Проверка безударной гласной в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Содействовать формированию умения учащихся проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму.
  • Способствовать развитию умения распознавать орфограмму в корне слова, составить эталон проверки безударных гласных в корне слова, отрабатывать умение применять эталон проверки безударных гласных в корне слова. Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, трудолюбие, аккуратность.
  • Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, активизировать познавательную деятельность.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Утром я нашла записку, в которой было написано: “Прилетайте ко мне в гости на Луну. Будем распевать чай и распивать песни. Лунтик”.

– Ребята, как вы считаете, Лунтик всё правильно написал? (Разве можно “петь” чай и “пить” песни)

– Лунтик допустил ошибки в своей записке.

– Желаете помочь Лунтику и побывать в гостях у него? ( Да.)

– Но для этого нам нужно преодолеть препятствия.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Совсем недавно мы с вами изучили тему “Звуки и буквы”.

– Вспомните, на какие две группы делятся все буквы и звуки. Сколько гласных букв вы знаете? Сколько согласных букв вы знаете? Дайте характеристику гласным звукам. Сколько гласных в слове могут быть ударными?

– Поставьте в словах ударение, найдите безударную гласную.

Кроты, сосна, трава.

– В данных словах вставьте пропущенную гласную. (Работа по карточкам.)

К…за, д…ма, сл…ды, н…ра , ст…лы, з…ма.

(Слова читают вслух.)

– Какое задание выполняли?

– Кто допустил ошибки в первом слове, во втором и т .д.. Поставьте плюс, если правильно, знак вопроса, если допущена ошибка.

3. Локализация индивидуальных затруднений

Возникло затруднение. Чему же на уроке сегодня будем учиться? (Будем учиться правильно писать слова с безударными гласными ) .

– А чтобы добраться до луны нужно найти выход из возникших затруднений.

– Сегодня мы будем учиться проверять безударную гласную в корне слова и поможем Лунтику научиться правильно писать слова с безударными гласными, а также составим эталон “Как проверить безударную гласную в корне слова”.

– Итак, отправляемся в путешествие на Луну. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. На чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.
У каждого из вас будет ракета

– Итак, друзья, в добрый путь!

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

– Что нужно сделать, чтобы найти безударную гласную в слове? (Поставить в слове ударение.)

– Что нужно сделать дальше? (Найти безударную гласную.)

– Все ли безударные гласные требуют проверки? Прочитайте слова записанные на доске.

Луна, лыжня.

Найдите безударные гласные. Требуют ли они проверки? (Нет, мы их отчетливо слышим)

Назовите гласные, требующие проверки. (а, о, е ,и, я ).

– Как проверить безударную гласную? (Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет под ударением.)

На доске появляется эталон проверки безударной гласной.

5. Реализация построенного проекта

Цель: зафиксировать новый способ действия в речи знаково и преодолеть возникшее затруднение с помощью нового способа действия.

Эталон

  1. Поставьте в слове ударение.
  2. Найдите безударную гласную. Если это буквы а, о, е, и, я, то
  3. Подберите проверочное слово.

– А сейчас поможем Лунтику исправить свою ошибку.

– Нужно было написать. Будем распивать(пить) чай и распевать(петь) песни.

Исправьте свои ошибки, допущенные в пробном действии, пользуясь эталоном.

6. Этап первичного закрепления во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

– Как найти в слове безударную гласную, и проверить её? Работаем по эталону. Прочитайте слова на доске, спишите их ,вставьте пропущенные буквы.( С комментированием).

Гр…чи, р…ка, в…сна, д…жди, з…мля, з…лень, л…ства, к…ра.

7. Этап самостоятельной работы по эталону

Цель: индивидуальная рефлексия достижение цели и создание ситуации успеха.

– Вставьте про пущенные буквы, подберите проверочные слова.

Сова, стр..ла, в…лна, гн…здо,з…рно.

Проверьте по эталону. Рядом со словом ставим плюс, если правильно. Возникло затруднение?

Физкультминутка

От небесного причала,
Оттолкнулся луноход,
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по небу,
Набирая полный ход.

8. Включение в систему знаний

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

– А сейчас выполним следующее задание: разделите текст на предложения, поставьте знаки препинания. В словах вставьте пропущенные безударные гласные.

Пришла з…ма з…мля покрылась пушистым ковром всюду видны сл…ды их оставили Зв…ри и пт…цы

– Проверьте по эталону. Кто допустил ошибки ставьте знак вопроса, если правильно, то плюс.

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

– Наше путешествие подходит к концу. Мы прилетели на Луну. Смотрите, нас встречает Лунтик. Чему мы научились на уроке?

– Проверять безударную гласную в корне слова.

– Давайте подарим Лунтику нашу памятку, чтобы он никогда не ошибался.

– У вас есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

Литература

Учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, 2 класс в двух частях.