочки резать на
подносики).2 – намазать клеем рыбку и посыпать
кусочки на рыбку. 3 – приложить крепко к рыбке
салфетку (пожалеть рыбку, что бы кусочки
приклеились) – рыбка с чешуёй. П: можно украсить по 2 рыбки. |