Профессиональный ринг для учащихся 9-го класса

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самообразованию.

Задача: побудить старшеклассников более серьезно и продуманно отнестись к выбору будущей профессии, исходя из своих способностей, интересов и увлечений.

Оборудование: бумага А4, клей, ножницы, маркеры, старые журналы, демонстрационный и иллюстративный материал, презентации о ДСХТ и ПТУ г. Миллерово.

Организационные моменты: заранее, до проведения этого мероприятия, учащиеся делятся на группы и им дается задание подготовить сообщение о той специальности, которую им хотелось бы получить в будущем. Сообщение должно быть небольшим, но интересным.

Содержание мероприятия.

“Найти свою дорогу, узнать свое место –
в этом все для человека, это для него
значит сделаться самим собой.”
В.Г. Белинский

Учитель: Уже сейчас вас интересуют и волнуют следующие вопросы: Чем заниматься? Где работать? Кем быть? и многие другие. Сегодня быстро развивающейся экономике требуются высококвалифицированные и качественно подготовленные специалисты. На многих предприятиях не хватает рабочих рук. А молодые люди, по-прежнему, выбирают профессию по случайному принципу, из-за недостаточной информации для принятия этого жизненно важного решения. Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

– профессия должна быть интересной,
– профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
– профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Конкурс № 1 “Давайте, познакомимся”.

В данном конкурсе учащиеся должны представить свою команду (название и девиз) а также рассказать о той профессии, которую они хотели бы получить в будущем и проинсценировать случай из жизни людей этой профессии.

Педагог-психолог: В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. “Медиапленнер”, “Криэнтор”, “бренд-менеджер” привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения. Откуда появились новые профессии и что же означают незнакомые названия? С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производителя возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы он стал узнаваемым и раскупаемым. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менджеры по рекламе. На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иноземными названиями. В современных экономических условиях потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специальности, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. Выбирая себе профессию, молодые люди часто не представляют себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии, так как они считают свою пригодность чем-то само собой разумеющимся. А некоторые думают об этом долго и мучительно. Но нередко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть неправильное представление о самих себе. Итак, профессий много. Знать их все невозможно. Точно определить свою годность к той или иной профессии тоже трудно. Так как же быть? Для начала попытайтесь определить, какая сфера человеческой деятельности наиболее для вас привлекательна. Для какой сферы есть необходимые задатки, способности? Вам предлагается выполнить задание теста на профессиональную ориентацию. (учащиеся работают с тестами)

Конкурс № 2 “Игровая разминка”.

На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П.

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающие на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

К
Контролер
Киноартист
Крановщик Р
Кочегар
Киномеханик
Космонавт
Кабельщик
Кровельщик
Р
Разведчик
Рыбак
Редактор
Радиоведущий 
Рентгенолог
Радист
Репортер
 
Ф
Фрезеровщик
Фотограф
Фигурист
Фармацевт
Фтизиатр
Фокусник
Фотомодель
Фотокорреспондент
П
Проводник
Плотник
Пилот
Пожарный
КПолицейский
Полярник
Пограничник
Печник

Учитель: Прежде, чем выбрать себе профессию, полезно побольше узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях. Во-первых, можно попросить рассказать об интересующих вас профессиях знающих людей. Во-вторых, можно прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать работать самому. Я предлагаю Вам посмотреть презентации о ДСХТ и ПТУ г.Миллерово.

Конкурс № 3 “Художники профессий”.

Задание: участникам по очереди предоставляется право изобразить на бумаге 6 предметов, имеющих отношение к профессии. Команда-соперник угадывает, какая профессия изображена. Загадываются следующие специальности (они предлагаются на карточке):

  1. Цветовод-дизайнер
  2. Швея
  3. Оператор ЭВМ
  4. Медицинская сестра
  5. Штукатур
  6. Повар

Педагог-психолог: самое главное при выборе профессии – определить, какие из качественных сторон профессии для Вас более желанны, важны. Главное – выбрать профессию, которая будет соответствовать вашим интересам и склонностям, личностным особенностям, способностям. Можно даже попытаться сформулировать, что именно в характере человека помогает ему добиться успеха. Это, прежде всего: упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих и идти к собственной цели, не пасуя перед преградами. Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности – умение понять психологические особенности окружающих и соперников и правильно использовать эти знания в большой игре жизни. Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже является важным элементом успеха. Особая “гибкость”. Человек, рожденный для удачи, всегда точно понимает, когда надо признать свое поражение или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в своем конечном успехе.

Конкурс № 4 “Профессиональные качества”.

Задание: Перечислить качества, присущие следующим профессиям: врач, учитель, юрист, экономист.

Врач
Гуманность
Тактичность
Ответственность
Точность
Собранность
Сила воли
Милосердие
Образованность
Информированность
Учитель
Любовь к детям
Гуманность
Образованность
Терпение
Находчивость
Самосовершенствование
Эрудированность
Воспитанность
Коммуникабельность 
Юрист
Честность
Порядочность
Эрудированность
Знание законов
Непредвзятость
Тактичность
Ответственность 
Собранность
Интуиция 
Экономист
Терпение
Собранность
Информированность
Коммуникабельность
Точность
Образованность
Умение оперировать цифрами
Порядочность
Ответственность

Конкурс № 5 “Один день из жизни”.

Задание: составить рассказ о типичном трудовом дне учителя, фотомодели, врача, юриста. Этот рассказ должен состоять только из существительных. Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него.

Конкурс № 6 “Профессиональные пословицы и поговорки”.

Команды по очереди произносят поговорку или пословицу о труде, ремесле. Выигрывает та команда, за которой остается последнее слово. Условие: нельзя повторяться.

  1. Мастерство везде в почете.
  2. Кто труд любит, долго спать не будет.
  3. Каждое дело любовью освящается.
  4. Дело мастера боится.
  5. Работа да руки – надежные в людях поруки.
  6. Золото познается в огне, человек – в труде.
  7. Кто не работает, тот не ест.
  8. Каждому – по делам его.
  9. Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
  10. Не то забота, что много работы, а то забота, как нет её.
  11. Ноги носят, а руки кормят.
  12. Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.
  13. Дело учит, и мучит, и кормит.
  14. Без дела жить – только небо коптить.
  15. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
  16. Кто мало говорит, тот больше делает.

Конкурс № 7 “Давай споем”.

Задание: участники команд должны вспомнить и по очереди спеть отрывки песен, в которых упоминается какая-либо профессия. Критерии оценивания: количество исполненных песен, качество исполнения, общая культура поведения членов команды.

Учитель: Перед вами открываются большие дороги. Дороги, которые вы выбираете, поведут вас по жизненному пути. Выбирай любую, но не забывай, что от тебя зависит, будет твой труд увлекательным или скучным, радостным или прозаичным. Думаю, что сегодняшнее мероприятие будет для вас полезным и поможет вам определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха!