…Живой является только та воспринимаемая истина, которая порождена собственным мышлением…
Мещеряков Б., Мещерякова Н.
В современных условиях развития общества, на первом месте оказалась потребность общества в воспитании человека качественно нового типа. Перед обществом встала задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию, способной к творческому самовыражению.
Каким сам себя видит ребенок в этом обществе? Какой образ себя он создаст и попытается воплотить в жизнь? Каким, он примет себя как ценность? Как укрепит веру в себя и свои силы, ощутит свою уникальность и неповторимость? На эти вопросы ребенок сможет найти вопросы, но важно, чтобы ответы, которые он найдет, помогали в его дальнейшей жизни.
Открытое занятие “Мои права” поможет создать условия для развития и воспитания нравственной и духовной личности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры, поможет детям сориентироваться в жизни, стать достойным членом общества.
Цель занятия: получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- Познакомить детей с главным защищающим их документом.
- Воспитывать в детях гуманистическую и психологическую культуру.
- Развивать у обучающихся позицию уважения к своим правам и правам других людей.
Данное занятие сконструировано как целостная ситуация продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности преподавателя и воспитанников объединения, организации такого рода ситуаций, которые адресованы к личности, актуализируют ее потенциал развития, создают зону перцептивного развития. Совместное решение значимых для участников обучения проблем и задач рассчитаны на развитии не только потребности в новом знании и широком спектре интеллектуальных и коммуникативных средств его получения, но и, в то же время, выстроят механизм осуществления этой потребности. Ибо сотрудничество всех участников в поиске, обнаружении условий и в создании культурно-полноценного продукта, рефлексии новых перспектив на основе полученных результатов и анализа путей их достижения – создаст полный цикл мотивационного развития.
Открытое занятие “Мои права” можно использоваться в работе педагогов дополнительного образования детей в объединениях социально – педагогического (психологического) направления, педагогами – организаторами УДО, заместителями директоров школ по воспитательной работе, вожатыми, классными руководителями.
Тема: Права ребенка.
Тип занятия: разбор конкретных ситуаций.
Форма проведения: тематический утренник.
Метод обучения: репродуктивно-творческий.
Сложность: высокая.
Место учебного занятия в программе: 2 год обучения, 8-9 лет.
Характеристика оборудования: магнитофон, компьютер, экран, мультимедийная установка, диск со слайдами и сюжетом фильма, музыкальная подборка, кроссворд, нарисованный на ватмане.
Цель: получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- Познакомить детей с главным защищающим их документом.
- Воспитывать в детях гуманистическую и психологическую культуру.
- Развивать у обучающихся позицию уважения к своим правам и правам других людей.
Хронометраж: – 45 минут:
- Организационная часть – 5 минут.
- Постановка задачи – 5 минут.
- Основная часть – 30 минут.
- Подведение итогов – 5 минут.
Ход урока
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами поговорим на очень серьезную тему. Какую? А вот это вы мне скажете сами, после того, как мы, все вместе, разгадаем кроссворд. Он называется “Какими качествами должны обладать люди, граждане своего государства?”.
Вопросы:
Мы верим человеку, потому, что он всегда говорит правду, не обманывает, такого человека все называют…/ПРАВДИВЫЙ
Если у человека высокий интеллект, и он знает много всего разного, про этого человека говорят, что он хорошо…/РАЗВИТЫЙ
Вы состоите в активе класса, участвуете во всех делах класса, то про вас говорят, что вы…./АКТИВНЫЙ
Вы не забываете про вежливость? Здороваетесь со всеми педагогами и ребятами в школе и в Центре? Тогда про вас все скажут, что вы…/ВОСПИТАННЫЙ
С вами приятно общаться, вы хорошо знаете математику, литературу и многие другие школьные предметы. Вы получили хорошее образование. Как вас можно охарактеризовать? /ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Конечно, положительных качеств, которыми обладают люди, намного больше. Назовите, пожалуйста, качества, которые не вошли в этот кроссворд.
Дети отвечают на вопрос
Ведущий: Молодцы! Вы прекрасно знаете лучшие человеческие качества и, конечно, вам удалось разгадать кроссворд. О чем пойдет сегодня наш разговор?
Ответ детей: О праве.
Ведущий: Не просто о праве, о ваших правах! Каждый гражданин своей страны, любой страны мира, кроме общечеловеческих качеств, обладает еще и правами и обязанностями, которые закреплены Конституцией этой страны. Обладаете своими правами и обязанности и вы. Ваши права закреплены Конвенцией о правах ребенка. Этот документ принят Организацией Объединенных наций еще в 1989 году. Более 139 стран подписали этот документ и на территории этих стран этот документ самый важный, выполнение его контролируется всеми странами участниками Конвенции.
Государства – участники обязуются информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы Конвенция о правах ребенка исполнялась, был учрежден комитет по правам ребенка. Он состоит из девяти экспертов. Сегодня, мы с вами познакомимся с несколькими статьями Конвенции.
Ну, что начнем?
Звучит мелодия раздольной русской песни.
На экране слайды с изображением русской природы
У каждого народа и государства много песен и стихов о матери – Родине. есть они и у нашего народа:
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли в красе царственной
Развернулася!..
И.Никитин “Русь”
Наше страна, наше государство, самое деятельное участие принимает в работе Организации объединенных наций. А это значит, что она с честью и гордостью выполняет все законы, которые принимаются в ООН. Эти законы выполняются в любом городе России, в любом её населенном пункте. Давайте совершим небольшое географическое путешествие. Путешествие по городам, которые стоят на одной из самых известных русских рек. Как вы думаете, какая это река?
Дети: Волга.
Звучит фонограмма песни “Течет река Волга” в исполнении Л.Зыкиной. На экране появляются слайды с изображением городов
Ведущий: Правильно! Сейчас мы вспомним города, которые построены около этой реки.
Много городов в России,
Их мы будем вспоминать.
Я начну, а вы кончайте,
Поскорей их называйте!
1. На великой реке Волге
Град известный всем стоит.
И ему река большая
Имя с гордостью дарит.
ВОЛГОГРАД
2. С первой буквы алфавита
Имя начинается.
Там растет арбузов много,
Как город называется?
АСТРАХАНЬ
3. Пряниками в этом месте
Каждый угощается.
Самовар – там не новинка.
Как, так получается!
ТУЛА
4. Этот город всегда “новый”,
Древнейшим считается!
Дорог он для всей России…
Как он называется?
НОВГОРОД
5. На притоке реки Волги
Златоглавый град стоит.
Его имя россиянам
Очень много говорит.
МОСКВА
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы с легкостью угадали имена городов. Какой бы ни был город: большой, маленький – он часть своего государства, России. В нем выполняются все законы государства, все мировые законы. Выполняются законы “Конвенции о правах ребенка”. Как вы думаете, а котенка, можно считать ребенком? (ответы детей) А маленького лисенка? А лягушонка?
На экране слайды с изображением маленьких животных. Слайды с изображением зверей сменяет слайд, на котором изображен ребенок, гладящий своего питомца.
Давайте заглянем в Конвенцию:
Статья 1
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
На экране слайд с изображением маленького человека с мамой и папой.
А теперь, когда вы знаете первую статью Конвенции о правах ребенка, вы можете, ссылаясь на свой закон, ответить на вопрос, который я вам задала минуту назад. Можно маленького зверька считать ребёнком?
Дети: Нет!
Ведущий: Правильно, нельзя. Для охраны зверей есть свои законы. А этот закон – “Конвенцию о правах ребенка” должны исполнять все взрослые, в каком бы городе, поселке, деревне они не жили. Этот документ ваш. И вы должны знать свои права и уметь их отстаивать, перед взрослыми людьми и перед сверстниками. Давайте с ними познакомимся.
На экране видеоролик “боевые действия в Ираке”
Тысячи детей гибнут в местах боевых действий, тысячи детей умирают от голода и холода. Каждый день, на экранах телевизоров мы видим такие печальные кадры. Из – за взрослых проблем, может быть, не успели вырасти и погибли будущие нобелевские лауреаты. А может быть, погибли ученые, благодаря которым мы могли бы путешествовать по разным планетам. Все эти дети могли жить, могли делать открытия, могли стать великими писателями, спортсменами! Как много они могли сделать! Как долго они могли жить!
Ваш закон “Конвенция о правах ребенка” подумал об этом.
Статья 6
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Ваше государство уважает ваше право на жизнь и все делает для того, чтобы у нас в государстве, во всем мире больше не было войн.